«Многим вещам западный рационализм приучился давать имена. Поэзия делает нечто противоположное. Она не дает имен, она влияет на чувства. А каждое слово здесь имеет двойное значение. Поэзия имеет дело с музыкой, с иллюзиями. В поэзии второй смысл всегда важнее первого. Слова возвращаются к своему смыслу лишь сейчас, во время интервью. Вам что, необходимо интерпретировать увиденное, обязательно понять, что это значит? Пусть фильм остается необъясненным. Как музыка, звучащая в тишине». Тео Ангелопулос
"Всемирно известный греческий кинорежиссер Тео /Теодорос/ Ангелопулос (Theo Angelopoulos) скончался минувшей ночью в больнице, куда был доставлен после произошедшего во вторник вечером ДТП. Он был сбит мотоциклистом в пригороде Пирея и госпитализирован в тяжелом состоянии."
http://kinote.info/articles/6343-pogib-teo-angelopulos "Такая нелепая, злая и - одновременно - такая символическая смерть. Такая бытовая и такая мистическая: в "Орфее" (1950) Жана Кокто ангелы смерти в кожанках черных мотоциклистов забирали с собой поэтов, слишком прекрасных для этого мира. Ангелопулос тоже был поэтом. Он снимал свои долгие-долгие фильмы, как Гомер писал свои долгие-долгие сказы. И хотя в жизни казался сдержанным, несколько надменным интеллектуалом, скорее профессором, чем мечтателем, жил в пространстве мифа."
http://www.kommersant.ru/doc/1858352 Эпизод первый - «Накануне»
Это было летом 2006 года. В кабинет вошли двое. Один, протянув руку лодочкой, что-то, растянуто-напевно сказал. Второй, на малопонятном русском языке, коверкая практически каждое слово, перевел: «Здравствуйте! Он здесь хорошо, нравится!» Я опешил, не зная то ли сердиться, то ли радоваться. Жестом, пригласив нежданных гостей присесть, я недоуменно уставился на них, всем своим видом говоря: « Ну и что дальше?». В это время влетел еще один и начал тараторить, с присущей администраторам мероприятий, многословностью. Оказалось, что это административная группа художественного фильма, возвращается из Сибири. Подбирают площадки под натурные съемки. Из короткого разговора я понял: греческий кинорежиссер Тео Ангелопулос снимает фильм о сталинских репрессиях и несколько эпизодов хотел бы снять в Кунгуре. Имя режиссера я слышал, но фильмов его не смотрел. Технической группе это было неважно. Они пришли просить содействия. Оперативно решив все вопросы, я ушел проводить оргкомитет («Небесная ярмарка Урала - 2006»). На прощанье спросил, могу ли я встретиться с режиссером? В октябре-ноябре, ответили мне.
Эпизод второй - «Встреча»
Заметки на полях.
Сидим в банкетном зале «Сталагмита». Кормят паршиво. Надо было с руководством договориться. Предложили бы им, что-нибудь из нашей уральской кухни. Ах, как нехорошо и … что же так не вкусно-то? Вино… вроде ничего, а? Молчите... Нравится или из вежливости? Из вежливости…
Он больше похож на профессора, чем на режиссера… Маленький, лысый, в очках… Глупости! Это стереотипы… шарф, трубка, что-то вызывающее в одежде - это все детские штампы и киношные стереотипы. Он Тео Ангелопулос, все остальное условности.
Бокал вина в его руках напоминает изящную сигариллу с мундштуком, не дымит только. Как хочется курить… как хочется… Неужели никто не курит? Сейчас спрошу разрешения и закурю. Что? Серьезно никто не курит? Ладно, потерпим…
Снега нет. Это не ко мне. Это к матушке природе и в небесную канцелярию. Не смешно. Будет снег. Завтра и послезавтра… Точно… У меня рука легкая, не сомневайтесь.
Мне? 46. 26-го ноября. Хотя мама утверждает, что 28-го ноября. Поэтому она поздравляет два раза. 26-го и 28-го. Тогда точно снег будет!
Кунгур, киношный город. Не один десяток фильмов снимали в наших местах. Режиссеры? «Дерсу Узала» Акиро Курасавы. Да…(хотя причем здесь Кунгур)… «Приваловские миллионы», Ярополк Лапшин, «Один и без оружия», Владимир Хотиненко, «Покушение на ГОЭЛРО» .. ГОЭЛРО? Это…это… трудно объяснить, да и неважно… последние съемки были лет 20 назад.… дай Бог не последняя съемочная группа.
Беседа на отвлеченные темы не завязывается, говорим о кино.
Дружба с Тонино Гуэрра. Т -а-а-а- к. Это известная история. Про курицу. * Смешно…
А я любил мифы Древней Греции. Когда учился. Тео снял очки, посмотрел на линзы и… снова одел. Слушаю. Очень интересно. Это его тема. Надо бы перечитать кое-что из университетской программы. Классику надо не только пОчитать, но и почИтывать.
20 ноября, 2007 г.
http://www.dp.perm.ru/article.php?id=4725 * «Помню, я задумывал "Пейзаж в тумане", и мы беседовали об этом с Тонино. Точнее, я беседовал: он просто слушал и иногда меня перебивал. Потом я вернулся в Грецию, чтобы писать сценарий. Сценарии я обычно пишу в одиночестве, закрывшись в моем доме. Так я писал, пока два дня спустя мне не позвонил Тонино. "Тео, - закричал он, - Ты обязан вставить в сценарий курицу!" Я подумал, что он спятил, что я его не расслышал, и переспросил. Но он имел в виду именно курицу, ничего другого. Я сказал: "Тонино, успокойся" - и повесил трубку, и забыл об этом разговоре. Но через несколько дней я дописал сценарий до одной очень важной сцены. Я не знал, как ее начать и чем закончить. Было необходимо найти что-то странное, необычное… И тогда я вспомнил о курице! Теперь эта сцена вошла в историю кино. Знаете, эта история не смешная, а показательная, я запомнил ее на всю жизнь. Иногда Тонино почти не участвует в фильме, но его вклад неизменно важен. (Тео Ангелопулос, Берлин, 2010 г)
Эпилог.
«…забирали с собой поэтов, слишком прекрасных для этого мира. Ангелопулос тоже был поэтом. Он снимал свои долгие-долгие фильмы, как Гомер писал свои долгие-долгие сказы. И хотя в жизни казался сдержанным, несколько надменным интеллектуалом, скорее профессором, чем мечтателем, жил в пространстве мифа….
Черный мотоциклист пришел за Ангелопулосом, не дав завершить трилогию, в которой он вновь пересказывал историю Греции, но на этот раз - через призму семейной судьбы.»
Фильмография
1968 - / Εκπομπή (короткометражный)
1970 - Реконструкция / Αναπαράσταση
1972 - Дни 1936 года / Μερες του '36
1975 - Комедианты / Ο Θίασος
1977 - Охотники / Οι Κυνηγοί
1980 - Александр Великий / Μεγαλέξανδρος
1981 - / Χωριό ένα, κάτοικος ένας (телефильм)
1983 - Афины, возвращение в Акрополь / Αθήνα, επιστροφή στην Ακρόπολη (телефильм)
1984 - Путешествие на Китеру / Ταξίδι στα Κύθηρα
1986 - Пчеловод / Ο Μελισσοκόμος
1988 - Пейзаж в тумане / Τοπίο στην ομίχλη
1991 - Прерванный шаг аиста / Το Μετέωρο βήμα του πελαργού
1995 - Взгляд Улисса / Το Βλέμμα του Οδυσσέα
1995 - Люмьер и компания / Lumière et compagnie - эпизод
1998 - Вечность и один день / Μια αιωνιότητα και μια μέρα
2004 - Трилогия: Плачущий луг / Τριλογία 1: Το Λιβάδι που δακρύζει
2007 - У каждого своё кино / Chacun son cinéma ou Ce petit coup au coeur quand la lumière s'éteint et que le film commence - эпизод «Три минуты»
2009 - Пыль времени / Η Σκόνη του Χρόνου
Награды
Берлинский кинофестиваль, 1971 год
Победитель: Приз ФИПРЕССИ - особый взгляд («Реконструкция»)
Берлинский кинофестиваль, 1973 год
Победитель: Приз ФИПРЕССИ (программа «Форум») («Дни 1936 года»)
Берлинский кинофестиваль, 1975 год
Победитель: Приз международного евангелического жюри (программа «Форум») («Комедианты»)
Каннский кинофестиваль, 1975 год
Победитель: Приз ФИПРЕССИ в параллельных секциях («Комедианты»)
Каннский кинофестиваль, 1977 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Охотники»)
Венецианский кинофестиваль, 1980 год
Победитель: Специальный золотой лев («Александр Великий»), Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Александр Великий»)
Каннский кинофестиваль, 1984 год
Победитель: Лучший сценарий («Путешествие на Китеру»), Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Путешествие на Китеру»)
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Путешествие на Китеру»)
Венецианский кинофестиваль, 1988 год
Победитель: Серебряный лев («Пейзаж в тумане»), Приз Международной Католической организации в области кино (OCIC) («Пейзаж в тумане»)
Берлинский кинофестиваль, 1989 год
Победитель: Приз международного евангелического жюри (программа «Форум») («Пейзаж в тумане»)
Каннский кинофестиваль, 1991 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Прерванный шаг аиста»)
Каннский кинофестиваль, 1995 год
Победитель: Большой приз жюри («Взгляд Одиссея»), Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Взгляд Одиссея»)
Каннский кинофестиваль, 1998 год
Победитель: Золотая пальмовая ветвь («Вечность и один день»), Приз экуменического (христианского) жюри («Вечность и один день»)
Берлинский кинофестиваль, 2004 год
Номинации: Золотой Медведь («Трилогия: Плачущий луг»)