С.Н. Согрин о гибели отряда Игоря Дятлова
Прошел год, как ушел из жизни житель Соликамска Юрий Ефимович Юдин *. По окончании Уральского Политехнического Института (УПИ) он был направлен на работу в наш город. Многие его знали как общественного деятеля, честного, принципиального, порядочного Человека, занимавшего руководящие должности на предприятиях и в Администрации города.
Кто-то знал и о его трагедии, случившейся в 1959 году, когда он, будучи еще студентом и участником группы туристов УПИ под руководством И.Дятлова, остался жив, а все его товарищи погибли при загадочных обстоятельствах зимой на Северном Урале.
Гостем нашего города недавно оказался Сергей Николаевич Согрин, который в те 50-е годы тоже увлекался зимними спортивными путешествиями, занимаясь в секции УПИ вместе с Ю.Юдиным.
И более того, когда случилась трагедия с группой И.Дятлова, Сергей Николаевич не только принимал участие в поисковых работах, но и был одним из руководителей и консультантом следствия.
- Так что же все-таки случилось тогда на Сев. Урале? - спросили мы нашего гостя, -- В последние годы рождаются десятки версий случившегося. В «Комсомольской правде» чуть ли не каждую неделю ведут расследование журналисты Николай Варсегов и Наташа Ко. На экране телепередачи, пишутся книги, снимаются фильмы… Почему такой ажиотажный интерес. Люди заинтригованы, ждут очередных публикаций и сенсационных «открытий». Вы, как свидетель и участник тех событий, наверно знали, или предполагаете, что же происходило в ту ночь на 2 февраля 1959 года на склонах горы Холат Чахль.
И вот, что рассказал С.Н. Согрин о тех событиях.
Мне обидно и больно за моих друзей за то, что сейчас творится вокруг этой печальной истории. Иначе не назовешь, как «пир на костях» героически погибших ребят. Все кому не лень, не зная специфики спортивного туризма тех лет (особенно зимнего), не зная ситуации 50-х годов в Стране, считают своим правом давать оценки и делать выводы о случившемся. Чего только не насочиняли за эти годы. Тут и драка в группе, любовный треугольник, и нападение ЗЕКов, и происки зачистки спецслужб и ФБР, шпионы, нападение НЛО, происки каких-то подземных человечков… Не хочется дальше перечислять весь этот бред.
Эта история для многих стала коммерцией, своеобразным бизнесом, для других попыткой обрести известность и сопричастность. Появилась и масса лжесвидетелей, которые описывают якобы свое участие в тех событиях.
А все, что случилось, банально просто. Я формулирую эту трагедию в трех словах: «Испугались, убежали, замерзли»
Главный вопрос и интрига в том, что могло испугать опытную группу, остановившуюся на ночлег, панически молниеносно, разрезая палатку, раздетыми, в чем были, бежать вниз по склону к лесу на полтора километра и вовремя не опомниться и не одуматься, не вернуться. Значит, эта сила воздействия была настолько мощной, что они предпочли бегство в мороз и ветер в надежде на спасение
Все остальное вторично, но наполнено героической борьбой за выживание вплоть до самопожертвования во имя спасения товарищей. Но мороз и ветер быстро расправились с ними. От силы через час полтора их не стало.
Это если кратко. Понимаю, что такой ответ никого не удовлетворит. Поэтому вернусь в 50-е годы. Тогда, особенно в студенческой среде, очень популярным было увлечение туристскими спортивными походами, занятия альпинизмом. В УПИ были большие секции. Студенты уже имели опыт путешествий по Уралу, Алтаю, Саянам, Забайкалью и другим районам. Так у нас складывались, более ли менее стабильные группы со своим лидером. Таковым был и Игорь Дятлов. Была и у меня своя команда.
В тот год в январе в один день с вокзала Свердловска, почти в одно время Игорь выехал в Серов для путешествия по Северному Уралу. Моя же группа отправилась через Киров и Котлас в направлении Воркуты. У нас предстоял сложный поход по Приполярному Уралу с восхождением на вершины Сабля и Неройка. Путешествие Дятлова планировалось дней на 15, у нас же на 10 дней больше. По этой причине с нами не пошли З.Колмогорова и С.Золотарев, отдав предпочтение более короткому маршруту Дятлова.
Каково было наше удивление, когда по возвращении узнали, что группа Игоря еще не вернулась. В институте паника, растерянность , комплектуются группы для организации поисков. На следующий день я вылетел в Ивдель, где создавался штаб поисковых работ.
Маршрут Дятлова представлял кольцо примерно в 300 км. с выходом в средней части на водораздел Урала. Охватить весь район группами поиска практически невозможно. Облет результатов не дал. И тогда принимается решение высадить на вертолете группы поиска в узловые точки маршрута, чтоб определить, была ли группа там. И по результатам сосредоточить поиски на том участке маршрута, где наиболее вероятно их пребывание.
Так, 26 февраля меня, М.Аксельрода и С.Типикина высадили под вершиной Отортен. На следующий день мы поднялись на ее вершину и не обнаружили никаких следов пребывания там дятловцев. А это означало, что их надо искать на начальном участке маршрута и все группы снимать и перебрасывать в этот район. Об этом сообщили условным знаком пролетавшему вертолету. А к вечеру, уже на спуске с вершины над нами снова появился вертолет, с которого сбросили вымпел, где сообщалось, что группа Б.Слобцова на склоне горы 1079 обнаружила палатку.
Организационную и хозяйственную часть поисков осуществлял полковник военной кафедры УПИ Ортюков. Поисковыми работами на месте руководил Евгений Поликарпович Масленников -- первый мастер спорта по туризму в Свердловске, председатель федерации, имеющий большой опыт и руководящей работы на заводе и в партийных структурах. У меня с ним были давние дружеские отношения. Он меня просит опекать прибывшего следователя областной прокуратуры Л.Н. Иванова, быть консультантом по вопросам специфики туризма, а после его отъезда, поскольку он не мог долго находиться, возглавить группу поиска.
Так я первого марта оказался на месте, в эпицентре событий.
Что им предшествовало?
Из поселка 2-й Северный команда Игоря Дятлова в составе 9-ти человек двинулась на лыжах в верховья реки Ауспии. В поселке их покинул 10-й участник группы Юра Юдин из-за сильного обострения радикулита. Из верховьев Ауспии группа поднялась на отрог Уральского хребта, являющегося водоразделом Ауспии и Лозьвы. Это место, спустя годы, получило название «Перевал Дятлова». Отсюда группа двинулась вдоль главного водораздела Уральского хребта к вершине Отортен. Путь проходил выше границы леса по гольцам и курумникам, покрытых снегом. Здесь в ночь на 2 февраля они устроились на ночевку. Судя по последним фотографиям, их сопровождал снегопад и плохая видимость. А ночью, как уже упоминалось, они покинули палатку.
А теперь, что удалось тогда увидеть, установить по «горячим следам» Палатка была установлена грамотно по всем правилам безопасности и туристской техники и устояла почти месяц под напором ветра и снегопадов. Все вещи, документы, деньги оставались внутри. Скат палатки разрезан ножом и от нее вниз по склону уходят цепочки следов бегущего человека. Следы сохранились в виде столбиков спрессованного снега, где четко отпечаталась стопа без обуви. Никаких других следов пребывания зверей или человека ни в районе палатки, ни по всей долине Лозьвы обнаружено не было. Насколько хватало увидеть окружающую местность и обойти близлежащие склоны, нигде не было обнаружено ни обгоревшего леса, ни следов взрывов или растаявшего снега от воздействия высоких температур. ( Уже тогда мы заподозрили ракетную версию трагедии, но никаких обломков, фрагментов не нашли. Это спустя годы, туристские группы, посещавшие тот район, находили куски высокопрочного металла с ребрами жесткости и с рваными краями.)
Мы с Масленниковым тогда очень тщательно изучили все следы, а Евгений Поликарпович сделал рисунки зарисовки местности с обозначением, где что было найдено, места обнаружения тел погибших.
В результате, удалось реконструировать все последующие события после исхода людей из палатки. ( О причинах бегства вернемся ниже). По мере того, как туристы выскакивали из палатки, они тут же устремлялись вниз по склону. А потому следы где-то пересекаются, набегают друг на друга. Это породило разночтение и разногласие при подсчете их количества. Но однозначно их было 9 пар.
Эти следы приводили к огромной наледи, образованной от подземных грунтовых вод. Устоять на ней невозможно. Здесь, взлетая в воздух и падая на лед, они, набирая огромную скорость, понеслись вниз. На пути торчали камни. После наледи мы разглядели трудно различимые следы, которые говорили о том, что резко изменился их характер. Они стали кучными и небольшими по длине. Все говорило о том, что на этом скате кто-то пострадал и кому-то помогали передвигаться, поддерживали Ниже следы исчезли совсем. Началось редколесье и в 1,5 км от палатки под огромным кедром обнаружили тела 2-х человек. Л.Н.Иванов тут же определил их позы как сильно уставших людей. И действительно, Юра Кривонищенко и Юра Дорошенко предприняли невероятные усилия по добыче дров, залезая на кедр и обламывая весом своего тела его нижние сухие сучья. Полноценный костер развести не удалось. А остальные члены группы ножом срезают около двух десятков тонких елочек и устраивают некое подобие настила неподалеку в овраге и помещают там пострадавших в укрытии от ветра.
Опускаю здесь детали и подробности героической борьбы за жизнь. Но очевидно, что Дятлов предпринимает отчаянную попытку вернуться к палатке. Сколько надо было иметь мужества, чтоб покинуть костер. С ним уходят Зина Колмогорова и Рустем Слободин. Нам поисковикам хорошо одетым не так-то просто было подняться к палатке днем и отыскать ее в этих снежных просторах. Что ж тогда говорить об этой отчаянной ночной попытке Игоря, ответственного как руководителя за судьбу всей группы.
По пути к палатке выбиваются из сил и замерзают Рустем и Зина. Их находим в позе идущих вверх к палатке. Дятлов, скорее всего, еще продолжает подъем, но вскоре возвращается к кедру. Он не видит горящего костра. Навалившись на хилую березку, остается там. Некоторые эксперты считают и приводят доводы, что Колмогорова и Слободин, да и Дятлов до кедра не дошли и замерзли при бегстве вниз. Серьезным контрдоводом с нашей стороны является тот факт, что невозможно было одному Колеватову, не получившему травмы, выполнить тот огромный объем работ у кедра по обустройству и оказанию помощи пострадавшим С.Золотареву, Н. Тибо и Л.Дубининой. Есть у другие разногласия. В частности о месте получения травм. Думаю, что это не принципиально и нисколько не меняет общую картину разыгравшейся трагедии и не умаляет их подвиг.
Вся эта картина предстала перед нами в первые дни поисков. Тогда же и обнаружили тела пятерых погибших. Поиск остальных четверых затянулся до начала мая, т.к. находясь в овраге, они оказались занесенными снегом на четырех метровой глубине.
В нашем поисковом лагере бурно обсуждали все находки, итоги дня. После того как отпали все несостоятельные версии, утвердилась одна. Только ЭТО могло заставить их покинуть палатку. Четко никто не мог назвать, что подразумевается под этим «ЭТО». А это 50-е годы, сверх секретное начало космической эры. Противостояние с Америкой в гонке за освоение космоса. Больше тогда знали об атомной бомбе. Если ребята попали под ее воздействие, то ничего бы не осталось ни от палатки ни от них, все бы было выжжено. Это сейчас стало известно, что львиная доля запусков ракет тех лет заканчивалась аварией и неизвестно где они и как прекращали свое существование, ибо отработанной системы слежения еще не существовало. Где-то сбрасывались и отработанные ступени ракетоносителей, которые сгорали в атмосфере, а возможно и достигали Земли. Так сложилось твердое убеждение, что одно из этих явлений послужило причиной аварии. В те годы в режиме всеобщей секретности об этом в открытую говорить было нельзя. А тем временем эта история загадочной гибели туристов от испытаний каких-то новых вооружений получает всемирную огласку. Грядет международный скандал. Советский Союз нарушает соглашения. О случившемся докладывают Н.С.Хрущеву. Реакция однозначна. Ничего не было, туристы замерзли по своей неопытности. Все засекретить на вечные времена, а возможно и уничтожить все документы об испытаниях того дня. Вот почему на сегодня никто не может найти документальных подтверждений об испытаниях и запусков ракет в ночь на 2 февраля 59 года.
В сложнейшей ситуации оказался Лев Никитич Иванов. Общаясь с ним, я видел в нем глубоко порядочного и честного человека, умного, с полуслова понимающего о чем идет речь даже в незнакомой ему сфере. Первое время, когда все открыто делились своими впечатлениями, он прекрасно понимал что на самом деле случилось в группе Дятлова. По прошествии какого-то времени он получает указание, как вести дело, срочно его закрыть и засекретить. Он замыкается, становится другим человеком, прекращает общение с нами. Наше мнение уже не нужно и ничего не значит. А тут еще «хвост», не найдено четыре трупа. Из следствия он вынужден изъять показания манси и жителей окрестных поселков о виденном свечении над Уралом и необычном явлении в ту ночь. Он сам, спустя годы, писал, что «версию о светящихся шарах я не отработал, … не свою волю выполнял, так и замяли дело». Но его совесть не позволила пойти на сделку полностью. Он в заключении придумывает хитрую формулировку, что некая стихийная сила погубила группу и которую они не могли преодолеть. А дальше гадайте сами: то ли это мороз, то ли…. Но самое главное, что он сделал для нас, это сохранил у себя дома дятловские пленки, где по последним кадрам видно, что же произошло на самом деле. После его смерти дочь передала эти пленки в Фонд Дятлова Юрию Кунцевичу. Думаю, что Лев Никитич сделал это сознательно, т.к. эти доказательства в сфабрикованном деле не могли сыграть никакой роли и ничего изменить, а могли бесследно исчезнуть.
И вот произошло сенсационное открытие. Валентин Якименко, то же турист нашего поколения, внесший большой вклад в сохранение памяти друзей, сумел расшифровать эти кадры и понять поведение и действие группы в эти судьбоносные для них минуты.
Здесь позвольте дать маленькое отступление. Все годы я считал, что покинуть палатку мог заставить какой-то звук с такой частотой, что не выдерживали уши, взрыв, яркое свечение. Я многократно ставил себя на место Игоря, как бы я поступил в той ситуации. Если это воздействие было кратковременным, почему они не вернулись в палатку, когда это было еще не поздно сделать, собрать вещи и уйти в лес на свою предыдущую ночевку, и тем самым выйти с минимальными потерями из этой аварийной ситуации. Но этого почему-то не произошло, не хватает одного звена в этой цепочке событий.
Валя Якименко опубликовал большую статью в январском номере 2013 года «Уральского следопыта» с названием «Послание дятловцев нам, прочитанное через 54 года». Здесь он проводит настоящее исследование. Устанавливает из каких фотоаппаратов сделаны снимки, кто автор, где и кто находился в момент съемок, что изображено на снимках, анализирует, какие ракеты в то время запускались, какое топливо использовалось, его воздействие на человека и продуктов горения и пр.пр. В результате появилась реконструкция этих событий, описанных Валентином.
Из палатки вышли два или три человека отгрести снег и подтянуть ослабшие растяжки. Далее привожу дословно текст статьи.
«… Вдруг стало заметно светлее, много светлее, чем свет луны. Появилось еще более светлое пятно неопределенной формы. Оно двигалось, ширилось сквозь явно плотную облачность. Крикнули об этом остальным. Слободин метнулся в палатку, схватил фотоаппарат, выскочил, сфотографировал.
А свечение стало другим. Появились светлые пучности, от них отделялись яркие точки. Золотарев тоже фотографирует. Из палатки вылез полуодетый Кривонищенко с одеялом на плечах, с фотоаппаратом.
Из-за перевала появился и стремительно, с грохотом и визгом, пролетел над ними яркий, будто раскаленный предмет, окутанный светящимся облаком. И улетел за отрог горы. За ним тянулся как бы дымный шлейф.
А Кривонищенко успел-таки нажать спуск затвора!
Стало опять темно. Они оживленно обсуждали происшествие. Удивление от увиденного, понимание, что произошло нечто неординарное, радость, что они успели все сфотографировать…
И все же было тревожно.
В это время палатку накрыло светящееся облако, которое они видели над ярким предметом ( его снес на них ветер)
Вонючая морозь оросила лицо, руки. Стало трудно дышать. Новый незнакомый, неприятный запах, першение в горле стали спусковым крючком, последней каплей, когда нервы не выдержали. Почти интуитивно, подсознательно пришла мысль: «Бежать!». Рванулись к выходу, но палатка застегнута. Все решают мгновенья! Растягивать некогда! Опять на подсознании -- «Режь!» В руках нож. Резкий взмах, еще, еще! Выход есть. Они выскакивают наружу, бегут. Бегут, куда легче, бегут вниз под гору, подгоняемые ядовитым облаком, сносимым ветром за ними по склону.»
Дальше можно ничего не объяснять. Недостающее звено в понимании всего случившегося найдено. Можно было бы и поставить точку в расследовании этой трагедии. Но нет, кое-кому хочется и дальше будоражить общество. Я часто получаю вопросы от совершенно незнакомых людей. Порой отвечаю, но они не хотят меня слышать. Вот один пример. « Вы утверждаете, что группа панически покинула палатку. Разве это паника, когда они организованно, взявшись за руки, шеренгой ушли вниз по склону.» Ну прямо таки хоровод в детском саду. И подобных вопросов поступает десятки.
---- Спасибо Сергей Николаевич за подробный исчерпывающий рассказ. Интересно было все это узнать из первых уст, от свидетеля тех событий. У нас возник к Вам вопрос.
Юра Юдин остался на всю жизнь холостяком и ни с кем не связал свою жизнь, хотя были поклонницы влюбленные в него и готовые на все, лишь бы быть рядом. На Ваш взгляд, это как-то связано с той трагедией, или причина в другом.
---- Мне трудно ответить за Юру. Об этом он ни с кем не делился. Среди погибших была Люда Дубинина. Как у всех у нас складывались дружеские и теплые отношения, взаимные симпатии. У кого-то они со временем перерастали в любовь. Были ли у Юры и Люды взаимные симпатии, сказать трудно. Хотя….. Они учились вместе, много ходили в совместные походы. На фотографии прощания Юры, когда он был вынужден вернуться из-за болезни, мы видим как он искренне и тепло прощается с Людой. И как оказалось навсегда.
На его судьбу, думаю, больше повлияло другое. После гибели друзей он это очень тяжело переживал. Более того, следствие его привлекало для опознания ребят и их вещей. Зачем это было надо делать, когда следствие было заказным, и его дополнительно травмировать. У него в связи с этим была глубокая депрессия. Все заметили, как он сильно изменился. Каждый год 2-го февраля, в день гибели друзей, он приезжал в Екатеринбург, где долго стоял на кладбище у могил и говорил: «Я должен быть там, с ними. А я живу». Похоронили его рядом с друзьями.
---- И последний вопрос. Вы живете на Кубани. А что Вас привело в наш северный город?
---- Мои предки по линии мамы из Чердыни, из известной купеческой династии Алиных. Мне удалось собрать богатый материал о их жизни, общественной, благотворительной деятельности, о трагедии постигшей семью после событий 1918 года. В результате бегства от красного террора, Алины оказались за границей. О их скитаниях, их трагической судьбе мной написана книга «Алины. Трагедия рода». Эту книгу напечатал Соликамский издательский дом «Типограф». Кому не безразлична богатейшая история края, посетите Чердынский музей. Там можно приобрести книгу и узнать много интересного. Вас радушно примут сотрудники музея.
Примечание:
Ю.Е. Юдина, как общественного деятеля, краеведа, руководителя Соликамского туристического клуба «Полюс» Г.Н. Чагин знал на протяжении 1960-х - 2006 г.
С.Н. Согрин прислал воспоминания Г.Н. Чагину по электронной почте 10 мая 2014 г.
Встречался с ним 20 апреля 2014 г. в г. Чердыни.
Г.Н. Чагин и С.Н. Согрин в Чердыни.
* Ю.Е. Юдин умер в Соликамске в мае 2013 г.
PS Материал любезно предоставлен Натальей Токаревой с согласия Г.Н. Чагина.