Читая одну из лучших книг последнего времени - "Гумилев, сын Гумилева"

Apr 07, 2014 20:42

Беляков пишет: "Таджики и узбеки воинственны, поэтому сопротивление советской власти не стихало здесь больше десяти лет. Свою ненависть к большевикам басмачи переносили и на всех русских, при случае вырезали "урусов" поголовно, поэтому даже участники советских научных экспедиций еще в начале тридцатых обязательно вооружались винтовками и наганами, которые им нередко приходилось пускать в ход" (с.58).
Там же: "Одна научная экспедиция в полном составе попала к басмачам в плен. Советские ученые спаслись только тем, что назвались врачами, а людей этой профессии в Средней Азии ценили высоко.
     Меньше повезло ленинградским геологам, приехавшим на Памир в 1930 году и разбившим лагерь в горах Заалайского хребта. Басмачи атаковали лагерь, разграбили его, перебили всех русских, а нанятые экспедицией рабочие-киргизы то ли разбежались, то ли присоединились к басмачам".

И еще: всем любителям творчества Гумилева известные его "пунические войны", которые он вел с семейством бывшего мужа Ахматовой - его дочкой Ириной Пуниной и внучкой А.Каминской. Там множество неприятных моментов, начавшихся еще с унижений юного "Гумильвенка" в семье "отчима", когда комиссар и искусствовед Пунин говорил за общим столом: "Масло только Ирочке" (он был паталогически скуп, настолько, что выпущенный в трагическом для Н.Гумилева 21 году из ЧК, требовал вернуть ему... подтяжки!).  Но я могу добавить и свою каплю дегтя в эту бочку отнюдь не меда: когда к нам пришла в качестве педагога глубоко пожилая маленькая и неказистая старушка И.Н.Пунина, мы могли бы ожидать, что она унаследовала хоть что-то из таланта своего отца и от общения с Ахматовой, за счет которой семейство долгие годы кормилось. Но нет, это оказался один из самых бездарных педагогов, встреченных мною в жизни. Потом она была неприятно поражена моей диссертацией, весьма новаторской по теме, но благодаря заступничеству другого (прекрасного!) педагога не сумела мне навредить. Ну, и для завершения диспозиции моих "микропунических" войн: дочурка А.Каминская, теперь тоже маленькая, неказистая и бездарная старушка, пыталась тоже мне мелко напокостить - но тоже не получилось.

Так забавно и комично состоялись мое знакомство с "пуниниадой" - и так - невольно - пересеклась великая и трагическая судьба любимого с юности автора "Этногенеза и биосферы земли" с моей, скромнейшей.
Previous post Next post
Up