не стало маэстро...

Mar 28, 2012 12:14

«Творец счастлив, когда он находится в рабочем состоянии, когда он нужен обществу и знает, что не зря прожил жизнь. В этом смысле я в какой-то степени могу считать себя счастливым человеком…»



Сегодня на 92-м году жизни скончался видный армянский композитор заслуженный деятель искусств Армянской ССР, народный артист Армянской ССР, народный артист СССР, почетный гражданин Еревана Александр Григорьевич Арутюнян. Он был одним из тех, чей талант создавал национальную музыкальную культуру - ту, которой мы справедливо гордимся.

Произведения Александра Арутюняна - золотой фонд армянской музыки, многие из них нашли широкое признание за рубежом, их исполняют во многих странах. Не отказаться по истечении десятилетий ни от одного из своих произведений могут только большие художники, в ком искренность и талант никогда не изменяли друг другу. Композитор Александр Арутюнян - был одним из них. Тем не менее он крайне критично относился к себе и своему творчеству. Возможно, именно в этом - в способности все выше поднимать планку требований - и кроется загадка продолжающейся жизни в композиторском искусстве.

В 1941 году Арутюнян окончил Ереванскую консерваторию имени Комитаса по классам композиции у С. Бархударяна и В. Тальяна, фортепиано - у О. Бабасян. После войны совершенствовался в Московской консерватории у Литинского, Пейко и Цуккермана.
Выступал как пианист-солист, исполнитель собственных произведений. С 1954 по 1990 год руководил Армянской филармонией, а с 1965-го стал преподавать в Ереванской консерватории. С 1977 - профессор класса композиции.

Творческий стиль Арутюняна, развившийся в конце 1940-х годов, был основан на богатом музыкальном наследии Армении и в то же время на принципах музыки классицизма и романтизма. Важное значение в творчестве композитора имели традиции народных армянских певцов - ашугов, музыка которых строится на разнообразных типах импровизационного развития. Сочинения Арутюняна наполнены экспрессией, чувственностью, ностальгией и иронией.

В творчестве композитора можно выделить несколько периодов: сочинения послевоенного периода и начала 1950-х годов характеризуются принципами тематического развития и сочетания масштабных структур. Произведения этого периода - Праздничная увертюра, Симфония, Концертино для фортепиано с оркестром - приближаются по духу к работам Арама Хачатуряна. В 1960-е - 1970-е годы композитор отказывается от драматических элементов в пользу большей ясности изложения и ориентации на классические формы. Крупнейшее достижение Арутюняна в этот период - опера «Саят-Нова», а также многочисленные произведения в неоклассическом стиле, среди которых - Концерт для валторны с оркестром, Вариации для трубы с оркестром и др.

Концерт, посвящённый памяти жертв Спитакского землетрясения, сочетает в себе стиль музыки барокко, классическую форму и утончённый лиризм романтической палитры звучаний. Ряд произведений Арутюняна для духовых инструментов (в частности, концерт для трубы, посвящённый Тимофею Докшицеру) входят в репертуар ведущих мировых исполнителей. На многих сценах мира звучат ярко концертные пьесы для двух фортепиано “Армянская рапсодия” и “Праздничная” (с ударными), написанные в соавторстве с Арно Бабаджаняном.

Чарующая своей глубиной музыка Александра Арутюняна звучит в таких полюбившихся фильмах как «Наапет», «За час до рассвета», «Воды поднимаются», «О моём друге», «Сердце поет», «Призраки покидают вершины»

Два года назад циклом великолепных концертов был отмечен 90-летний юбилей композитора. На вопрос журналиста, считает ли он себя счастливым человеком, Александр Григорьевич ответил: «Творец счастлив, когда он находится в рабочем состоянии, когда он нужен обществу и знает, что не зря прожил жизнь. В этом смысле я в какой-то степени могу считать себя счастливым человеком…»
http://yerevan.ru/2012/03/28/ne-stalo-kompozitora-aleksandra-arutyunyana%E2%80%A6/
Previous post Next post
Up