Я уже говорил о «коммуналке» в «социалке», когда
разбирался с нравами, царящими в Профессионалы.ру того времени. А теперь хотел бы поговорить о более приятных вещах, которые могут быть связаны с «коммуналкой» - понятием злополучным ещё с советских времён. Речь здесь пойдёт о коллективном использовании площадок социального медиа для
представительства компаний и, прежде всего, относящихся к малых, а ещё точнее, к
малобюджетным бизнесам в рыночном сегменте b2c.
Бизнес-коммуналка в виртуальной «социалке»
С одной интересной моделью аренды офиса я познакомился в Голландии, пару лет тому назад. Чтобы не утруждать ни себя, ни читателя, приведу цитату из своих
путевых заметок того времени:
….появилась интересная модель аренды офиса. Познакомился мы с ней в Утрихе, хотя по возвращению мне объяснили, что подобное есть уже и в США. Модель даже не имеет ещё общепринятого названия, для себя я её называю моделью Кота в сапогах, или Карабаса Барабаса. Представьте себе, что некий предприниматель пригласил вас в свой офис. Три этажа здания в самом центре большого города, на каждом этаже все удобства; конференц-зал, маленькая кухню, оборудованная по последнему слову техники, где вас угощают кофе или чаем; модерновая офисная мебель, компьютеры и системы связи; в полупрозрачных кубиках бойко щелкают по клавиатуре молодые ребята. В общем, вы видите всё, что говорит об успешном бизнесе пригласившего вас. И только если хорошо разобраться, то всё это принадлежит не ему - вашему товарищу или коллеге, а арендодателю. Ваш же знакомый (партнёр, коллега, товарищ) арендует это чудесное офисное пространство, деля его с теми, кого вы видите щёлкающими по клавиатуре, и другими, которые ушли куда-то по своим делам. И такое разделяемое и хорошо укомплектованное пространство стоит лично каждому арендующему не более $300. Если она (она) не частный предприниматель, а владелец малой компании, столько же придётся заплатить за каждого сотрудника.
Вернувшись домой, я начал разбираться с этим и понял, что и в США начали всё более широко использовать такое бизнес-приложение модели «Кота в сапогах» (или бизнес-коммуналка). Думаю, что сегодня и до России эта новинка уже докатилась. И вот недавно мне пришла в голову мысль, а почему бы не перенести данную модель из реального пространства в виртуальное, или онлайновское? Другими словами, почему не предоставлять бы в аренду площадки, на каждой из которых несколько различных бизнесов могут строить свои представительства.
Как и в реальном мире, такие малые компании зачастую не могут позволить себе арендовать собственный виртуальный офис-представительство, например, площадку (группу или фан-страницу) в Facebook. При этом нужно иметь в виду не просто аренду площадей. Это ещё было бы полбеды. Для эффективного присутствия в социальном медиа компании потребуется арендовать, а в большинстве случаев создавать, обустраивать и ежедневно сопровождать всю инфрастуктуру, связанную с деятельностью своего представительства. И пусть за аренду площадок в социальном медиа пока ещё ничего и никому не надо платить, но зато социально-сетевая инфраструктура здесь логически значительно сложнее, чем таковая, окружающая реальный офис, да и всё, что с ней связано, потребует
существенных средств и усилий. К тому же в онлайновском пространстве, как правило, одним представительство не обойдешься. Приходится работать на разных платформах, или
социальных коммутаторах, которые к тому же стараются отгородиться от себя подобных трудно преодолеваемыми «заборами».
Четыре задачи погружения и присутствия в социальное медиа
Я уже рассказывал о
пяти соснах, в которых блуждают многие малые бизнесы, идущие в «социалку»: цели, деньги, время, сайт, кадры, или ноу-хау.
Для того, чтобы не заблудиться в этих «соснах», любой компании необходимо успешно и в комплексе решить четыре взаимосвязанных задачи (группы задач). Без их оптимального решения ни погрузиться в социальное медиа, ни, тем более, эффективно там присутствовать не возможно.
Маркетинговая задача - что, когда и зачем надо делать на всех этапах жизненного цикла проекта погружения и присутствия в социальное медиа (ППСМ)? Начиная с маркетингового исследования и подготовки кадров на предпроектной стадии, и заканчивая продвижением продукции компании (товаров услуг) на основной стадии проекта ППСМ, т.е. на стадии непосредственной работы площадок-представительств компании. Рассматриваемая задача отнюдь не сводится только к социально-сетевому маркетингу (SMM). SMM - только одна из подзадач, решаемых здесь. И её невозможно эффективно решить без учета уже задействованных в компании маркетинговых механизмов, причём не только онлайн-маркетинга, но и маркетинга, в целом.
Технологическая задача - как и с помочью чего делать, т.е. как поддерживать бизнес-процессы на всём жизненном цикле ППСМ? Причём речь идёт как о внутренних, так и о внешних бизнес-процессах этого цикла. В качестве неотъемлемой технологической подзадачи здесь нужно рассматривать ИТ-задачу. Это тем более становится важным, если учитывать всё возрастающую роль программных приложений (социальных и, в особенности, мобильных), а также различного рода программных приставок (plug-ins, widgets, add-ons). Для адаптации, поддержки и, что может часто потребоваться, разработки новых программ в этом деле без программирования не обойтись. Кстати, на днях появилось
исследование, подтверждающее роль ИТ-профессионалов в онлайновском маркетинге.
Производственная задача - как на базе созданной технологии, её методов и средств организовывать и сопровождать функционирование всех площадок-представительств непосредственно на основной стадии проекта ППСМ - на стадии присутствия?Сюда, прежде всего, относятся две тесно связанных между собой подзадачи: управление контентом (контент-менежмент) и управление сообществами, формируемых вокруг площадок (социально-сетевой менеджмент).
Организационно-кадровая задача - кто и в какой структуре должен действовать на всех этапах жизненного цикла ППСМ? И, прежде всего, это тоже касается самого присутствия в социальном медиа, т.е. поддержки работы всех площадок-представительств компании. Такая задача напрямую связана с задачей управления (менеджмента) бизнес-процессами ППСМ. Не путать эту общую для любого бизнес-процесса задачу управления с чисто «производственными» подзадачами управления контентом и сообществами, специфичными для ППСМ!
При этом каждая из четырёх перечисленных задач должна решаться в контексте всех других уже протекающих в компании внутренних и внешних бизнес-процессов, а также поддерживающих их организационных структур и инструментария. Всё должно быть оптимально взаимоувязано, что хорошо иллюстрирует пример задачи маркетинга, рассмотренный выше. Например, там всем известная и немного с оттенком алхимии процедура SEO должна быть плавно сопряжена с процедурой оптимизации социального медиа (SMO), которая сегодня также во многом
напоминает алхимию.
Метод, о котором мы ведём речь в данной статье, это один из возможных подходов, направленных на решение технологических и производственных задач ППСМ. Метод так и называется - Коллективное ППСМ (КППСМ). Конечно, эти две задачи связаны с двумя другими задачами (маркетинговой и организационно-кадровой). Однако здесь я сознательно пока их оставляю за скобками, В основном, потому что, увы, не считая себя профессиональным специалистом в области маркетинга и организационно-кадрового менеджмента, хотя кое-что по кадровой проблеме у меня сказано в статье, к которой приложен специальный
квалификационный вопросник. Кратко о специфических особенностях решения задачи социально-сетевого маркетинга хорошо говорит
Ф. Вирин в своём интервью. Один из подходов к организации работ на предпроектной стадии
предлагает В. Петриченко. Надеюсь, что всё это со временем удастся объединить в рамках комплексного проекта КППСМ.
Продолжение статьи можно прочитать:
у меня в блогев E-xecutive