В заметку я включил несколько разделов (мини-заметок) о реалиях виртуального мира и его окружения. Объединяет эти разные по объёму, стилю и направленности размышления, пожалуй, только одно - все они в большей или меньшей степени навеяны реакцией читателей на последние мои выступления. Полностью заметка опубликована в моём iTech Bridge-
блоге и включает в себя семь разделов. Здесь же я хочу привести только три последних раздела, определивших название всего материала.
Об одной священной корове
Мне показалось, что в
последней моей заметке была затронута достаточно злободневная тематика. Тот же Enterprise 2.0. Одноимённый коллективный блог в Хабре (habrababr.ru) - пока единственный там, где вопросы этого исключительно перспективного направления регулярно поднимаются. И как поднимаются мной в гордом одиночестве, так и опускаются.
Не интересно?! Или с автором не согласны? Так и не понял я. Всё опять свелось к комментариям на тему «
жить или умирать Веб 2.0?» Хотя совсем не этому была посвящена заметка. Такое впечатления, что большинство комментаторов дальше заголовка не продвинулись, а если и продвинулись, то глубоко разобраться с поднятыми там вопросами не посчитали необходимым. Зачем же тогда комментировать и тем более голосовать?
Вообще, Веб 2.0 я отношу к священным коровам Рунета. Понимая его здесь в достаточно узком смысле как множество социально-сетевых ресурсов общего применения, большинство веб-ориентированных специалистов не допускают никакой даже попытки всесторонне проанализировать суть, тенденции и перспективы развития этого направления. И, конечно, никто здесь не имеет право сомневаться, что вот-вот придёт эра Веб 3.0. Я сталкиваюсь с таким подходом к проблеме, начиная со своей заметки «
Три причины, почему мы никогда не увидим Веб 3.0»
. Как только из моего «пера» выходит что-то подобное, заметка сразу попадает в список забракованного - «отхабренного», а карма резко идёт вниз. И никакие ссылки на авторитеты не помогут - священных коров трогать нельзя!
О надеждах, которые юношей питают. Микроисследование
Очень занимательное явление при этом обнаружил я. Давно мне уже казалось, что отношение к тенденциям социального Интернета разнятся от региона к региону, а также от времени, когда читатели просматривают блоги. И вот решил я на последней своей заметке , резюме которой поместил в Хабрахабр, более внимательно проанализировать это. Результаты моего микроисследования подтвердили наличие интересных корреляций. Кратко расскажу об этом.
Разобьем всех читателей моих заметок на три основные группы. Первая живёт по московскому времени (плюс-минус пару часов) и читает заметки в рабочее время. Вторая группа тоже условно живёт по московскому времени, но читает их вечером после работы. Третья группа живёт на американском континенте и читает заметки после своей работы, когда у «москвичей» глубокая ночь. Опускаю нюансы и дополнительные пояснения. Необходимо обратить внимание, что у меня была возможность не только отслеживать динамику голосования по заметке и карму, но и следить за счётчиками обращений к оригинальному тексту.
И что же я заметил. Наиболее положительная реакция на заметку последовала от читателей третьей группы, которые первыми приступили к голосованию. Количество плюсов по заметке быстро перевалили десятку, карма также несколько подросла. Ситуация резко начала меняться, когда к «работе» приступила первая группа. Заметка ели удержалась в «захабренных», карма быстро начала падать. Ситуацию и по тому, и по другому показателю несколько подправили читатели второй группы, подтянувшиеся попозже. Ещё раз скажу, подтвердилось то, что мне казалось и раньше, но сейчас у меня в руках появились некоторые цифры.
Какие же я делаю выводы из своих наблюдений? Их несколько, но пока остановлюсь только на одном.
Косвенно, я уже затрагивал этот вывод в предыдущей заметке
, когда
говорил о том, что одно дело читать в Интернете о технологиях, появляющихся на свет в Америке, а другой дело прочувствовать «шкурой» сам процесс рождения нового. По всей видимости, именно, поэтому, работающие в Америке уже поняли, что эпоха «золотой лихорадки» для Веб 2.0 подходит к концу. В области более или менее массовых социально-сетевых ресурсов, тем более.
С появлением открытых и
прозрачных социальных платформа
в этой области наступают прозаичные времена обычной работы, когда почти все места на рынке уже заняты и новых миллиардеров здесь уже, увы, никто не ждёт. В лучшем случае можно заработать на сервисах, обслуживающих «социалки». А хочешь всё-таки стать миллиардером, попытайся осознать, чего сейчас ждёт рынок, и ищи новое Эльдорадо.
А теперь посмотрите на ресурсы, посвящённые стартапам в Рунете. LiveIdea, например. Такое впечатление, что время остановилось, и сказка под названием «Веб 2.0» продолжается. Идей много, но рынком от них почти не пахнет. Прежде всего, это касается общедоступного социального Интернета. Создаётся впечатление, что на этом направлении, вообще, свет клином сошелся. О стартапах в других даже веб -областях почти ничего не слышно. Оригинальных материалов по SaaS и Enterprise 2.0 самый хороший поисковик в Рунете с трудом найдёт. В программах и материалах конференций КИБ-2008 и РИФ-2008, которые прошли в России почти параллельно с WEB 2.0 Expo, об этом я ничего не нашёл.
Действительно, надежды юношей питают. Да, и приятно жить в сказке. Ведь так иногда не хочется возвращаться в эту будничную реальность. Поэтому любого, кто посмеет сказать, что «социальный» король, пусть и не голый, но не такой уже всемогущественный, просто растерзать готовы. Ведь «мы рождены, чтоб сказку сделать былью», а тут кто-то со своей правдой под ногами путается:).
О жизни и смерти, или Что в имени твоём?
И ещё раз к вопросу о цифромании, пришедшей в Интернет с лёгкой руки О’Рейли. К сожалению, мои соображения, доводы, аргументы и контраргументы по этому вопросу оказались разбросанными по всему блогу. Ходить же по ссылкам, а тем более читать старые комментарии не у всех есть желание. Наверное, потому, и отклики на последнюю мою заметку это ещё раз подтвердили, что меня всё-таки многие не понимают. Чтобы подвести окончательную черту и больше к этому вопросу уже никогда не возвращаться, хочу в кратком виде всё ранее сказанное обобщить. Итак...
- Веб 2.0 - это термин, который будучи очень неудачным в методологическом плане, оказался исключительно привлекательным с маркетинговой точки зрения.
- Веб 2.0 - это плохо определяемое понятие, объединяющее под своей крышей множество самых разнообразных технологий, сервисов и стилей, у которых общим зачастую является только то, что все они появились на свет в начале нового века.
- Веб 2.0 во всей совокупности своих компонентов - это отнюдь не очередное поколение Интернета, а, пусть и мощная, но только одна из ветвей на дереве его развития. Поэтому цифровая составляющая этого термина, кроме путаницы, ни к чему привести не может (американцы выражают это более чётко словом misleading).
- Веб 2.0 как ветвь развития, в целом - это очень перспективное направление, вернее, группа направлений, каждое из которых, однако, уже прошло свой этап неразберихи, или «золотой лихорадки», когда любому могло повести. Наступает или уже даже наступила пора взросления, при котором фортуна улыбается редко и очень немногим.
- Веб 2.0 как научно-технический термин - это то, что, будучи некорректным с самого начала (см. п.3), рано или поздно должно неизбежно умереть. Отсюда, нравится это кому-то или нет, но вряд ли стоит ждать его «оцифрованных» прямых наследников, что-то типа Веб 3.0.
- Веб 2.0 как направление (группа направлений) будет и дальше успешно развиваться, и, прежде всего, в две стороны: деловую (в сегменте B2B) и мобильную (как разновидность сегодняшнего использования в сегменте B2C). Это касается и, так называемых, социальных ресурсов - визитной карточки Веб 2.0.
- Веб 2.0, как его не называть и определять- это то, что никогда не было революцией, и будет ещё достаточно долго развиваться эволюционным путём, своими реальными делами (технологиями, методами и средствами), готовя, может быть, плацдарм для революции. О сути этой будущей революции мы все пока можем только фантазировать. Лично мне, например, нравится фантазия под названием «Семантический веб», но, как говорят, о фантазиях...не спорят:).
Вот и всё, что я хотел сказать несколько провокационным заголовком к своему предыдущему выступлению «Веб 2.0 умер, да здравствует Веб!» Заголовком, который так не понравился многим.
Напоминаю, что с остальными разделами ( О дурацкой болезни - что позволено и не позволено блоггеру ; О богатых соседях - почему Microsoft и Америку можно только не любить; О дружбе- почему мы иногда боимся писать комментарии; О наших и ихних - что делят между собой виртуальные сообщества) можно познакомиться в
моём блоге.