Интернет на переправе, или Когда заканчивается «золотая лихорадка». Часть 2

Apr 20, 2008 20:07

«...Интересная же вырисовывается, как любил повторять герой одного их последних телесериалов, картина маслом. И хочу я отдельными мазками набросать эскиз этой картины».

Такими словами закончил я одну из последних своих заметок. Обещание надо выполнять, засел я за эту «картину маслом» и начал делать мазки. Однако мазки у меня выходили довольно хаотичными, а картина начала получатся какой-то многоплановой, далеко выходящей за пределы ранее намеченного. В результате у меня стала проглядываться как бы общая картина социального Интернета на сегодняшнем этапе его развития. Это, по сути дела, экспресс - обозрение последних событий и публикаций в области Веб 2.0 с некоторыми моими субъективными соображениями. Но даже применительно к этой области картина получается не совсем полная, и даже не картина ещё, а только наброски к ней.

В одних местах это получилась лучше, в других хуже. Всё это я пятью порциями поместил в свой iTech Bridge -блог, снабдив необходимыми ссылками. Вас же хочу познакомить только с ключевыми выдержками из каждого такого наброска. Первая и вторая их порции на Хабре были уже выложены. Ниже идут три оставшихся...

Хочу предупредить тех, кто решит ознакомиться с оригиналом. Временно, в связи с переходом на другой сервер, все ссылки на iTech Bridge перенаправляются на itech-forum.com. В какой то момент пересылка может быть отключена. В этом случае обращайтесь напрямую в место временного хранения моего блога. Извините за возможные неудобства.

Порция третья
Туда, где за контент можно и заплатить
Набросок 23. Информационная насыщенность ресурса - это главное отличие делового и профессионального веба от массового и развлекательного. Наибольший интерес, с моей точки зрения, представляют собой комплексные социальные информационно- насыщенные ресурсы. Как и традиционные массовые комплексные ресурсы, которые сейчас у всех на слуху (MySpace, FaceBook), они объединяют под одной крышей несколько социальных сервисов. Однако в информационно-насыщенных ресурсах состав этих сервисов более расширен, они должны быть более органически связанными между собой, и их главной задачей является «выдача на гора» качественного контента. Такого контента, за который действительно можно платить. Ведь недаром Gartner предполагает, что «социальные сети станут более ценными скорее из-за контента, а не новомодных технологий».

Набросок 24. Forrester недавно опубликовал результаты довольно интересного исследования: кто, как и почему в социальных сетях работает с содержательной информацией. В этом же исследовании даётся классификация пользователей социальных ресурсов по критерию «информационной активности». Здесь исследователи выделяют 6 типов пользователей: создателей, критиков, накопителей, читателей-зрителей, пользователей, только сопровождающих свои профайлы и пассивных пользователей, которые только и сделали, что зарегистрировались. При этом оказывается 80% контента порождается только 20% пользователей. Если вчитаться в упомянутый отчёт Forrester, то можно заметить, что на долю остальных 80% пользователей приходится не более 20% такого контента. При этом только от 5 до 10% пользователей являются авторами оригинального и качественного контента.

Требуются профессионалы
Набросок 25. Неприкрытые направления, где так не хватает профессиональных программистов, мне кажется, лежат в области информационно-насыщенных социальных ресурсов и, прежде всего, комплексных. Почему я считаю, что комплексных информационно- насыщенных ресурсов пока нет? Да, потому что мы видим только отдельно развивающиеся направления, связанные с блогами, форумами, видео - и аудио- контентом. Мы видим, как почти топчутся на месте направления, связанные с накоплением ссылок (социальные закладки и социальные новостные ресурсы), а также с развитыми методами оценки информации. Если что- то из перечисленного включается в комплексные социальные ресурсы , то играют он там всё-таки там вспомогательную роль.

Набросок 26. Создание платформ для построения информационно-насыщенных ресурсов является самой интересной задачей, ожидающей сегодня профессиональных программистов. Таких платформ сейчас практически нет. Поэтому для профессиональных программистов здесь непочатый край работ. В первую очередь это касается прозрачных SaaS- платформ, совместимых с Open Social.

Набросок 27. В обиход начало входить новое понятие - splog (комбинация слов spam и blog). Ввёл его Дэв Сифри в своём апрельском - 2007 обзоре текущего состояния блогосферы . Так он предложил называть весь мусор, который появляется в этой части Интернета. Я бы сюда ещё добавил бы и мусор, идущий из разнообразных ссылочных ресурсов типа digg и del.icio.us. По аналогии с первым термином вполне можно называть эти «мусорные ссылки», как splink. Хочу обратить внимание, что, несмотря на «человеческое лицо» коллективной фильтрации, без хороших алгоритмов обработки результатов пользовательских оценок выйти на полноценный «коллективный разум» вряд ли удастся. А это уже задача и математиков, и классных программистов.
Пора взросления

Набросок 28. Общение, действительно, пока занимает в социальном Интернете доминирующие позиции. Может быть, именно, поэтому он и остаётся преимущественно молодёжным. Ради общения, его оперативности жертвуется всем: и качеством информации, и приватностью. Оперативная(chat) и внутриресурсная (PM) переписка, зачастую почти частные беседы через блоги и форумы начали вытеснять обычную электронную почту. Многие утверждают, что эта почта, вообще, скоро отомрёт.

Набросок 29. Понравился мне один перефраз. Приведший его автор оттолкнулся от буддистского изречения: «Человек, который читает во время еды, не получит удовольствие ни от того, ни от другого». Точно также, заметил этот автор, человек, который пишет в своём Twitter - блоге и там же одновременно следит за передвижением друзей, не найдёт новых друзей и потеряет старых. Говорят, что социальные сети становятся всё более мобильными, уходят в сотовую телефонию. По всей видимости, так оно есть, но...уйдёт туда молодёжно-развлекательная «социалка» вместе со своим Twitter. А вот социальный веб будет продолжать взрослеть, становиться всё более информационно-насыщенным, всё более профессиональным и всё более деловым.

Порция четвёртая
SaaS в облаках
Набросок 30. Недавно на одном сайте встретил я прогноз, что, мол, 2008 г. в Рунете будет годом SaaS. «Приехали», сказал я себе, причём в хорошем смысле. Давно пора. Значит, не совсем правы были мои оппоненты, которые утверждали, что Россия с SaaS не совместима.

Набросок 31. SaaS. Когда мы произносим это немного странную выглядящую аббревиатуру от Software-as-a-Service (ПО-как-сервис), каждый из нас вкладывает в него свой смысл. Как, кстати говоря, и в большинство других ключевых понятий Веб 2.0. Однако если говорить очень формально, то SaaS и Интернет, вообще, родились в один и тот же день. Более того, это абсолютно эквивалентные понятия. Ведь любой сервис, который нам предоставляет Интернет, обеспечивается некоторым удалённым программным обеспечением. Более интересны более узкие трактовки термина SaaS.

Набросок 32. На днях появилась информация ещё об одной профессии SaaS. Он теперь выступает и как торговый агент. Компании -производители традиционных oфф-лайновских программ начали предоставлять бесплатно их упрощённые он-лайновские версии. Как это сделал Adobe со своим PhotoShop. Расчёт делается на то, что, поработав с действующей демо-версией программы, потребитель рано или поздно столкнётся с необходимостью купить её расширенную версию.

Набросок 33. В одной из своих первых заметок, посвящённых SaaS, я заметил, что по своей сути это направление можно отнести к аутсорсингу. В нашем случае это аутсорсинг ИТ - сервисов. К такому же выводу приходят сейчас и проповедники новой идеологии «cloud computing». Этот модный термин, который я бы перевёл как «вычисление в облаках», объединяет в себе все виды ИТ - обслуживания, передаваемые на сторону и ориентированные на использование удалённых он-лайн программ. К «вычислению в облаках» относят, в частности, и концепцию SaaS. Сюда же относят и его старший брат ASP (Application Service Providers). Здесь же мы найдём «удалённые хранилища данных» от Sun, IBM и Amazon, и все варианты удалённых API-элементов, и PaaS (Платформы-как-Сервис).

О ружье, которое всё-таки выстрелило
Набросок 34. В отличие от своего первого партнёра IBM, который в своё время ушёл с массового рынка персоналок в корпоративный B2B, Microsoft, похоже, делает ставку на малый и средний бизнес. Во всяком случае, события последних недель свидетельствую об этом. По «закону Станиславского», ружьё, которое «долго висело на стене», всё-таки выстрелило. На этот раз роль такого «ружья», как и предполагалось, была отведена MS Live Office. Завершилось закрытое и началось открытое бета-тестирование двух новых приложений MS Live Office Small Business и MS Live Office Workspace, непосредственно дополняющих MS Live Office.

Набросок 35. Он-лайновским офисом своё наступление на SaaS - рынке Билл Гейтс не заканчивает. Ведь если внимательно присмотреться к MS Live Office Small Business, то нельзя не заметить, что это ничто иное, как он-лайновская версия серверного ПО MS SharePoint . Этот уже хорошо известный программный комплекс представляет собой развитие ещё более известного MS Server 2003, который раньше работал в локальных корпоративных сетях и в Интранет. Последние версии MS SharePoint расширены некоторыми социальными сервисами Веб 2.0. Среди них можно отметить вики и широкое использование ярлыков (tagging).

Набросок 36. Помню, была такая наглядная иллюстрация сущности капитализма. Плывущие одна за другой рыбы, где каждая следующая по размеру больше той, которая плывёт впереди. Её то она и собирается проглотить. Происходящие сейчас в Интернет-бизнесе процессы M&A (слияние и поглощение) хорошо отображаются этой картинкой. Компания Yahoo приобретает Flickr, и в то же время сама является объектом охоты Microsoft и других гигантов рынка. Однако если процесс поглощения -это больше решение финансовых и юридических вопросов, то переваривание проглоченного - это уже организация и технология, а здесь не всё и не всегда протекает гладко. В особенности плохо получается, когда в одной большой компании появляются однотипные плохо совмещаемые сервисы и продукты, которые хочется как-то увязать между собой, а также с другими сервисами и продуктами.

Веб 2.0 на работе
Набросок 37. Похоже, что успех Mashup в массовом Веб 2.0 оказался тем рычагом, который сдвинул с мёртвой точки корпоративный SOA. Сперва офф-лайновские программы начали встраивать в себя различные Mashup - средства, что позволило им общаться с веб-программами. Можно ожидать, что постепенно осваивая таким образом культуру смешанных сервисов, разработчики корпоративных офф-лановских систем передуть к методам SOA -технологии внутри этих систем. Хотя есть сторонники несколько другой точки зрения. Они считают, что локальный SOA постепенно превратится в глобальный SOA, или веб- ориентированную архитектуру (WOA). Ведь если посмотреть на такой глобальный SOA то нельзя не заметить, что это ничто иное, как на ещё одно приложение концепции Software+Service.

Набросок 38. Сегодня об Enterprise 2.0 на Западе говорят уже все. Поэтому, следуя логике развития событий, не удивлюсь, если, скажем, 2009 год в Рунете назовут годом Enterprise 2.0.

Набросок 39. Вопрос включать или не включать те или иные типы ресурсов в понятие Enterprise 2.0 во многом является вопросом чисто методологическим, никак не влияющим на суть явления. Однако этого нельзя сказать про использование в бизнесе ссылочных сервисов а-ля digg и del.icio.us. Начиная со своей заметки «Почему бы я воздержался», я пока безуспешно пытаюсь доказать, что в своём массовом варианте указанные сервисы для делового использования не пригодны.

Набросок 40. Древние утверждали, что всё возвращается на круга своя. Еще совсем недавно я читал, что корпоративные веб- порталы умирают. Оказалось, что нет. Просто постепенно они начали приобретать новые качества. Сердцевиной такого нового портала является традиционная корпоративная система (контент и документ менеджмент, планирование ресурсов/ERM, взаимоотношение с потребителями/CRM, управление бухгалтерией, общая информационная система и т.п.), интегрированная с социальными сервисами Enterprise 2.0.

Заключительная порция
Три, два или...пока всё-таки один?
Набросок 41. С каждым днём появляется всё большее количество публикаций, авторы которых пытаются предугадать, как будет выглядеть этот долгожданный Веб 3.0. Я бы разбил все подобные публикации на две группы. Авторы первой группы (назовём её футурологической) уподобляют себя фантастам, которые пытаются предвосхитить технику далёкого будущего. Многие участники нашей футурологической группы предсказывают не только следующее поколение Сети, но и замахиваются на более далёкие поколения. Однако мне всё же ближе вторая группа публикаций, которые я называю прагматичными. Авторы - прагматики рассматривают Веб 3.0 не как очередную революцию в Сети, а скорее как обычный эволюционный этап её развития. Другими словами, «будущее уже присутствует в настоящем», как утверждает один мой виртуальный друг.

Набросок 42. Здесь я хочу остановиться только на одном прагматическом прогнозе. Авторы его видят Веб 3.0 просто в качестве новой модели монетаризации социального Интернета. А общая суть рассматриваемой ими бизнес -модели заключается в «делание денег» на статистическом анализе персональной информацией пользователей и мониторинга всех их действий в социальной сети. Полученные на выходе статистические данные являются предметом торговли. Скандально известный FaceBook Beacon - это только первая, пока не очень удачная попытка явного противопоставление «targeting vs. privacy». Медленно, но верно направляется в эту же сторону Google со своими на первый взгляд безобидными Social Graph и YouTube Insight.

Набросок 43. Одним из родовых признаков Веб 2.0 по О’Рейли является «вечная бета», в состоянии которой постоянно пребывают все относящиеся к нему ресурсы. Но ведь никто же не сказал, что сам Веб 2 должен вечно пребывать в бете, т.е., в «нулевом» состоянии. Протестировали и хватит, двигаться дальше надо. А если серьёзно, то, мне кажется, эта вакханалия с цифрами скоро закончится. Все поймут, что Интернет пока находимся в своём первом - «ламповом» состоянии, а «web- транзистор» ещё только ждёт своего изобретения. Так что, футурологам безработица пока не грозит....

Параллельно подготовкой своих набросков к картине я дал интервью для LiveIdea. Ряд моих ответов там можно также рассматривать как дополнительные мазки к некоторым из набросков, уже предоставленных вашему вниманию.

Порция 1 | Порция 2 | Порция 3 | Порция 4 | Заключение

----------
* Если Вы были вынуждены напрямую перейти на сервер, где временно хранится оригинал моего блога, в этом случае внутриблоговские ссылки (и только они) могут не работать надлежащим образом. Ещё раз прошу прощения за временные неудобства.

стартап, ресурс, бизнес, facebook, Социальный, информация, сервис, конкуренция, myspace, экономика, сеть, сайт, ВКонтакте, Рунет, контент, Одноклассники, saas

Previous post Next post
Up