Продолжаю знакомить будущих читателей с первой редакцией подготавливаемой мной книги «Новое облачное медиа. От рассвета до полудня». В
первой статье «книжной» серии была представлена вводная глава книги. Там же были приведены ключевые термины и понятия, используемые во всех статьях этой серии. Теперь перехожу к первой части книги. Первая, терминологическая, глава этой части будет представлена позже, а данная статья суть резюме следующих трёх глав этой части книги. Каждый раздел статьи резюмирует одну главу (названия могут не совпадать - в статье они носят более свободный характер, чем в книге). В рассматриваемых здесь главах показано, как по информационному шуму, сопровождающему развитие любой технологии, можно определить её состояние и перспективы. Общие положения затем проецируются на медиатехнологии. Рассказывается об истории развития и текущем состоянии относящихся сюда технологий. Материал представленных глав во многом базируется на анализе отчётов Gartnter, в которых осуществлена привязка состояний развития конкретной технологий к циклам «возбуждённости» общества, сопровождающей это развитие. Почти каждому основному тезису здесь соответствует отдельный раздел одной из рассматриваемых глав, где всё это достаточно подробно будет «разобрано по косточкам», снабжено цифрами, фактами, иллюстрациями и примерами. Некоторые другие тезисы взяты из соответствующего раздела вводной главы.
Кривая технологической «возбуждённости» Gartner
Жизненный цикл (ЖЦ) технологии можно рассматривать, как мало чем отличающийся от ЖЦ человека. Такой цикл, начинающийся с рождения и заканчивающийся смертью, включает в себя шесть фаз развития (фазы ЖЦ). Это зарождение (младенчество) созревание (детство), взросление (юность), становление (молодость), стабилизация (зрелость) и угасание (старость).
В общем случае каждая фаза ЖЦ любой технологии характеризуется набором ключевых для неё процессов и закономерностей, в том числе, связанных с рынком продукции (товаров, услуг) этой технологии. Одной из таких закономерностей является специфика информационного сопровождения в масс-медиа конкретной технологии для каждой фазы ЖЦ. Другими словами, речь идёт об информационном шуме вокруг этой технологии. В данном случае мы говорим о шуме, чтобы отделить от него информационное обеспечение технологии, представленное различного рода технической документации - научно-исследовательские и проектные (схемно-программные и конструкторские) документы, производственно-технологические и эксплуатационные.
В начале 90-х годов исследователи компании Гартнер (Gartner) нашли способ формального соотнесения информационного шума в веб-медиа, связанного с той или иной технологией, со стадией жизненного цикла (ЖЦ) этой технологии. Исследователей интересовали, прежде всего, бурно развивающие (emerging) технологии, среди которых значительное место уже тогда занимали информационные и коммуникационные технологии.
Информационный технологический шум «измеряли» количеством прямых или косвенных упоминаний в Интернете соответствующей технологии, сервисов и продуктов, порождаемых ею. С появлением социального медиа стали учитывать и реакции пользователей на такую информацию (формальные оценки, комментарии, перепосты).
В результате было обнаружено, что динамику изменений информационного шума для любой технологии можно представить кривой, показанной на рисунке. Как вы видите, это кривая имеет несколько точек излома, в каждой из которых существенно меняется темповая характеристика шума. Количество откликов и скорость возрастания или уменьшения этого количества у каждой технологии в каждый момент времени могли отличаться и даже существенно отличаться, но не темп изменения скорости. Везде четко чередовались периоды подъема и спада информационного шума (количество откликов) или происходило резкое изменение скорости, соответственно, нарастания или снижения шума.
Исследователи дали таким характерным местам (отрезкам и точкам) свои названия, которые имели явно «альпинистский» уклон- подъёмы, спуски и платы (см. рисунок; в книге, естественно, всё будет на русском языке).
Полученную кривую в Гартнер назвали кривой технологической «возбуждённости» (Gartner Hype Cycle). Ведь, по сути дела, информационный шум, связанный с конкретной технологией, прямо отражает степень возбуждённости общества на отдельных фазах её ЖЦ. При этом разные оттенки возбуждённости переживают производители (стартапы), желающие выйти на рынок конкретной технологии, и потребители (реальные или потенциальные) продуктов (товаров и сервисов) данной технологии.
А теперь взгляните ещё раз на характерные отрезки кривой возбуждённости. Ведь это не что иное, как фазы ЖЦ технологии, а именно:
- Начало пути (соответствует фазе зарождения),
- подъём Ожидания/Мифотворчества (детство) с пиком Неоправданных ожиданий,
- спуск Иллюзий (молодость) с впадиной Разочарования,
- подъём Просвещенности /Понимания (становление),
- плата Продуктивности /Эффективности (стабилизация).
Читать продолжение статьи.....