Ульяновский авиационно-технический форум, интервью

Apr 29, 2011 17:51



На Ульяновском авиационно-транспортном форуме выступала самая титулованная лётчица за всю историю мировой авиации: шестикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу и двукратная абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр Светлана Капанина. Несмотря на то, что на площадку где располагались самолёты, участвовавшие в лётной программе не пускали даже представителей прессы, несколько журналистов всё-таки смогли пробраться за ограждение и пообщаться с знаменитой лётчицей. Предлагаю вашему вниманию интервью, которое Светлана с удовольствием согласилась нам дать. Вообще хочется заметить, что Светлана очень общительный человек и с ней очень приятно было пообщаться.


корр: Светлана, расскажите когда вы начали летать?
Светлана Капанина: Начала летать в 88 году. Записалась в 87ом. Хотела прыгнуть с парашютом, записалась на самолётный спорт.

корр: А почему?
Светлана Капанина: Считаю - нелепая случайность.

корр: Нелепая? Что-то Вас сподвигло же к этому?
Светлана Капанина: Ну да, в коридоре в авиаспортклубе перехватили инструктора, говорят - Давай лучше на самолеты, это интересней! С парашютом прыгнешь, на самолете полетаешь! - Вместо парашютного записалась на самолетный.

корр: Значит счастливая случайность?
Светлана Капанина: Да, наверное, счастливая. Хотя думаю, что парашютисткой тоже наверное было бы интересно быть.

корр: Какие сейчас достижения у Вас уже есть? Звания чемпиона и т. д.?
Светлана Капанина: Шестикратная абсолютная чемпионка мира, двукратная абсолютная чемпионка всемирных воздушных игр, двукратная абсолютная чемпионка Европы, тридцать две золотых медали чемпионата мира, то есть тридцати двукратный чемпион мира, восьмикратный чемпион всемирных воздушных игр, ну а что там призер, бронзы Европы, это я уже не считаю.

корр: Как Вы относитесь к тому, что это считается не женским видом спорта? В основном им занимаются всё-таки мужчины.
Светлана Капанина: Согласна. Вид спорта довольно непростой, физически сложный. Сейчас нет такого большого разделения - женский, мужской. Если есть возможность, если есть физические силы, почему нет?! Единственное что, конечно хочется сказать, что нельзя объединять мужчин и женщин, как у нас многие пытаются сделать и сказать. Мы летаем одну программу, мужчины и женщины вперемешку на соревнованиях, ну и многие пытаются сказать, что зачет должен быть единый. Ну не может он быть единый. Женщина, она создана Богом заранее слабее, нежнее. Ей все равно сложно тягаться с мужчиной.

корр: То есть несмотря на это, у Вас все эти награды. Значит Вы победили многих мужчин.
Светлана Капанина: Но это не значит, что это закономерность.

корр: Светлана, как Вам участие в этом мероприятии? Оно первое такое. Какие Ваши впечатления?
Светлана Капанина: Вы знаете, я очень приятно удивлена или точнее я рада тому, что Россия начинает поднимать нашу авиацию.

корр: Насколько сложной была ваша сегодняшняя программа?
Светлана Капанина: В принципе, (многие), почти все фигуры были довольно непростые, они почти все неуправляемые. Очень мало было классических фигур. Ну а что уж получилось, это на суд зрителей, публики. Я старалась.

корр: А неуправляемые фигуры - это как понять?
Светлана Капанина: Самолет срывается, вводится в фигуру и идет вращение в трех плоскостях, как бы вращение само по себе, неуправляемое. Ну и когда происходит там уже какое-то зависание, возрастает скорость, естественно его уже подлавливаешь. То есть из неуправляемого вращения летчик должен в какой-то определенный момент сделать управляемое. Такие вращения, как правило, мы называем «абракадаброй» и многие придумывают им названия. Есть, например, фигура «привет с Одессы», видимо одессит ее придумал. Есть «эдельвейс». «Эдельвейс» я вам сегодня показывала. «Привет с Одессы», по моему, тоже было, не помню. «Эдельвейс» и правый и левый, разное вращение цветочком.

корр: Светлана, а можете рассказать, вот Вы на другом типе самолета сейчас выступаете. Сегодня это была Экстра. Можете рассказать, почему так получилось?
Светлана Капанина: Да, это грустно и печально. Я бы хотела всегда летать на наших самолетах, на самолетах Сухого. Я работник фирмы Сухого и очень люблю наши Су-26, Су-31, у нас замечательные машины. Но, к сожалению, на сегодняшний день производство наших самолетов закрыто, новые самолеты не выпускаются. Если вы знаете, то был разговор в 2007 году, по-моему, с Владимиром Владимировичем Путиным, я пыталась донести эту проблему. Два года назад поднимала эту проблему Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Но до сих пор, всё тихо. Наши спортивные самолеты так и не начали, не восстановили свое производство, самолетов у нас новых нет, летать нам не на чем, и финансирования у нас нет. И в Центре Авиационного Мастерства, о котором шла речь, тоже все тихо. Вообщем, как-то так, как-то очень грустно в нашей авиации или в авиации в нашей стране.

корр: Если бы у вас была возможность выбора, Вы бы выбрали именно отечественный самолет?
Светлана Капанина: Да, конечно.

корр: А почему? Они удобней, лучше?
Светлана Капанина: Вы знаете, я не скажу, что Экстра плохой самолет, нет, он очень хороший самолет, он хорошо вращается. Но я все-таки предпочитаю наши самолеты, несмотря ни на что.

корр: Доводилось ли вам выступать за другую страну?
Светлана Капанина: Как-то, лет несколько назад, французы решили перекупить нашу идею, раньше у нас очень много женщин летало, в Союзе, если вы помните, очень много. И единственную женскую пилотажную группу можно было сделать только у нас в стране. Вот французы эту идею решили перекупить бесплатно, у нас забрать и сделать свою женскую пилотажную группу. Но идея у них эта немножко не пошла, потому что женщин они сначала вывели на подиум, конкурс красоты устроили, был отбор. После конкурса красоты, у них физическая подготовка в горах, опять отбор, а потом их начали учить летать. Но это не так просто, поэтому они пригласили русских женщин в эту французскую пилотажную группу. Ну вот я немножко там полетала, но в принципе, я полетала только чисто для тренировок, я там не участвовала. А девочки наши немножко полетали, где-то годик, наверное, поучаствовали.

корр: А там какие были самолеты?
Светлана Капанина: Там были Як-54, наши.

корр: Как Ваши близкие относятся к тому, чем Вы занимаетесь?
Светлана Капанина: Конечно, переживают. Конечно, гордятся, я думаю. Очень переживают и всегда поддерживают. И муж, и дети, и мама, и сестра, и племянник, все поддерживают.

корр: А Вы на других самолетах сами пилотировали с ними? Или другие самолеты, многоместные?
Светлана Капанина: Катали ребятишек на маленьких самолетах, в простых таких, На пилотаж, конечно, нет.

корр: Есть какой-то полет, который Вам больше всех запомнился? Может быть опасный очень был или наоборот все хорошо прошло.
Светлана Капанина: Знаете, от чемпионата к чемпионату, естественно все как-то сложнее, все интереснее становится. Самый сложный был первый чемпионат, победить очень сложно, завоевать победу очень сложно, гораздо сложнее ее удержать. Ну и соответственно, исходя из этого, возрастает ответственность перед соревнованиями, сложность. И точно также запоминаются моменты, на одних соревнованиях одно, на других другое, и как-то они все равно все перекликаются, все довольно интересные. Например, в ЮАР были, там было сорок четыре мужчины и я одна была женщина. Был нелетный день, низкая облачность, нас повезли кататься на регате, под парусами. Меня поставили, не знаю, штурвал называется?! За штурвал, ну и ребята: «Давай бочку!» Капитан мне: «Можно». И я выкручиваю все это колесо, штурвал, как называется правильно не знаю, выкручиваю до упора, а она стоит и никакой реакции, а потом резко как накренится, писк, визг, бортом воду как цепанет, народ в ту (другую) сторону. Я от испуга, давай крутить в обратную сторону, опять до упора, а она стоит, наклонилась и воду черпает один борт. Потом резко в обратную сторону. Короче, писку, визгу, все мокрые. Бочки крутили, вот так вот, в море. (смеётся)

корр: Ваш первый чемпионат в каком году был?
Светлана Капанина: Вот этот вот, был Эдванс (Advance) на Як-55ом мы выступали в 95 году. Подождите, 94ом, 93ем. Ох и не помню. В 93ем, наверное или, наверное, это я была в 91ом году в ЮАРе. Вы знаете, все перепуталось. Извините, пилотаж! Ранний склероз, да, 20 лет пилотажа! (смеётся)

корр: Светлана, Вы наверное привыкли к комплиментам, что одна вот, блондинка, красивая?!
Светлана Капанина: Вы знаете, разное бывает, конечно за рубежом очень хорошо мужчины относятся, очень так все приятно. У нас немножко посложнее, конечно, есть какая-то зависть, которая есть везде. Наверное, иногда не заслуженное отношение, может быть. Наверное, так всегда в большом спорте, наверное. Хотя я считаю, что это неправильно, так быть не должно. Я с первого класса в спорте и мне привили любовь к сопернику. Любовь к товарищам по команде.

корр: Светлана, скажите какие на ваш взгляд, перспективы у нашего авиационного спорта сейчас?
Светлана Капанина: Как ни печально, и как ни грустно, на сегодняшний день мы едва укладываемся мужской командой в рамки возможного, женской команды, на сегодняшний день, нет. У нас осталось две женщины, за пятьдесят одной, второй за сорок и порядка пяти-шести мужчин. Всё, молодежи нет, финансирования нет, готовить молодёжь не на чем, не на что.

корр: Какие фильмы об авиации Вам нравятся? Может быть, где женщины пилоты? Советские фильмы?
Светлана Капанина: Вы знаете, как о фигурах говорят, какие фигуры Вы любите, ну нельзя одну любить, а другую не любить. Ведь она же завтра не получаться не будет, ты хоть дерись, хоть что делай, хоть тренируй ее, ну не будет она получаться. Также и здесь. Конечно, классика есть всегда классика. И что говорить, я обожаю все эти наши классические, те фильмы тех времен, что говорить, советские. И нынешние, сейчас, неплохие, поэтому давайте я не буду называть ничего конкретно по названиям. Много хороших фильмов.

корр: А в спортивной команде сколько человек?
Светлана Капанина: У нас в команде должно быть пять и пять, по идее. Пять мужчин, пять женщин. Зачет идет по трем. Женщин у нас не набирается, только две, зачет по трем. Мужчин, вот, шесть человек еще наверное мы наберем, если будет на чем летать.

корр: Светлана, вы летаете с парашютом?
Светлана Капанина: Да, конечно, у нас в самолете, естественно, есть парашют. Но в нашем Су-26ом, на сегодняшний день, «Звезда» сделала шикарную катапультную систему. Мы ей очень благодарны. Единственный спортивный самолет оборудованный катапультной системой, на сегодняшний день, это наш самолет, Су-26.

корр: Вы когда-нибудь использовали катапульту?
Светлана Капанина: Слава Богу, я не пробовала. Но итальянец испробовал и очень благодарен.

корр: Светлана, а можно неудобный вопрос? Это мероприятие, оно здесь проводится впервые. Мы видим, что здесь с организацией, все, конечно, очень сложно, наверное, много еще плохо сделано. Как Вы считаете, для мероприятия такого масштаба, этот блин комом, насколько он удачен?
Светлана Капанина: Действительно, действительно здорово получилось. И довольно много самолетов выставлено, и очень много публики, то есть реклама была явно очень хорошая, людей очень много пришло. Погода, слава Богу, позволила. Бог, он все-таки, видит и помогает. Единственное, конечно, сама организация... вот, кто был конкретно организатор, я так слышала вроде Москва была. Ну немножко здесь они, как то не очень согласовано, я бы так сказала. Что касается местного аэроклуба и Федерации ульяновской, они конечно, молодцы, они здесь старались хоть как то помогать летчикам, потому что основные организаторы, в принципе, про летчиков забыли.
корр: Да, вчера мы видели замечательную давку в столовой, никто не удосужился для лётчиков организовать отдельное питание. Светлана Капанина: Летчики оказались обслуживающим персоналом. Понятно, да, мы летаем для народа, да, мы обслуживающий персонал, наверное в какой то степени. Но отношение должно быть более уважительное именно у основных организаторов.

корр: Светлана, скажите вам удалось посмотреть наш город?
Светлана Капанина: В четверг, когда прилетела, мне показали город, провезли. К сожалению, больше пока не было возможности. Но мне очень здорово понравилось то, что река, даже две реки и город расположен между такими водными массивами. Просто класс.
корр: То есть город Вам понравился?
Да, надо летать над водой, над Волгой. Говорят, у вас здесь, в принципе, есть такая возможность. Можно будет проводить кубки мира, соревнования какие то, помимо авиашоу.

корр: Скажите, в этом году в каких Вы еще мероприятиях участвовать планируете?
Светлана Капанина: Этот год довольно обширный. Вот, может быть, к вам в Ульяновск снова приедем, вы уже приглашаете и благодарны мы вам, что мы вам понравились, приедем нашей всей командой, постараемся, во всяком случае. Чемпионат мира у нас в этом году в Италии, кубок ЮК планируется в Литве... Нет, не в Литве, в Риге, в Латвии. Румыния, должна быть. Китай два раза. Ну и так вот, довольно обширное лето. Питер, если, дай Бог, не сорвется очередной раз, деньги не уйдут опять налево раньше времени.

На этом нам пришлось закончить наше интервью, желающих пообщаться со Светланой было ещё очень много.

Феликс Сорокин, Ульяновск.
Специально для YourAir.

интервью, ульяновск, капанина

Previous post Next post
Up