Оригинал взят у
mari_sheihova в
о социальном, или есть ли у школы будущее22 ноября я вместе с Русланом Касумовичем, инициатором идеи создания межведомственного центра по работе с детьми с отклоняющимся (девиантным) поведением была в Каспийске. Мы приехали в Центр социальной помощи семье и детям на республиканский семинар "Усиление эффективности профилактической работы с семьями "группы риска" и повышение роли семьи в борьбе с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних"
До начала семинара собираемся в кабинете директора. Из всех районов республики приехали директора аналогичных центров. Мне интересно, какие проблемы у них, какие вопросы они решают, хочется увидеть детей в этих центрах. почувствовать атмосферу, в которой происходит общение детей из социально уязвимых слоев и педагогов, психологов. Я знаю, что много структур, которым нужна отчетность по этой работе, есть слои тех, кто доставляет, перекладывает, перенаправляет, согласовывает, обнародует отчеты. И есть самое главное -конкретная работа внизу. Это мне незнакомый еще, но важнейший уровень работы. На больную тему вышли сразу. Подчиненность таких центров только социальным службам, при всей их значимости, не самое лучшее решение, говорит сотрудник управления образованием. К тому же так или иначе заинтересованные другие ведомства работают с центрами без взаимного согласования. Дублирование. несогласованность отнимают много времени, почему бы не подчинить одному ведомству. Юридически все эти ведомства друг другу не подчиняются. Все разобщены: и стараются вроде, но результат мог бы быть лучше.
Прав Руслан Касумович, убеждаюсь еще раз, нужен такой единый центр.
Хороший в Каспийске ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Чупанов Бадырхан (слева)
50% дагестанских семей скрывают свое неблагополучное положение: нельзя забывать о менталитете дагестанцев, самолюбие и достоинство которых не позволяет признаться в трудностях. 80% детей в Дагестане социально не обеспечены и не хотят публично об этом говорить. На напоминание о роли классного руководителя Бадырхан Шалбузович отвечает: в школе нет выбора, кому дать классное руководство. Дефицит учителей. Пока еще работает поколение 40-50-летних, мы еще спасены. Но молодежь уже не идет работать на 4 тысячи рублей. А те, кто приходит, просят: не давайте нам 9 класс, дайте пятый. И я не уверен, что у школы есть будущее. Кто будет работать в школе за 4.600? В этот же день в республике был министр образования РФ Ливанов. Я вспоминала его мысль о том, что педагог, зарабатывающий меньше 30 тысяч рублей, вызывает подозрения и думала о стране как параллельном для Москвы мире.
Руслан Касумович работал в Москве. Он знает, что там учителя в среднем получают 50 тысяч рублей, а в худшем случае- 30 тысяч.
Сегодня прочитала как раз в РИА Дагестан:
Величина прожиточного минимума в Республике Дагестан за III квартал 2012 года в расчете на душу населения составляет 5232 рубля, для трудоспособного населения - 5500 рублей, пенсионеров - 4192 рубля, детей - 5027 рублей.
Прежде чем начнется семинар, нас ведут знакомиться с центром. Он расположен в здании ПТУ, точнее, арендует помещение у него. Я думаю о том, что Каспийск- город, бурно застраивающийся, хороший город. Те, кто строит себе дворцы в центре города, государевы люди могли бы помочь построить такое социальное учреждение, чтобы
мамы с больными детьми на руках не поднимались на последний этаж и не ходи ли по узким общежитским коридорам. Люди, которые работают здесь, из разряда подвижников. Директор центра начинал с того, что кроме своего стула и стола ничем не располагал. И началась кропотливая работа. 40 с лишним учреждений занимаются проблемой семьи. женщин и детей по линии Минсоцтруда,
В этом кабинете занимаются реабилитацией больных детей-инвалидов. Я все еще под впечатлением от сотрудников центра: сколько тепла и внимания они уделяют своим подопечным. каким теплом окружают, сохраняя благородство в бедности.
У этой мамочки двое детей. Не успели мы войти, как эта девочка схватилась за кубики и помчалась дарить нам. Выбрала самого высокого и крепкого мужчину:) И второй раз - ему. И третий- ему. Мне даже обидно стало- попыталась напроситься на щедрость. Лицо светится добротой- до чего светлые эти дети- дауны.
Она на руках у своего врача-педагога
здесь же у стены дети выполняют лечебную гимнастику. Прошу прощения за качество фотографий, надо кого-то попросить помочь настроить, почему-то резкость у меня исчезла, раньше такого не было
В соседнем классе дети развивают тонкую моторику- занимаются изготовлением изделий из бисера
очаровашки...
в руках у девочки ее изделие. Такие микроскопические вещи делают, не знаю, сколько терпения, ловкости и эстетического вкуса нужно детям
а эту красоту дети сотворили из речных камней
коллектив сплоченный. приветливый. Это первый кабинет, в который попадают родители, отсюда их с детьми направляют по специалистам. В среднем в год сюда обращается более тысячи семей. Все получают квалифицированную и бесплатную помощь, У всех работников педагогическое образование. я спрашиваю их о зарплате.Отвечают неохотно, переводя разговор на другие -рабочие - темы. Все-таки узнаю, что 4.600 -это с доплатами.
Ниже прожиточного минимума зарплата педагогов- психологов, социальных работников. Хорошее будущее у наших детей..
.
Работники - это же музейные экспонаты. За такие деньги - и так работать- на совесть. с душой, без особых жалоб. Они первыми сталкиваются с социальным неблагополучием семей. В городе проживает более 100 000 человек. 27550 несовершеннолетних. В трудной ситуации находятся 3530 семей, 25%. Центр работает по девяти направлениям: профилактика безнадзорности. дети с ограниченностью умственного и физического развития и др. Детей обеспечивают здесь горячим питанием, серьезно работают с ними. Это кабинет логопеда. Ирина (отчество забыла) - рассказывает о трудностях работы. Прежде всего, двуязычие. Как?-удивляемся мы. Столько работ ученых о пользе раннего одновременного изучения языков! -Да, соглашается Ирина, но не для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Им надо выучить сначала один язык, а уже потом другой. А вообще-то самая большая проблема у педагогов социального центра- это педагогическая запущенность родителей.
Вот вы можете увидеть коридоры центра. Разве не просторный Дворец радости нужен детям?
Почему -то все учреждения социального направления должны ютиться черт знает где и как - спасибо сотрудникам, которые и в этих условиях стараются помочь детям
Об этой женщине надо отдельно рассказывать. Я впервые с ней познакомилась здесь, но в республике ее хорошо знают. Расулова Майрам Рахмановна, директор Центра социальной помощи семье и детям г.Махачкалы. Становление системы таких центров в республике шло под ее патронажем, при ее помощи. Как грамотно, умно, сердечно вела она семинар! Сразу видно человека из плеяды рожденных с миссией. Оказывается, она некогда работала в нашем министерстве, прошла все ступени роста, как говорят, некогда была самым молодым директором школы в советское время. А там просто так не назначали.
Что мне понравилось в каспийском центре семьи, так это бережное отношение к своим коллегам и поддержка тех, кто работает на совесть. Вот этот молодой человек уше ушел на повышение, Алиев Азиз, победитель всероссийского конкурса по своему направлению. Он возглавлял отдел профилактики безнадзорности. Азиз так тепло и подробно. так непротокольно рассказывает о своей работе, что все слушают в полной тишине. Микрофонов нет, они и не нужны. Я редко где встречала такую аудиторию, которая приехала именно говорить о своей работе, делиться, обсуждать. Заинтересованное, внимательное слушание,
Азиз работал пять лет во главе этого отдела. Он признан лучшим в стране молодым специалистом социальной службы отдела профилактики безнадзорности несовершеннолетних
Конечно, он лучший- это видно было по его рассказу. не столько по содержанию, сколько по интонации, по проявлению человеческого измерения. Он называл цифры. как полагается (было по годам - 86-84-76 и т.д.стоящих на учете детей) . перечислял направления работы: организация летнего отдыха и труда детей, военно-патриотическое воспитание, работа с безнадзорными детьми, профилактика наркотиков... На экране параллельно шли сюжеты из хроник работы с детми, и было очевидно, что встреча с таким парнем уберегла многих подростков от опасного пути.
На что обратила внимание: когда в Каспийске села в такси, шофер- старый человек лет под 80, всю дорогу сокрушался, как он жалел Россию.: какая мощная страна, что с ней сделали... Всю дорогу он в энергичных выражениях говорил о власти в стране и с болью о стране. Азиз тоже говорил о России как о своей родной стране - а как иначе? ( я думала о том, как дико разнится восприятие Кавказа русскими и типичное отношение кавказцев к России). Он говорил о переживаемом страной демографическом кризисе, о том, что проблемы детей начинаются не с первого суда, а с первой банки пива (наш государственный рекламный бренд, судя по политике ЦТ до недавнего времени), о том, как он с коллегами выявлял безнадзорных несовершеннолетних, возил их в колонии. где находились заключенные, их сверстники, как устраивал их на работу, возил в лагеря отдыха и по нескольку раз навещал их, пробивал им путевки, как возвращали в семьи детей. как возвращали семьям надежду...
Выявляли неформальных лидеров, работали с ними,... Больная проблема- занятость, она необходима детям из нуждающихся и неблагополучных семей. "Подростки должны любить свое отечество.."- так хорошо звучали эти слова Азиза в этом зале. так органично
Ослаблен институт семьи..
Время никто не фиксировал, регламента не требовал, случайных людей не было.
Идею Руслана поддержали
А это директор центра Магомедов Гаджи Анагарович. По вдохновенному лицу все понятно. Иначе откуда у него был бы такой замечательный коллектив
Это не гостья. Слово попросила завуч ПТУ №6, в помещении которого расположен социальный центр. Очень благодарила центр за помощь, которую он оказывает училищу. ну что же, замечательное взаимопонимание
Но ненормально это, когда у такого центра нет своего помещения, нет уверенности в том, где ты будешь завтра, нет возможности пустить корни" и обосноваться в своем доме, когда расчет делается на энтузиастов и бессребреников скорее всего на тех, кто будет работать за такие деньги здесь только от безысходности. Тем более, что политика страны воспроизводит не поколение. воспитанное на ценностях альтруизма