Многие до сих пор сомневаются, можно ли пускать жену за руль, а президент АвтоВАЗа поставил девушку руководить проектом создания флагманской модели. Корреспондент онлайн-журнала Колёса.ру поговорил с Кристиной Дубининой и выяснил, как ей удалось занять такой пост и не трудно ли работать в мужском коллективе.
Перед презентацией Lada Vesta на тольяттинской выставке MotorExpo Кристина заметно волнуется и поминутно поглядывает на экран айфона. "Я стараюсь подготовить речь и при этом выглядеть как-то не очень глупо", - объясняет она свою озабоченность одному из коллег и смеется. Она вообще смеется часто, но как только начинается работа, моментально становится серьезной и очень вовлеченной в процесс.
Вот и сейчас руководитель проекта Lada Vesta Кристина Дубинина выходит на подиум, где стоит концепт-кар, и произносит, без преувеличения, пламенную речь. В какой-то момент она сравнивает дизайн "Весты" с красотами волжских берегов, экспрессивно жестикулируя, и, кажется, едва сдерживается, чтобы не перейти на крик. Публика удивлена, если не сказать ошарашена таких топ-менеджеров АвтоВАЗа ей видеть еще не приходилось. После выступления Кристина сама вспоминает об интервью, выбирается из окружившей ее толпы, и нам удается немного поговорить.
- Кристина, у меня наверняка будут дурацкие вопросы, журналисты почему-то любят именно такие...
- Да, вы всегда норовите...
- Давайте сразу договоримся: если вопрос вам покажется дурацким, вы мне сразу об этом говорите, и мы идем дальше.
- Хорошо.
- Отличная речь. Среди пришедших сегодня на презентацию было много работников АвтоВАЗа, и вы старались заразить их оптимизмом. Как вам кажется, насколько вы справились и почему вам кажется это важным?
- Это даже не важное. Это... основополагающее из того, что сейчас нужно сделать. Вернуть ту самую гордость. Потому что мы создаем продукты, и из них что-то идет на экспорт, что-то - на внутренний рынок. Но ведь то, где это создано, и есть родина. На это потрачено неимоверное количество усилий, люди этим болели. Людям нужно вернуть гордость за свой собственный труд. И я большой сторонник того, чтобы русским людям вернуть патриотизм. Русский продукт должен быть отличным продуктом. Воспринимать нашу российскую "Ладу" нужно с гордостью для самих себя. А не с оглядкой куда-нибудь.
- Как вы думаете, в чем могут выражаться первые плоды вот этой вашей работы? Реально что должно начать происходить?
- Я этого не ожидаю - я это уже вижу. Я вижу это каждый день в глазах, которые горят. В глазах людей, которые приходят и работают по 16, а порой во 18 часов каждый день. Они посвящают себя и свою жизнь этой машине, и к ним это чувство вернулось. Они гордятся тем, что они делают. Они с гордостью говорят: "Я - инженер-конструктор проекта Vesta". Это действительно гордость.
- Я работал инженером-конструктором на АвтоВАЗе некоторое время назад и могу сказать, что с гордостью были проблемы у многих инженеров, это точно...
- Да! Это действительно было, и с этим стоит бороться. Оно того стоит, потому что все мы - ничто без людей. Все эти компании, корпорации, концерны, весь мир - ничто без людей. Мы и есть суть. И наши ребята и есть суть АвтоВАЗа.
- Пожалуй, вы правы, но наверное вы догадываетесь, что вы не очень типичный управленец для АвтоВАЗа...
- Подозреваю. (Смеётся.)
- Как к вам относятся ваши коллеги? Воспринимают ли вас вообще как управленца?
- Да, воспринимают. Это получилось сделать сразу, не напрягая ни меня, ни их. Я не знаю, почему. Я могу лишь догадываться. У меня есть очень четкое ощущение, что люди чувствуют, даже на подсознательном уровне, что подул ветер перемен. Пришло то самое время, когда нужно меняться - не потому, что иначе будет плохо, а потому, что это имеет смысл. Потому что в ощущениях пятидесяти тысяч человек есть то самое: "Нам пора меняться, нужно идти дальше, нужно сделать следующий шаг".
И да, меня восприняли буквально в течение первой недели (Кристина Дубинина работает на АвтоВАЗе с 1 июля 2014 года - прим. авт.), я первые пару дней даже работала неофициально, еще не была назначена... но я сразу почувствовала огромную поддержку со стороны команды "Весты". И я не могу сказать, что у нас все страшно молодые, у нас очень хорошая, здоровая смесь. Как говорит президент Андерссон, у нас есть люди и постарше, с опытом, но с драйвом, есть молодые, которые действительно горят... Есть молодые, которые были потеряны, и сейчас они потихонечку на "Весте" и на "Икс-Рее" снова находят себя. Даже взрослое поколение "типичных" управленцев в классическом виде абсолютно взросло подходит к тому, что у молодых есть чему поучиться порой. Но при этом и мы, молодые, учимся у них.
- Вопрос с претензией на дурацкость: как вам удается справляться с повышенным мужским вниманием на работе?
- Вы знаете, у меня есть замечательный муж, которого я безумно люблю (стоящий рядом огромный мужчина весело подмигивает), и я думаю, что у меня это порой то ли на лице написано, то ли по моим жестам понятно, но меня воспринимают как "другана". Как такую боевую подругу, а не... вот в эту сторону мужского внимания. Во-первых, многие Сергея знают, а во-вторых, видимо, как-то я себя так позиционирую. Мне дело делать надо, машину создавать, а не флиртовать!
- Какой у вас личный автомобиль?
- У меня сейчас "Приора". Пока "Веста" еще не вышла в серию. Но, конечно же, одну из первых я себе выхвачу - сразу после того, как мы подарим автомобили всем нашим самым основным фанатам. Я надеюсь, что из второй-третьей партии, да.
- Не боитесь, что будут "детские болезни" у этого автомобиля? Когда вазовские модели только появляются в серии, они обычно грешат тем, что у них не всё в порядке...
- С этой историей связан объемный пункт программы, которую мы начали реализовывать в этом году. Под эгидой нашего президента Бу Андерссона, мы создали целое отделение, целый департамент, который занимается отзывами наших потребителей.
- Тот самый ЦУП (Центр удовлетворенности потребителей), да?
- Да. И ведь это отзывы даже не от дилеров, а отзывы именно тех самых людей, которые садятся в автомобиль и едут на работу, в детский садик, в отпуск с семьей. И всё, что они нам говорят, а они говорят очень многое, они говорят честно и открыто, потому что в их же интересах, чтобы мы это исправили. Так вот, это подразделение уже занялось "Вестой"! Её еще нет в серии, но мы уже ею занялись! На прошлой неделе мы начали предварительные клинические тесты - уже на прототипах. Есть же первые прототипы, они были в "камуфляже" в Интернете, я думаю, все их видели...
Суть в том, что на этих прототипах и на будущих машинах серии S-lot, которые будут в конце этого года, мы будем обкатывать все известные нам "болезни", для того чтобы их "лечить" на корню. Сейчас у нас только фаза "тулинга", фаза подготовки оснастки, и у нас есть еще все шансы внести нужные изменения. Мы делаем машину не по принципу "так получилось", мы делаем по принципу "вот так должно быть", мы стремимся именно к этой цели. Так что я не сильно боюсь "детских болезней" - больше чем за год до запуска я уже начала ими заниматься, поэтому здесь чувствую себя комфортно.
- Как вы получили приглашение на работу, от кого? И быстро ли на нее согласились?
- Согласилась я на нее сразу. При этом раздумывали мы, наверное (смотрит на супруга)... ну, час (смеется), может быть. Это патриотичная тема, я с нее начинала, и она действительно является линией всей моей жизни, всех моих проектов в России. Для меня это действительно важно. Мне представился абсолютно уникальный шанс.
Господин Андерссон... он пригласил, причем он пригласил красиво, как истинный джентльмен, как истинный, самый настоящий, серьезный президент серьезного предприятия. Он пригласил нас в Тольятти, он показал предприятие, показал проект. Он позаботился о том, чтобы я понимала, что передо мной стоит и чем мне придется заниматься. Это было потрясающе. Честно вам признаюсь, я работала на многие европейские компании, и такого отношения к сотруднику я пока не видела. Так что согласилась я сразу.
- Что случилось с Marussia Motors? Никто до сих пор толком ничего не знает. И на какой фазе всей этой истории вы оттуда ушли? Это было после распада, до, во время?
- На самом деле, настоящий распад произошел задолго до того, как я покинула компанию. Наше конструкторское бюро совместно со мной... мы держали оборону еще где-то месяцев восемь после того, как стало понятно, что уже всё умирает и, скорее всего, ничего больше не будет. Было очень много недопонимания, очень много проблем, с которыми мы искренне пытались справиться, но в конечном итоге, к сожалению, с финансовой точки зрения не смогли. Но люди действительно верили в этот проект, и здесь можно провести параллель: в том проекте я боролась за патриотизм, за первый русский автомобиль такого уровня, такого класса, с такой ценой и с таким дизайном. И я считаю, что [для России в автопроме] ещё не всё потеряно...
- А что сейчас входит в круг ваших обязанностей? Чем вы конкретно занимаетесь и как вы делите полномочия с другими участниками проекта?
- Занимаюсь всем! (Смеётся.) Как видите, и маркетингом, и пиаром. Я лично представляю свое "дитя". Веду коммуникационную деятельность. Проверяю конструкцию на соответствие плану и поставленным задачам. Работаю с закупками, с поставщиками - сейчас самая горячая пора. Работаю лично со стилем для того, чтобы улучшить какие-то определенные участки. Например, мы знаем, что еще можно кое-что оптимизировать в салоне...
- Доработки по стилю касаются сейчас только салона?
- Нет, не только. Точечные, небольшие изменения пока возможны везде - они касаются в том числе и экстерьера, и конструкции. Если что-то нужно поменять в подвеске, мы работаем с инжинирингом. Если речь о поверхностях - со студией дизайна. Мы занимаемся всем, с чем будет взаимодействовать покупатель автомобиля Lada Vesta, - всё, чего он будет касаться, на что будет смотреть. Всё, включая звук работы подрулевых переключателей и запахи в салоне, - для нас тут нет неважных мелочей. Мы стараемся собрать все мелочи в одно направление, в единый стиль, через который бы воспринимался автомобиль целиком. Кроме того, я работаю с финансами - эта сторона проекта также на мне. Как и план продаж серийных автомобилей.
- А кто рулит инжинирингом проекта? Был, например Сергей Корженовский, который вел платформу В/С, он сейчас остался в этой структуре?
- Нет. У нас есть сейчас главный инженер проекта Lada Vesta Иван Хрипченко.
- АвтоВАЗ наконец сообщил, что у "Весты" будет спортивная версия Vesta Sport, хотя еще пару недель назад информацию по этому поводу получить было невозможно...
- Теперь мы можем это озвучить. Да, мы разрабатываем такую версию. И сейчас для нас очень важен вот этот автомобиль (показывает на Vesta WTCC Concept), потому что на гонках, в экстремальных условиях мы увидим, что можно улучшить в простом, серийном автомобиле на базе этого опыта. Я думаю, в 2015 году мы будем уже более детально и показывать, и озвучивать, что же такое Lada Vesta Sport.
- В 2015 году можно ждать этот автомобиль в серии?
- Я думаю, рано об этом говорить. В 2015 году мы будем прорабатывать его детально, а в 2016-м - работать над тем, чтобы запустить его в серию. Но в любом случае затягивать мы не собираемся.
- Я помню вашу речь на ММАС-2014, вы сказали тогда, что у "Весты" будет очень привлекательная по сравнению с конкурентами базовая версия. Можно об этом поподробнее?
- Всё, что касается электроники, внутреннего комфорта, отделки салона и многого другого, будет на уровне конкурентов или превосходить их.
- А каков будет процент комплектующих от моделей Renault-Nissan в Lada Vesta?
- Не более 10%. И это будет настоящая новая Lada.
- Какова мощность базового мотора для "Весты"?
- 87 л.с.
- Какие автомобили будут конкурировать с "Вестой" на рынке?
- Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo. Мы внимательно следим за конкурентами, и нам будет, что им противопоставить. Например, наш автомобиль получается очень просторным по рамкам класса.
- Бу Андерссон недавно сказал, что через пять лет, когда АвтоВАЗ будет успешным предприятием, он сможет сказать, что его работа здесь закончена. Когда вы сможете сказать то же самое?
- Никогда! (Смеётся.)
Амигокар скопировал текст с сайта
http://www.kolesa.ru Берегите себя на дорогах.