На портале государственных услуг системные недостатки, нарушающие права граждан

Mar 08, 2014 14:00

Речь пойдет о едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ https://www.gosuslugi.ru/), а точнее об услуге «Прием, регистрация и разрешение в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», предоставляемой на этом портале в электронном виде. Это услуга для подачи заявлений о правонарушениях, преступлениях в органы МВД России (например, на плохое состояние дорог или нарушение ПДД).

Некоторые читатели наверняка пользовались этой услугой и сталкивались с серьезными недостатками и ограничениями.

Регулярно пользуюсь этой услугой и я. Больше года я терпел, когда эту услугу доработают на портале и сделают доступной и удобной для всех граждан. Еще в 2012 году в службе поддержки портала мне обещали, что они обязательно устранят недостатки услуги, но их обещания так и остались пустым звуком.

И вот в один прекрасный момент я не выдержал и понял, что надо самому взяться за решение данной проблемы.

Надо сказать, что недостатки услуги по подаче заявлений о правонарушениях весьма серьезные:

1. Услуга на портале работает через раз. Заявления то отправляются, то зависают в статусе "отправлено в ведомство" на длительное время. В одном случае задержка составляла 11 дней, в других случаях заявления и вовсе не доставлялись в МВД России.

2. Объем заявления о правонарушении ограничен 2000 знаками !!! Можете себе представить, что форма ввода не позволяет физически ввести и отправить в заявлении более 2000 знаков?

3. Услуга не позволяет прикреплять к заявлению файлы (например, фото-, видеоматериалы в качестве доказательств). Приходится публиковать фото-, видео в Интернете, а в заявление вставлять ссылки на них. Но беда в том, что заявление в дежурной части подразделений МВД распечатывается на бумаге и конкретному исполнителю сложно набирать с бумаги длинные ссылки. А реалии нашей современной полиции таковы, что не во всех отделах есть доступ к сети Интернет.

Почему госуслуги?

Можно задать резонный вопрос: зачем бороться с недостатками на портале госуслуг, если подать обращение в электронной форме можно и другими способами:
·         Непосредственно на официальный электронный ящик государственного органа,
·         Через официальный интернет-сайт государственного органа.

Раньше я так и поступал и, поэтому, старался обходиться без портала госуслуг.

Честно говоря, я никогда не любил портал государственных услуг. Внешне портал довольно красивый и концепция портала правильная и необходимая в современном обществе, но его текущая реализация оставляет желать лучшего.

Однако, подавая заявления о правонарушениях, я убедился, что у портала госуслуг есть ряд преимуществ в этом отношении:

1. Заявление сразу приобретает регистрационный номер, на который можно ссылаться в дальнейшем (например, в жалобе). Представляете, если в один день вы отправили несколько заявлений, то как в последующей переписке ссылаться на одно из них, если нет регистрационного номера?
2. Ведется история всех поданных заявлений, поэтому сложно забыть что и когда подавал.



3. Но самое главное для меня - уже через несколько минут заявление попадает в дежурную часть отдела полиции по территориальной принадлежности и регистрируется в книге КУСП. И ведется история рассмотрения поданного заявления.



4. Заявление имеет силу документа, подписанного электронной подписью, потому сотрудник полиции уже не сможет отмахнуться от вашего заявления, сославшись на то, что "оно не подписано". В УГИБДД УМВД России по Свердловской области иногда любят так делать, когда заявление подано через официальный интернет-сайт. С заявлениями, поданными через госуслуги, такой фокус уже не пройдет.

Начало борьбы за право обращаться через портал в электронной форме

И вот в декабре 2013 года, когда у меня в личном кабинете в очередной раз накопилось несколько недоставленных заявлений, я не вытерпел и понял, что на портале произошел очередной сбой, который сам собой не рассосется, и с этим надо что-то делать. Ограничения объема заявления в 2000 знаков и невозможность прикреплять файлы тоже надоели.

Все звонки в службу поддержки портала ни к чему не привели. Молоденькие девочки и мальчики вежливо отвечают, что проблема не на стороне портала, а МВД России. Мол, обратитесь туда.

На мой вопрос:
- Как обратиться в МВД России, если ваш портал не работает?
Невозмутимо отвечают:
- Вы можете обратиться к ним лично, а также по почте.

Вот тебе и достижения электронного правительства! Да здравствует Почта России!

Решил подать через официальный сайт mvd.ru заявление с просьбой устранить сбой в ведомственном контуре госуслуг МВД России.

Через месяц пришел ответ:



Я просил устранить сбой на портале госуслуг, а мне отвечают - вы можете обращаться через правоохранительный портал 112.ru и официальный сайт МВД России mvd.ru. В чем логика? Я им про Фому, а они мне про Ерему.

Кроме того, правоохранительный портал 112.ru уже около полугода не доступен! То ли в МВД России об этом не знают, то ли это форма издевательства над гражданами у них такая.

На официальном сайте МВД России тоже есть ограничение в 2000 знаков на объем электронного обращения

Отправляя заявление через сайт mvd.ru, я опять столкнулся с этим пресловутым ограничением на объем заявления в 2000 знаков. Откуда оно вообще взялось? Ведь ни один закон не предусматривает такого ограничения, а согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

Писать коротко я не умею, таланта не хватает )) А Почтой России из принципа не хотел подавать заявление.

Поэтому пришлось подавать сначала заявление о снятии ограничение в 2000 знаков на объем электронных обращений, подаваемых через интернет-сервис https://mvd.ru/request_main

В январе 2014 года пришел ответ:



Ответ по сути - отмазка. Но если подумать здраво, то действительно есть возможность прикрепить любой файл (действительно ли предельный объем 30Мб - не проверял). Следовательно, есть возможность подготовить полноценное обращение, например в формате MS Word, практически неограниченной длины, с форматированием, сносками и прочими прелестями полнотекстовых документов.

Ответ в целом устроил. Кроме того, меня очень сильно порадовало, что последний абзац из ответа мне в МВД России опубликовали в форме подачи обращений https://mvd.ru/request_main в качестве разъяснения гражданам, что делать, если им необходимо отправить заявление объемом более 2000 символов.



Мелочь, а приятно! Этот пример показывает, что любой гражданин может влиять на улучшение работы государственных органов. Никто не побеспокоится о защите ваших прав, если вы сами этого не захотите и не приложите минимум усилий.

Жалоба в МВД России на ограничение на портале госуслуг объема заявления в 2000 знаков и невозможность прикреплять файлы

Далее я подал 28 января 2014 года в МВД России уже третью жалобу на то, что услуга по подаче заявлений о преступлениях, правонарушениях на портале госуслуг не позволяет отправлять заявления длиной более 2000 знаков и прикреплять произвольные файлы.

Ограничение в 2000 знаков законом не предусмотрено. А право приложить к обращению в электронной форме дополнительные документы также в электронной форме прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 5, частью 3 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пунктом 2 части 1 статьи 10, пунктом 3 части 3 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Нет услуги - нет и недостатков

Отправил и жду, когда начнут устранять недостатки ;)) И что вы думаете, в МВД России к устранению недостатков государственной услуги подошли слишком радикально - ее просто отключили на портале. Перефразируя известную поговорку, нет услуги - нет и проблем.

Теперь, если вы зайдете на портале в услугу "Прием заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях", то кнопка "Получить услугу" отсутствует напрочь!


А вскоре после этого приходит ответ на мою жалобу:



Оказывается, доработка услуги и ввод ее в эксплуатацию планируется только к 2015 году! И видимо до этого момента услуга по подаче заявлений о правонарушениях будет оставаться недоступной на портале госуслуг.

Видимо все забыли, что согласно пункта 35 Плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 N 1555-р, переход к предоставлению услуги «Прием, регистрация и рассмотрение в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях» должен быть окончательно завершен к декабрю 2012 года!

Огромные бюджеты на реализацию федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" уже распилены освоены, акты выполненных работ уже давно подписаны, чиновники отрапортовали об успешном запуске "Электронного правительства". После этого это самое "электронное правительство" можно смело выключать.

А потом МВД России запросит еще несколько десятков миллионов рублей на доработку того, что уже должно быть сделано до 2012 года в рамках предыдущих государственных контрактов. И так везде и во всем.

Честно говоря, в этот момент я призадумался, не зная что делать.  То ли ждать до 2015 года, когда обещают "включить" услугу и ее доработать, то ли защищать свое право на обращение в МВД России в электронной форме через портал госуслуг в суде.

Жалоба в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи России)

Чтобы защищать свое право в суде, необходимо прежде всего выяснить, какой государственный орган отвечает за бездействие, связанное с отсутствием до настоящего времени услуги, отвечающей всем требованиям законодательства.

Решил сначала закинуть аналогичную жалобу  по поводу ограничения в 2000 знаков и невозможности прикреплять файлы в Минкомсвязи России. Все таки Минкомсвязи является государственным заказчиком и оператором портала государственных услуг.

Но в Минкомсвязи России открестились от услуги по подаче заявлений о правонарушениях, сообщив, что за ее предоставление на портале госуслуг отвечает МВД России. Об этом я знал и до обращения в Минкомсвязи, собственно, лишний раз в этом убедился.

Жалоба в МВД России на отключение услуги по подаче заявлений о правонарушениях на портале госуслуг

Чтобы не гадать и окончательно расставить все точки над i, я решил отправить через сайт mvd.ru еще один дополнительный (пятый!) запрос в МВД России, в котором просил сообщить мне:
·         по какой причине на портале госуслуг была отключена услуга по подаче заявлений о правонарушениях,
·         временное это явление или нет,
·         и если временное - то когда эта услуга будет снова доступна на портале госуслуг?

Ответ не замедлил себя ждать:



Таким образом, только после пяти обращений в общей сложности в МВД России и Минкомсвязи России удалось выяснить скудную и весьма неопределенную информацию:

1.    За оказание услуги по подаче заявлений о правонарушениях в электронном виде на портале государственных услуг действительно отвечает МВД России и этот факт оно не отрицает.
2.    Услуга была отключена из-за поломки (неработоспособности) серверного оборудования. Оборудование будет восстановлено, а услуга подключена только к III кварталу 2014 года (т.е. не позднее сентября 2014 года).
3.    Услуга будет доработана только в 2015 году (снято ограничение в 2000 знаков, добавлена возможность прикрепления файлов).

Лично мне слабо верится, что истинная причина отключения связана с поломкой серверного оборудования. Уж больно сильно бросается в глаза отключение услуги практически сразу после подачи мной заявления о недостатка услуги (через 2 недели).

Кроме того, опытные люди, подскажите мне, сколько дней обычно занимает ремонт серверного оборудования такого уровня как в МВД России? Я считаю, что не может сервер чиниться с февраля по сентябрь, это крайне завышенный срок.

Я также полагаю, что если Россия - действительно сильное и могучее государство, то такие поломки должны устраняться за считанные дни. Это вопрос доверия государству и проявления истинного взаимоуважения.

Кроме того, 2015 год - понятие растяжимое. Не понятно, когда будет доработана услуга: то ли в январе 2015 года, то ли в декабре 2015 года. Слишком высока временная неопределенность.

По всей видимости, придется подать еще одну жалобу с просьбой «как можно быстрее устранить длящееся нарушение прав граждан России на обращение в государственные органы в электронной форме через портал государственных и муниципальных услуг».

Продолжение следует.

услуга по подаче заявлений о правонаруше, портал государственных услуг, право на обращение в электронной форме

Previous post Next post
Up