эпиграф: целую неделю был в Караганде, хоть бы кто позвонил и спросил - "Ты где?"
Человек за длинную историю своего существования показал удивительную способность к приспособлению к практически любым условиям, в которые он сам умудрялся себя помещать. У каждой среды существования есть свои плюсы и минусы, меняется только их отношение и содержание. Вся наша неравноускоренная жизнь состоит только из мелочей и поэтому среда существования во многом формирует наши горести и радости без нашего ведома.
Многие знают, что мне по долгу службы иногда приходится ездить по нашей бескрайней стране.
Когда в ваши светлые головы приходят идеи - «а не съездить ли нам…» попадая в чужие края или тем более в чужую страну, перед вашими взорами предстает лишь лицевая сторона этой местности: лучшие виды, достопримечательности или какая-нибудь официальная муть которая кругом по миру совершенно клонированная и не представляет ни малейшего интереса для человека видевшего это бездумное смешение красок хоть раз.
Обратная сторона жизни местного населения всегда скрыта от примитивного туристического взгляда. И слава Богу. Вот думаю писать ли с большой буквы слово «Бог», пожалуй все-таки напишу. Жизнь аборигенов, тоесть людей которым посчастливилось родиться в этой такой же обычной, как и все остальные, точке земли или приехать на эту незабываемую долготу или широту по еще более немыслимым причинам, сера и мерзка.
Столица моей родины называется Масква, и населяют это прекрасное место все типы человеческих индивидуумов. Все они живут во многом одинаково, косяками рыб стоят в пробках или жмутся как селедки в бочках в общественном транспорте, удовлетворяют начальство всеми возможными способами, изображают отдых в увеселительных заведениях и так далее. Все знают, как живет этот размазанный, как капля варенья по газете, неспокойный город. Это показывают по телевизору, передают из уст в уста, все знают как этот город выплевывает непонравившегося человека и, что значительно безопаснее играть в «русскую рулетку» с полным барабаном, чем связываться с этим проклятым местом.
Меня всегда удивляло, как одних и тех же рыбаков каждый год уносит на одной и той же льдине, или как каждый год почему-то нечем топить дома в холодных краях.
Бесполезно рассказывать факты, значительно сложнее передать ощущения.
Москва, вторник, вечерний рейс на Красноярск, приходится приезжать в аэропорт за три часа, Шереметьево одним словом. Самолет ТУ-154.
Лететь совершенно невозможно. Видимо Туполев не подозревал, что у человека в нормальном состоянии есть ноги, так как из за близости расположения переднего кресла девать их решительно некуда. Рядом сидит существо непонятной южной национальности женского пола, достаточно стройная, не красавица и причитает. «Ой Вова, не лети этим рейсом, тебя тут затолкают.. » говорит она настолько блядским голосом, насколько это только возможно, в «разор» от дольче-габана золотистого цвета на протяжении получаса пока самолет готовится к взлету. Наушники и Moscow Times частично защищают от этой неожиданно нависшей угрозы. Лететь почти пять часов, а на наших рейсах стали кормить каким-то нереальным говном, раньше по-моему было лучше.
Аэропорт Красноярска достаточно далеко от города, его даже ремонтируют, совершенно непонятно по какому поводу. Стамбул город контрастов? Многие советские города сейчас стали именно такими. Бутик «Hugo Boss», а напротив покосившаяся избушка с выбитыми стеклами и так во всем. Много праворульных машин и одностороннего движения, плохо одетые граждане и полное отсутствия малого бизнеса. Если вам захочется побывать в Красноярске - посмотрите на десятирублевую купюру.
Енисей - это такая река.
Заслуживает внимания рельеф. Вы видели горы, хотя бы на картинках? Гора это такой высокий холм у которого есть пик - наивысшая точка. Так вот тут такого почти нет. Клавиши на клавиатуре видели? Такие усеченные пирамиды с крутыми гранями. Здесь они разбросаны повсеместно. Люди живут только в низинах, наверно с детства боятся высоты.
Рейс Красноярск - Игарка. Самолет АН-24.комментарии излишни. В салоне достаточно комфортно. Не в пример Тушке. На посадке в самолет было бы гуманнее лишить меня слуха каким-нибудь более утонченным образом.
Сибирь с высоты…. кукурузник летит низко, видны все малейшие детали. Нет ни одного сухого места. Везде реки, петляющие каждую добрую сотню метров, похожи с высоты на клубок змей, которые никак не могут разобраться где чей хвост. Болота и разного рода пруды и водоемы смело охватывают все незанятое реками пространство. Они как мазки краски по мелкому продуманному узору, то ли просто вносят дисгармонию то ли это художественный замысел пожелавшего остаться неизвестным. Четыре часа полета неизменной картинки из иллюминатора. Посадка в Игарке просто на снег. Лежит снег на него садится самолет. Стоят веселые оранжевые вертолеты, больше этого цвета нигде не видел. Обещали на следующий день забрать из гостиницы и посадить в вертолет. То ли забыли, то ли места не было, но проторчал в этом славном месте еще пару суток.
Енисей имеет неожиданное свойство впадать в северный ледовитый океан. Вот где-то примерно в этом славном месте находится поселок Игарка. Сталин сослал сюда немало кулаков, пленных и другого неудобного народа. Это была обычная зона. Колючая проволока, все как полагается. Населяют местные просторы дети-внуки ссыльных и поэтому терпеть не могут советскую власть, что крайне нехарактерно для глубинки.
Снег, он тут совсем необычный. В Маскве слепить снежок при -5 уже не получится, снег будет рассыпаться как пух. Здесь берешь небольшой комок, сжимаешь его крепко несколько раз в руках и получается очень крепкий снежок. При -30. Это свойство снега очень важно, как бы тут жили с московским снегом я и представить не могу.
Какие у вас есть специальные слова в лексиконе? На севере есть слово «Зимник». Очень важное слово. Дорог тут нет. Это тоже важно. Есть зимники.
Зимник это укатанный грузовиками снег по которому ездят. В полуметре от зимника целина, в нее грузовик может провалиться по крышу так как снег там не укатанный.
Вместо вертолета еду на попутных грузовиках. Путь состоит из двух частей. Сначала надо просто переехать через Енисей. Пять километров. Едем три часа. Зимник этот непопулярный и поэтому Урал постоянно застревает. Водитель со знанием дела раскачивает его взад-вперед, продираясь сквозь плотный снег. Урал выглядит так. Грузовой транспорт ближе к мелкому поместным понятиям. Я на базе Прилуки. Отсюда возят все с железнодорожной станции на месторождение на которое я еду. Оно называется «Ванкор». Несколько часов жду попутки, готовую меня взять. Машина в которую я попадаю это настоящий грузовой транспорт по местным понятиям. Волат. Собственная масса 25 тонн и еще 25 тонн в кузове. Колеса выше человеческого роста. Кабина на высоте метра два. Видимо эта махина задумывалась как карьерная техника и подвеска и нее отсутствует принципе. Зимник, по которому предстоит ехать шириной метров 10 и очень укатанный, сотня машин в день проходит. Вообще «зимник» это очень размытое понятие, может быть тропинкой которую даже и не разглядишь, а может быть такой магистралью. Из-за отсутствия подвески каждая мелкая выбоинка на дороге сотрясает всю кабину. Выезжаем в 2 часа ночи. Ехать 8 часов. Двое водителей чеченцы, черт знает как их сюда закинуло полгода назад. На протяжении пути встречается четыре-пять застрявших камазов и уралов. Волат вытягивает их так, как будто просто сам по себе едет. Под конец пути попадается Камаз, лежащий на боку в целине. Водила проторчал в нем уже двое суток. Трактор вытащить не смог и уехал. Волат вытягивает Камаз за две минуты. Водила счастлив.
На севере понятие дня и ночи очень размыто. Выходных нет. Люди работают вахтами, а какой на данный момент час не имеет никакого значения.
Мое место назначение поселок «Люкс». Мозг, сердце и кошелек всего расположенного в тысяче километров. Сюда приезжают президенты их заместители и заместители заместителей. Помимо этого здесь живут просто начальники этой стройки и прочие люди которых немыслимо поселить с простыми работягами. Весь поселок представляет собой лабиринт, не очень сложный для запоминания. Люди живут в отельностоящих контейнерах оборудованных наподобие вагонного купе, только немного посвободнее. Президентские апартаменты состоят из нескольких блоков. Туалет один на всех на улице. Очень печальное место. Столовая тоже есть, если вспомнить где находишься, то кормят неплохо. Я написал эти слова на третий день пребывания. Через две недели я уже не мог видеть эти советские деликатесы. В меню местной рыбы нет, странно. Говорят что по случаю приезда высшего начальства сюда привезли модель из Масквы в качестве официантки.Сам не видел.
Президент «Роснефти» иногда навещает строящееся месторождение с короткими, но впечатляющими ревизиями. Как и многим «большим» людям, отличающихся суровым нравом, ему приписывают очень много самых глупых странностей, пересказывают друг другу самые разные небылицы, возможно, что в свободное от работы время даже слагают небольшие легенды о своем императоре. Многие рассказывают что президент ни с кем не разговаривает напрямую, только через своего доверенного помощника. Несчастный простолюдин отважившийся донести до его святейшества какую-нибудь весть, докладывает ее этому промежуточному человеку, ну а он уже делает с полученной информацией то, что посчитает нужным. Президент наверно насмотрелся американских боевиков и поэтому очень боится покушения или похищения, чего именно точно никто не знает. Осуществить подобные действия в тайге значительно сложнее, чем высадиться на луну. Именно по этому в часы пребывания его превосходительства в поселке нельзя выходить не улицу, столовая закрыта, и жизнь замирает как, будто всех нефтяников выкрали инопланетяне для опытов. В течение одного из визитов его высокоблагородия они имели неосторожность что-то вскользь упомянуть про яблони. Непосредственно перед следующей президентской ревизий местные руководители решили произвести впечатление на своего кумира и из теплых стран были завезены небольшие яблоньки, некоторые даже цвели, а на некоторых были яблоки. Несчастные растения воткнули прямо в снег и непрерывно поливали теплой водой. Неизвестно как прореагировал виновник торжества, но яблони через несколько часов превратились в сосульки и были утилизированы.
В Красноярске большой начальник, не очень отвлекаясь на цель моего визита, по-отечески наставлял меня - «с местными женщинами не связывайся, у каждой по три мужа, один убивает, второй несет, третий закапывает». И я ему верю. Вообще быть женщиной на севере очень выгодно. Куча, нет, море мужчин в самом расцвете сил, очень небедных, по местным меркам уж тем более. Эти лица мужского пола не видят своих жен или подруг месяцами если таковые у них вообще есть. Одна женщина на десять, а может и намного больше мужиков. Ни одна несчастная и беззащитная не остается без их испепеляющего внимания не смотря на то, насколько она страшна или неприятна. Ни одна повариха, продавщица или уборщица, вообще северных женских профессий очень мало, в основном это обслуживание мужчин. Уже начинаю забывать как в родной Маскве, но мне кажется, что там тоже самое.
О погоде. В день моего приезда было нереальное солнце и минус 40, не холодно. Абсолютно белый снег, очень низкое солнце, так как это период полярной ночи и светлая часть суток составляет всего несколько часов, и полное отсутствие ветра. Было совершенно замечательно, если бы я не смертельно устал от перемешивания в грузовиках в течение суток. Почти даже обрадовавшись окружавшему меня белому беспределу, я решил, что здесь так всегда, и повалился спать.
Северные женщины и погода могут запросто проводить внутренний чемпионат по изменчивости. Не решусь заранее называть победителя.
Следующие несколько дней были даже немного столичными своей непритязательной сумеречностью и полным отсутствием красок. А потом начался буран. Это явление на севере очень впечатляющее. Местность на сотни километров в каждую строну представляет из себя непоколебимую равнину провоцируя ветер мчаться со скоростью 20 метров в секунду. И очень много снега, видимость составляет в лучшем случае пару метров. Просто стоять при таком ветре не представляется возможным, но передвигаться по улице вполне реально. Снег, наметенный бураном, еще не утрамбованный и в него проваливаешься по пояс. Свирепая северная вьюга завывает таким могучим голосом, что первое время даже не по себе. Через несколько дней потеплело, в минус 20 хожу в туалет в футболке и тапочках, наверно уже закалился.
Медведь одним ударом разрубает человека пополам. Были случаи когда в косолапого всаживали 6 пуль и он продолжал бежать. Самое страшное не сильно его задеть, тогда он свирепеет и бежит до 80 километров час, сваливая на ходу деревья сантиметров 15 в диаметре даже не замечая их. Являясь прекрасным пловцом, медведь является настоящим универсальным солдатом, машиной для убийства и разрушения. Мне совершенно не ясно как в русском народном творчестве появился образ мишки, эдакого добряка и защитника слабых, реальный зверь является полной противоположностью былинного персонажа. Есть мясо медведя практически нельзя, он питается в основном падалью. Шкуры мало кому интересны из местных из-за сложности их выделки и бесполезности последующего применения. Все «медвежатники» гоняются за медвежьей желчью, большинство валят зверя, вырезают лакомый мешочек, а все остальное оставляют на радость местным падальщикам. Желчь используется в медицинских целях и стоит очень дорого.
Лососина для жителя севера, что для москвича говядина. Бравые охотники гоняются за ним на современных снегоходах, но лоси бегают намного быстрее любой «ямахи». Взять лося можно только тихо подобравшись к нему на лыжах, либо в период очень жесткого наста, когда зверю неудобно бежать из-за того, что он обдирает ноги об острые ледяные края. Лось ударом ноги ломает позвоночник.
Вообще на месторождении жить тяжело только по двум причинам. Нет водки и общения с противоположным полом. Употребление или просто владение любым видом алкоголя строго запрещено. Штраф 107 тысяч рублей, средняя заработная плата вахтовика. Еще в Игарке кто-то ненароком обмолвился мне об этом кощунстве, но я решил, что данная мера касается только работников Ванкора и не касается подрядчиков, что на деле оказалось лишь моими иллюзиями. Снарядив еще в Маскве чемодан литром виски и присовокупив к этому еще пол-литра коньяка, я оправился по зимнику на месторождение. Нельзя сказать, что меня кто-то непосредственно обыскивал, но проходя два раза контрольно пропускной пункт, я дважды открывал чемодан чтобы достать оттуда командировочное удостоверение и покоящиеся в моем багаже бутылки, занимавшие очень солидную его часть, оставались накрытыми лишь тоненькой футболкой. Судьба меня миловала, и сокровенные напитки были успешно доставлены на место назначения. Надо отменить, что если бы я летел на вертолете, то ничего подобного совершить мне наверняка не удалось бы. Унылое начальство в аэропорту не допускает никаких жидкостей при посадке в вертолет.
Каждая вахта для нефтяника, даже работающего пятнадцать лет в таком режиме, является пусть небольшим, но все-таки событием. Перед отправкой товарищей, живших со мной в одном вагончике, непонятно откуда появилась несколько достаточно непритязательных на вид рыбин. Не дожидаясь, когда они оттают, знающий вахтовик легким движения содрал с них чешую, отделил от хребта без видимых усилий и нарезал еще замороженное мясо небольшими кусочками. Посыпав солью и перцем, рыбе дали настоятся около получаса за которые она почти оттаяла. Я в свою очередь достав бесценные склянки из своего воображаемого винного погребка, тоже внес неоценимую лепту в мероприятие. Рыба, которую мне удалось отведать, по вкусу является средним между селедкой и курицей, в качестве закуски идет прекрасно.
В Енисее в основном водится рыба с белым мясом, к которой в частности относится осетровые. На данные момент осетра в реке достаточно и местные рыбаки нелегально им приторговывают. Охота на браконьеров, занимающихся торговлей черной икрой, началась два год назад. Если вас поймают с черной икрой без документов где она была приобретена вам дадут пять лет строгого режима. В Игарке на черном рынке килограмм черной икры стоит 4 тысячи рублей, в Красноярске 40 тысяч. Стоит ли удовольствие от ее поедания риска, связанным с этим процессом, решать вам.
Быть даже рядовым нефтяником, работающим на вахте, очень даже неплохо. Режим существования этих счастливчиков следующий- один месяц работаешь по одиннадцать часов в сутки без выходных, а следующий отдыхаешь дома. Если не забыть про отпуск продолжительностью от 50 до 70 дней то получится, что будучи вахтовиком, тебе придется трудиться от силы 5 месяцев в году.
Москвичей в такую глушь заносит очень редко, мне встретился лишь один мой ровесник, недавно окончивший керосинку, который по немыслимому стечению обстоятельству живет в Маскве в соседнем от меня доме.
Никому в голову не придет скрывать что он приехал в это царство холода не из любви к искусству, а ради наживы, вечнозеленых президентов как их там мне называй. Встречается два типа персонажей, первый и составляющий абсолютное большинство поголовья, это отец семейства, дети учатся в средней школе, жена не работает в все в таком унылом духе. Звонит каждый день домой, «да все хорошо, милая…». Второй тип это холостяки, чуть помоложе, умудряющиеся спускать половину зарплаты зависнув на обратном пути домой в Красноярске, совершая обзорную экскурсию по всем саунам и ночным заведениям города.
Месторождение «Ванкор» абсолютно новое, большинство скважин еще даже не начали работать. Многим интересно откуда у наших ненаглядных масковских олигархов набираются деньги на двадцатьпятую яхту и третий футбольный клуб. Попробую вкратце экономику процесса добычи черного золота.
Оборудование для одной скважины стоит примерно 5млн $. Его не так уж и много, из расходных материалов только километры труб, пища рабочим и электроэнергия для бура. По словам нефтяников, существует миллионы параметров влияющих на ежедневную добычу. Скважина считается плохой, если она дает 100 кубических метров нефти в день, удачные экземпляры могут давать до 1000 в день. Многие слышали непонятное слово баррель, но не знают, что он равняется 159 литрам. Один баррель сырой нефти стоит примерно 80-90$, итого один кубический метр черной жидкости обойдется вам в как минимум в 500 долларов США. Получится, что неудачная скважина дает 50 тыс $ в день и ее строительство полностью окупится за 100 дней. Учитывая необходимые в хозяйстве дополнительные емкости, трубопроводы и прочую муть, скважина может отбиваться максимум год. Нетрудно посчитать, что самые удачные дырки в земле окупаются меньше чем за месяц.
В нашей прекрасной стране найдется немало не менее замечательных людей у которой на счету случайно оказалось несколько десятков миллионов, вполне достаточных для строительства отнюдь не одной буровой, и здесь начинается самое интересное. Закон о об использовании природных ресурсов. Формально получить лицензию на добычу чего угодно может каждый смертный, но реально существует лишь один способ это сделать. Родственник, брат, муж а может и одноклассник в кремле на очень высокой должности.
Вот у вас все получилось, стоит буровая, работают люди, нефть начинает неутомимый бег по многокилометровым трубам, но до победы еще далеко. Для увеличения дохода ваша скважина может даже быть даже не нанесена на карту и не проведена официально, оставшись во внимании только местного начальства, разумеется жаждущего получить свою долю. В этот самый замечательный момент вашей жизни всплывают люди из кремля, которые делали лицензию и все давно знают про ваш замечательный бизнес. Им нет дела до официальных бумаг, уплаченных налогов и прочей ерунды, они просто хотят свою долю и весьма некислую. Если вам пришло в голову от них отмахнуться, купите на рынке небольшой телевизор, говорят что в некоторых камерах предварительного содержания его можно поставить, договорившись за круглую сумму с начальством. Кремлевская братия заботливо забронирует вам место в Матросской Тишине очень надолго. Даже повода искать не будут, сами очень быстро его нарисуют. Поэтому если у вас случайно завалялись пару десятков миллионов баксов - выращивайте картошку на даче, и будет вам счастье и светлое будущее.
На севере очень легко сойти с ума, видел подобные случаи.
Северное сияние рядовое событие как дождь или снег в Маскве.
День выезда. Никто не знает ни откуда вылетает вертолет, ни когда случится этот прекрасный момент. После пятого звонка диспетчеру в течение суток я слышу ленивое-«ну может через час будет, подъезжайте к грузовой» . От меня это не менее получаса езды, хватаю вещи и чудом ловлю попутку до этого места, невероятная удача. Вертолет МИ-8, военная техника. Перевозит 25 человек за раз но сидений намного меньше, все пытаются приютиться на собственных сумках. Никаких списков или билетов, кто захотел тот сел и полетел. В задний части вертолета лестница и лаз для прыжка с парашютом, чувствуешь себя почти десантником. Оказывается что вертолету очень сложно затормозить в воздухе и поэтому на аэродроме он садится на скорости и тормозит уже колесами об снег. На удивление комфортный транспорт, в наушниках не очень шумно, взлет и посадка не чувствуется совсем.
Аэропорт Игарки, после долгих поисков кассы обнаруживаю, что она закрыта. Попытка найти началика или вообще кого-нибудь, после десятка звонков обнаруживается нужный персонаж. До вылета 20 минут. Получаю вожделенный билет и уже через 5 минут я на борту, всегда бы так. Летит 4 человека. В Красноярске оказывается что я не попадаю на вечерний рейс в Маскву и у меня вообще нет денег. Занимаю 3 тысячи у жены заказчика и иду пить пиво в гостиницу.
Рейс Красноярск - Масква, самолет аэробус 321, нереальный комфорт и тишина по сравнению с тушкой, но за это приходится платить, летающий автобус летит на час дольше.
Иду по улице, вижу поп с банкой для пожертвований на пузе, активно жестикулируя, громко разговаривает по мобильнику. Я точно в родном городе.
еще фоток можно посмотреть
ТУТ