6. Последние полдня во Владикавказе

Aug 24, 2023 09:00

Решили выехать около полудня, а с утра ещё погулять по центру и обязательно зайти на Центральный рынок. Я проснулся где-то в 6, понял, что больше не засну и решил попробовать выйти на берег Терека. Для меня тут много чего памятного было - там, где сейчас здание и территория академии борьбы им. Аслана Хадарцева и каких-то других заведений, раньше вперемешку с акациями были высажены рядами уже задичавшие к тому времени яблони, под которыми, валяясь в траве с приятелями, я готовился к выпускным экзаменам в 1966 году.
Глянув в окно, увидел на выходе с территории отельного волкодава:

Но он добрый и на постояльцев не реагирует. Однако калитку открыть не удалось, похоже, была заперта. На ресепшене никого не было. Присел на лавку, минут через 25 вышла какая-то женщина, ей надо было взять что-то в своей машине. Нашли таки заспанную служащую отеля, минут через пять она высвистала тощенького сотрудника, который подошёл к калитке и просто от души пнул её ногой. Она и открылась. Ети ж его в качель!

Ладно, пошёл вокруг освобождённого от воды верхнего водоёма водной станции. От реки его отделяла стена выросшего за 60 лет леса, но я нашёл тропку к берегу. Тут в зарослях увидел трёх мужиков среднего возраста, в плавках, у одного уже поседела курчавая поросль на животе. Они возились, обустраивая пруд, борта которого были выложены голышами, а дно и сама запруда здоровенным куском полиэтилена. Глубина была чуть ниже пояса, так что там вполне можно было побарахтаться.

Идя на шум воды, вышел на берег:

Как видите, дно представляет собой здесь каменное ложе. А что же такой хилый здесь Терек, когда в городе несётся приличный поток? Дело в том, что выше находится небольшая плотина с запорными устройствами:

За плотиной начинается бетонированный канал, идущий параллельно берегу, куда и попадает часть реки. Уклон его несколько меньше, чем у основного русла, так что примерно через километр разница уровней вполне приличная, и вся эта масса воды падает на лопатки турбин ГЭС и после неё сливается в природное русло.

Потом я прошёл вдоль верхнего водоёма, затем нижнего. Здесь идут большие работы по облагораживанию территории

Вдали видно здание нашей гостиницы и белая вершина Казбека. Была у меня задумка выйти здесь на берег и добраться до огромного валуна на том берегу, где мы с пацанами так часто загорали. Но это оказалось невозможно Выросший лес настолько непроходим - это при моей-то привычке забираться, где чёрт ногу сломит - что я отказался от этой затеи.

Уже подходил к гостинице, когда позвонил проснувшийся сын, где я да что? Быстренько собрались и поехали в центр. Решили походить вдоль левого берега, где в основном и проходила моя, а потом и сына жизнь в этом городе. Параллельно набережной тянется улица Коцоева. Попытались позавтракать в какой-нибудь кафешке, но оказалось, что минимум до 10 утра это здесь невозможно. Застройка - сплошная эклектика:

Потом решили ещё раз пройти по набережной до мечети

Вот это белое здание с иностранными надписями - бывшая паровая мельница, в мои годы не работавшая и красневшая безжизненными кирпичными стенами:

Сразу покажу второе здание этого заведения на улице Коцоева:

Миленько так, верно? По набережной пробежала навстречу юная поклонница ЗОЖ:

Поднялись к гостинице "Владикавказ". Рядом с ней пятиэтажка, которую ещё в моё время украсили таким панно:

На удивление хорошо сохранилось. Если пойти по переулку, который раньше назывался Сапёрным, вверх, то после пересечения Артиллерийской улицы, которая теперь улица Ватаева, выйдешь к следующему перекрёстку, с улицей Карла Маркса. Здесь, прямо на углу под номером 40, мой дом, длинная одноэтажка на 9 квартир с потолками в 4,4 метра. Наша была самая последняя, может, поэтому её переделывают в какое-то заведение, трудно понять какого назначения, окна заменены уже витринами, сквозь одну из которых видна бетонная лестница на видимо должный возникнуть второй этаж. Ничего прежнего не осталось...

Пошли назад к машине по нашей карла-марла, на этом участке здесь ничего не изменилось, потом свернули налево на Коцоева. Здесь стоит памятник первому капитану атомного ледокола "Арктика" Юрию Кучиеву. Так что помимо меня или Героя Советского Союза командира подводной лодки Астана Кесаева, Владикавказ славится и другими моряками:

А вот это строение привело меня в ступор:

Проходившая мимо женщина с улыбкой сказала, что это ворота (!) в частное домовладение.

Если это ворота, то что же скрывается за ними? А прямо напротив этого великолепия возвышается вот такая краса:

Бррр. Последний раз оглядываемся на улицу

и садимся в машину. На рынке сын хотел купить у знакомой торговки различные виды осетинского сыра, которые приглянулись ему ещё в прошлые приезды. А также позавтракали осетинскими пирогами с чаем здесь же в крошечной харчевне. Мощь моих спутников произвела на торговок самое благоприятное впечатление. Внук купил ещё сувениров, в том числе обязательный рог для распития мужественных напитков, запаслись большим количеством питьевой воды, к сожалению "Кармадон" который пожалуй, не уступал "Нарзану", больше не выпускается. Ну, что поделаешь..

И тронулись на выезд из города. Последняя моя фотографию в нём - это как владелец местного "Бумера" объясняет гражданину с самарскими номерами, почему тот, двигаясь прямо, должен был уступить, если джигит решил повернуть налево невзирая на сплошную линию:

А далее опять раскалённые равнины Северного Кавказа и Кубани, проезд без малейшей задержки Крымского моста и около двух ночи мы остановились возле своего подъезда в Севастополе после 14-часовой поездки.
По большому счёту, можно было бы гораздо подробнее всё описать, но ладно, и так сойдёт...