Ах, сколько улюлюканья было не то что о последнем скромном пожаре на "Кузнецове", но даже по поводу дыма из его трубы. Меж тем, 29 июля был очередной юбилей одного из трагичнейших происшествий в истории американского флота и злые языки утверждали, что Маккейн приложил к этому руку. Так ли это? Давайте разберёмся. За основу взяты материалы из американской печати.
"В результате пожаров и взрывов погибли 134 моряка и летчика, еще 161 получили тяжелые ранения. Ещё многие были ранены, но не сообщили о своих ранах, поскольку они были менее серьезными. Из погибших только 28 находились на полётной палубе; 50 умерли во время сна в своих койках.
21 из 73 самолетов на борту был уничтожен, еще 40 повреждены. Ремонт авианосца обошелся в 72 миллиона долларов; на уничтоженные самолеты пришлось еще 44,5 миллиона долларов, и еще 10 миллионов долларов пришлось на ремонт поврежденных самолетов. Утерянные боеприпасы были оценены в 1,95 миллиона долларов, а уничтоженное имущество и оборудование - в 3,15 миллиона долларов.
На тот момент Маккейн был пилотом штурмовика "Скайхок" из состава авиационного крыла этого авианосца. И нередко именно его называют инициатором этих событий, над чем с удовольствием насмехаются некоторые наши сограждане. Их можно понять - Маккейн был последовательным и ярым врагом СССР, а потом и России.
Но и его понять можно. Уже после пожара, подробности которого мы ещё рассмотрим, он был переведён на авианосец "Орискани". На снимке он со своими сослуживцами, стоит справа:
26 октября 1967 года Маккейн был сбит советской ракетой , выпущенной советским расчётом. Спустился на парашюте прямо в озеро в центре Ханоя. Были сломаны обе руки и нога. Был схвачен вьетнамцами. Как положено, жестоко избит, однако, разобрались быстро, был-то он сыном американского адмирала. Пилота подлечили, но отношение вьетнамцев всё равно было жёстким, доставалось ему периодически, впрочем, как и другим пленным.
В июле 1968 года отец Маккейна стал главнокомандующим Тихоокеанским флотом США и, соответственно, командующим американскими военно-морскими силами на Вьетнамском театре военных действий. Вьетнамцы предложили освободить Маккейна-младшего, но он проявил стойкость духа и заявил, что согласится только после освобождения тех, кто попал в плен раньше. Ну и после этого его стали лупить чуть не каждый день. А ещё заставляли читать труды классиков марксизма-ленинизма. Но он выдержал и это, и через 5 с половиной лет вернулся домой, где был принят президентом Никсоном:
Ну, а теперь о том дне 29 июля 1967 года. Сразу после событий некоторые злопыхатели утверждали, что в момент предварительного запуска двигателей Маккейн решил похвастаться так называемым "мокрым запуском", приводящим к выбросу впечатляющего огненного факела позади самолёта. Происходит это, если вопреки инструкции сначала включить подачу топлива в двигатель и только потом нажать кнопку пуска, что приводит к эффектной вспышке уже распылённого керосина.
А вот что установило расследование. Для начала небольшая схема расположения самолётов в кормовой части полётной палубы авианосца в 10:50, самолёты готовились к нанесению уже второго удара с утра:
1 - "Фантом" лейтенанта-коммандера Джима Бангерта. 2 - "Скайхок" лейтенанта-коммандера Фреда Уайта. 3 - "Скайхок" лейтенанта-коммандера Джона Маккейна. 4 - "Скайхок" лейтенанта-коммандера Дэвида Доллархайда.
Доллархайд записал в своем дневнике: "За семь минут до старта я услышал приглушенный взрыв сквозь шум двигателей и оглянулся вправо из своего самолета, увидев массу пламени за моим праввм крылом, падающую на корму через другие А-4. Несколько горящих людей катались по палубе и бегали, чтобы потушить пламя на своих телах".
Случайный электрический заряд запустил двигатель 5-дюймовой ракеты Zuni, установленной на истребителе F-4B Phantom II. Ракета пролетела 100 футов над палубой, оторвав на своем пути руку моряку палубной команды, а затем ударила и разорвала подвесной топливный бак штурмовика A-4E Skyhawk. Сама ракета не взорвалась, но около 1000 литров топлива вытекло на палубу и воспламенилось. Ракета Zuni со сложенными стабилизаторами:
На заднем плане техник закладывает их в пусковой блок, которых может быть несколько:
Доллархайд писал: «Я видел одного из наших командиров самолетов. . . отшатнувшегося назад прямо из огня, все его тело обуглилось и все еще горело. Его левая рука была почти полностью оторвана, и он пытался ее удержать». Здесь командир самолёта - это авиатехник, руководящий его подготовкой.
Если сравнивать со схемой, то цифра 3 как раз над самолётом Маккейна. Но поскольку фонари кабин открыты, лётчики уже покинули машины, за исключением Уайта, погибшего в самолёте. При этом не обошлось без потерь. Доллархайд: "Мои ноги зацепились за край кабины, и я сделал поворот на три четверти, приземлившись на правое бедро. (Мое правое бедро и локоть были сломаны.) Я не мог встать и несколько секунд катался по палубе, пока не подбежал матрос и не помог мне подняться".
Но мало огня, после удара из-под крыла самолёта Уайта сорвалась и упала на палубу 450-килограммовая бомба, расколовшись при этом.
Через 54 секунды после того, как вспыхнул пожар, на место происшествия прибыл помощник главного авиационного боцмана Джеральд В. Фарриер, начальник пожарной команды, и немедленно начал тушить пламя вокруг треснувшей бомбы с помощью ручного огнетушителя. Примерно через 20 секунд прибыла пожарная команда со шлангами , заливая соленой водой переднюю границу пожара.
Доллархайд написал, что он «перевернулся и оглянулся, чтобы увидеть всё, от самолета рядом с моим до палубы, охваченной огнем. Мне было интересно, выскочил ли пилот [Джон Маккейн] или он наклонился вперед в кабине».
Через чуть более 90 секунд после начала пожара бомба взорвалась. Помощник авиационного боцмана третьего класса Гэри Л. Шейвер вспоминал: "На палубе в окружении горящего топлива лежала 1000-фунтовая бомба. Я опустошил огнетушитель безрезультатно. В нескольких метрах от меня был . . . начальник пожарной команды, у которого тоже был огнетушитель, он направлял его прямо на бомбу. Внезапно раздался взрыв. Начальник пожарной команды исчез. Мне казалось, что я вот-вот развалюсь, когда в меня попала взрывная волна от бомбы и осколки. Меня подбросило в воздух, выбило из ботинок и шлема, осколки попали в левое плечо, живот, руки и голову".
Две пожарные команды, прибывшие первыми на место происшествия, были уничтожены.
Девять секунд спустя вторая бомба взорвалась с еще большей силой. Тела и обломки были отброшены почти на тысячу футов вперед к носу корабля. В течение первых пяти минут катастрофы кормовую часть трёхсотметрового корабля сотрясли еще семь крупных взрывов 1000-фунтовых бомб. Незначительных взрывов было слишком много, чтобы сосчитать. Пожары подпитывались 40 000 галлонов легколетучего реактивного топлива, вылившегося из баков, разорванных взрывами и осколками.
Взрывы проделали дыры в почти двухдюймовой броне полётной палубы. Горящее и несгоревшее топливо, вода и пена каскадом хлынули в нижние отсеки - в основном места для отдыха экипажа. В то время как пожар на палубе был локализован в течение часа, пожар внизу бушевал до 04:00 следующего дня.
На снимке - Джон Маккейн (крайний справа) рассматривает пробоину в полётной палубе:
Отчего же всё это произошло?
Электрический сигнал от переключателя на рукоятке управления самолётом к пусковому устройству ракеты передаётся по кабелю, называемому "косичкой". По правилам, косички нельзя было подключать до момента запуска двигателя самолета. При высоком темпе полётов отложенное подключение косичек замедляло запуски до такой степени, что вызывало конфликты между стартом самолетов для одной миссии и посадкой после предыдущей. Поэтому на нарушение этого пункта закрывали глаза, поскольку существовала вторая предохранительная процедура.
Это устройство - ТЕР-штифт по существу представляло собой солидную английскую булавку, которая механически и электрически предотвращала запуск ракеты. Стандартная процедура заключалась в том, что штифт нужно было вытащить только непосредственно перед стартом самолёта. Однако в некоторых случаях стартовые команды выдергивали штифты до того, как самолет добрался до катапульты, опять же в интересах как можно скорее поднять самолет с палубы.
Расследование ВМС установило, что ракета стартовала когда пилот F-4B переключил источники питания. Как только один из двигателей Phantom II достигает определенных оборотов , пилот переключается с внешнего источника электроэнергии на внутренний источник, питаемый от работающего двигателя. В данном случае, когда пилот переключил источники питания, произошел кратковременный скачок напряжения.
Всем, кто имеет отношение к технике, известно, что аварии обычно не происходят по какой-то одной причине, обычно это совокупность нескольких факторов. Вот и тут, вопреки инструкциям, косичка была подключена, а штифт вынут гораздо раньше старта. Как уж там скачок напряжения в сети смог обойти переключатель на рукоятке управления - вопрос отдельный. В любом случае Маккейн тут был ни при чём.
P.S. вот такой комментарий появился в под этой статьёй в Дзене - "Андрей В:
В экипаж "фантома" входили Джим Бангерт и Лоуренс Маккей, вот от его созвучной фамилии и пошла гулять байка о Маккейне."
***
Это предпоследняя статья из моего Дзен-журнала о море и моряках, количество статей в нём подбирается к тысяче. Что бы вас не интересовало о флоте - этого есть у меня:) Ссылка на журнал:
https://zen.yandex.ru/amicoВ конце каждой статьи есть ссылка на каталог все 984 на данный момент.