Как раздавали советские военные корабли - то за Пепси-колу, а то и совсем бесплатно или за апельсины

Oct 28, 2021 11:05


Обмен отслуживших кораблей за Пепси-Колу был пожалуй самой выгодной сделкой в этой области.



Вот в 1959 году Хрущёв знакомится со вкусом Пепси на знаменитой американской выставке в Сокольниках 1959 года. Тогдашний вице-президент США Ричард Никсон смотрит с выражением изголодавшегося вурдалака на коллегу, пригубившего стаканчик со свежей кровью. Кстати, дедок в шляпе - тогдашний председатель Президиума Верховного Совета СССР Ворошилов Климент Ефремович. А мне он чем-то напомнил Фадеича из "Холодного лета 53-го" в исполнении Владимира Кашпура



Но не будем отвлекаться. Тогда владельцу "Пепсико" Кендаллу пропихнуть свой товар на рынок СССР не удалось, но в 1974-м он своего таки добился. Поскольку рубль был неконвертируем, в ход пошёл бартер - они нам газировку, мы им водку, коньяк и шампанское. Пепси-Кола производилась на месте, в СССР на 21 заводе. Так называемые инвестиции, о чём так мриют наши либералы.

Но времена менялись, водки в денежном измерении американцы пили меньше, чем наши Пепси и тогда Кендалл предложил включить в бартер списанные советские военные корабли. По условиям нового договора, подписанного Михаилом Горбачевым, PepsiCo за поставки сырья и оборудования получила 20 старых военных кораблей: 17 подводных лодок проекта 613, эсминец, крейсер и сторожевик. "Мы разоружаем Советский Союз быстрее, чем вы", - сказал тогда Кендалл Бренту Сноукрофту, советнику по безопасности экс-президента Джорджа Буша.

Здесь хотя бы взаимная выгода была.

Другое дело поставки кораблей например, в Египет. Страну, где компартия была запрещена, а коммунисты сурово преследовались. С 1956 по 1967 год Египет получил от СССР 30 боевых кораблей (подводных лодок - 13, эсминцев - четыре, противолодочных кораблей - четыре, тральщиков - пять, десантных кораблей - четыре), 17 ракетных и 18 торпедных катеров.

В 1967-1972 годах поступило 24 боевых корабля (подводные лодки, эсминцы, тральщики, десантные корабли), ракетные, торпедные и сторожевые катера.

В кредит, само собой. Но вот Анвар Садат, президент, сменивший Героя Советского Союза Насера считал иначе. В своей речи, в которой обосновывал решение разорвать отношения с СССР 14 марта 1976 г. он заявил по поводу требования Москвы начать наконец возвращать кредиты, размер которых достиг уже 3 миллиарда 200 миллионов тогдашних упитанных долларов: «Они потребовали, чтобы я выплатил процент по военным долгам даже при том, что для военных долгов характерно быть отмененным».

Понимаете, обнаглевшая Москва требовала выплатить хотя бы набежавшие проценты, в то время как по его мнению обязана была вообще забыть об этих долгах. Американцы были в восхищении:


«Дорогой мистер президент:

Я хочу передать Вам свое восхищение действием, которое Вы предпринимали в своем обращении Народному Собранию 14 марта, относительно советского Договора о дружбе. Мое правительство и американские люди рассмотрели это как храброе утверждение чувства собственного достоинства и достоинства и неприсоединившегося курса египетской нации. Вы можете рассчитывать на нашу сильную поддержку. Политика замирения, которую Вы преследовали, с нами, через очень многие трудные периоды в последние годы, я убежден, продолжит приносить плоды. Я надеюсь удвоить наши совместные усилия для справедливого мира на Ближнем Востоке.

Я помню с теплотой наши многие встречи вместе.

С уважением,

Джеральд Р. Форд»

На том всё у нас с Египтом и закончилось. А деньги? Какие деньги? "Тише ты, борец за идею! Сказали завтра, значит завтра!" Помните, откуда цитата? Только завтра никогда не наступило.

Что интересно, практически та же история произошла в Индонезии, как раз тогда, когда наши начали пихать своё оружие в Египет. В начале 60-х годов Индонезия получила около 100 боевых и вспомогательных кораблей и судов, в том числе крейсер "Орджоникидзе", ставший "Ирианом", 6 эсминцев, 4 сторожевика, 12 подводных лодок, 12 ракетных и 12 торпедных катеров, 10 базовых тральщиков, десантные корабли и др.

Индонезийская команда "Ириана":



На снимке Никита Сергеевич, широкая душа и волюнтарист, с президентом Индонезии Сукарно:



Сукарно на крейсере:



Боевые расчёты зенитчиков крейсера и лодка 613 проекта индонезийского ВМФ:



Хотя индонезийское руководство и не заикалось, что собирается строить социализм, нашему было достаточно, что оно занимает антиколониальную позицию. Со временем иждивенческие настроения индонезийцев нарастали.

Не кто-нибудь, а руководитель компартии Индонезии Айдит в беседе с нашим послом "...резко реагировал на напоминание о больших долгах Советскому Союзу и нерациональном использовании наших кредитов. В пылу полемики он договаривался даже до того, что предлагал в порядке выполнения нами «интернационального долга» удлинить рабочий день советских трудящихся на один час и переводить заработанные средства в помощь Индонезии, ее «трудовому народу». Это якобы в создавшейся обстановке будет способствовать подъему авторитета и Советского Союза, и Компартии Индонезии, и президента Сукарно, который ее поддерживает…"

Кончилось всё тем же. Но с небольшими отличиями от Египта. Там конечно, коммунистам дали прикурить, но индонезийцы египтян переплюнули. Порядка 400 000 коммунистов были попросту перебиты в ходе государственного переворота. Досталось и китайцам, жившим в Индонезии. По некоторым оценкам, число убитых китайцев, как коммунистов, так и не коммунистов, превысило 500 тысяч. Реакция Пекина была адекватной - оказывавшаяся ранее Сукарно помощь со стороны Китая была полностью прекращена.

Наши люди в Индонезии в количестве нескольких тысяч человек не пострадали. За всё время сотрудничества погибло порядка 4 человек от болезней и проблем с алкоголем. Вскоре после переворота все вернулись в СССР, хотя небольшое количество продолжало выполнять "интернациональный долг". Однако техника без контроля наших специалистов начала выходить из строя и в начале 70-х годов почти ничего в рабочем состоянии не осталось.

Лишь подводная лодка 613 проекта осталась, как памятник:



А деньги? Какие деньги?

Нет, конечно, кое-что возмещалось. Из Египта везли апельсины и финики, а также предоставили советскому флоту места для размещения пунктов обслуживания кораблей. Наверно, и из Индонезии направляли какой-нибудь натуральный каучук, хину или ценные породы дерева.

Разве этого мало?

Из моего Дзен-журнала о море и моряках https://zen.yandex.ru/amico



Флот, Грустное, Политика, Это интересно

Previous post Next post
Up