Корабли, на борту которых решалась судьба мира. Окончание.

Jun 12, 2021 09:30


И в ряду этих кораблей видное место занимает американский линкор "Миссури". Именно на его палубе закончилась Вторая мировая война. Формально, правда, не для всех, но мы об этом упомянем ниже.

Линкор "Миссури" в боевой раскраске:



Красавец, не правда ли? Крестной матерью "Mighty Mo" (Могучий Мо") была Маргарет Трумэн, дочь сенатора от штата Миссури Гарри Трумэна, ставшего впоследствии президентом. Линкор вошёл в строй достаточно поздно - 11 июня 1944 года. За время боевых действий успел сбить несколько японских самолётов, а 11 апреля 1945 года камикадзе врезался ему в левый борт, но кроме быстро потушенного пожара на палубе особых повреждений корабль не получил.

Далее неоднократно действовал в составе авианосных соединений и проводил артобстрелы островов и территории Японии.

Звёздный час в истории для него наступил 2 сентября 1945 года, когда на его палубе был подписан Акт о капитуляции Японии. Я ещё понимаю участие в церемонии СССР, США, Британии и её доминионов и даже Китая. Но, оказывается, японцев победили также французы и голландцы. В таком случае, почему не присутствовали представители Монголии, чьи войска тоже участвовали в разгроме Квантунской армии?

На снимке момент подписания акта нашим представителем, генерал-лейтенантом Кузьмой Николаевичем Деревянко:



Тут опять же интересный момент. Как всем известно™, первоначальный акт о капитуляции Германии 7 мая в Реймсе со стороны СССР подписал представитель Ставки Верховного Главнокомандования СССР при командовании союзников всего лишь генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров. Впрочем, и со стороны американцев это сделал генерал-лейтенант Уолтер Беделл Смит.

Запрет Сталина подписывать документ в таком формате запоздал. Впоследствии произошло вторичное подписание и со стороны СССР подписывал маршал Жуков, со стороны союзников заместитель главнокомандующего союзными экспедиционными силами маршал Теддер , ну и военные рангом пониже.

На Дальнем Востоке действиями наших войск руководили три маршала - Василевский, Мерецков и Малиновский плюс генерал армии Пуркаев. А акт о капитуляции подписывать было поручено недавно назначенному на должность начальника штаба 35 армии 41-летнему генерал-лейтенанту Деревянко. 25 августа он вылетел в Манилу в качестве представителя Главного командования советских войск на Дальнем Востоке при штабе Верховного командующего союзными войсками на Тихом океане генерала Макартура





Биография Деревянко вполне заслуживает отдельной книги, здесь лишь отметим, что он помимо знания японского и английского языков имел опыт работы и в разведорганах, и на дипломатическом поприще. И умел наводить контакты с окружающими в любой обстановке, посмотрите-ка на это фото:



И сравните с кислолицым китайцем :) Но есть и конспирологическая версия - якобы Сталин не хотел жертвовать своими маршалами, а ведь надо было посетить Хиросиму и Нагасаки и обследовать результаты атомных бомбардировок. Что в конце концов видимо и погубило Деревянко - он скончался в возрасте 51 года.

Однако капитуляция капитуляцией, но далее должен последовать мирный договор между участниками войны. Такие договоры были подписаны только в 1951 году в Сан-Франциско, но не СССР, поскольку имелись спорные вопросы по территориям. Так что мы находились формально в состоянии войны до 1956 года. 19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. Состояние войны прекратилось, но мирный договор не подписан до сих пор, аппетиты у капитулянтов не позволяют им это сделать. Ну, а нам спешить некуда.

Впоследствии "Миссури" обстреливал побережье Кореи во время корейской войны. В феврале 1955 года был выведен в резерв и занялся зарабатыванием денег, принимая до 250 000 туристов в год. Корабль-то исторический!

Однако через 30 лет, когда к власти пришёл Рейган, корабль подвергся модернизации. Это ему пригодилось в 1991 году, когда он участвовал в войне в Заливе. Произвёл в общей сложности 783 выстрела из 9 (406-мм) орудий и выпустил 28 крылатых ракет "Томагавк". И сам получил от фрегата "Джаретт" подарок в виде "дружественного огня" из зенитного комплекса "Фаланкс". Всего-то четыре снаряда, и везде пишется, что потерь не было, но вот в англоязычной ВИКИ я прочитал, что один моряк "Миссури" был ранен в шею.

В 1992 году линкор был выведен из эксплуатации, а в 1999 стал музеем.





Ну, а гражданские суда влияли на судьбы мира? Были и такие. В качестве примера может служить советский лайнер "Максим Горький".

21 февраля 1968 года на верфи Deutsche Werft в Гамбурге был спущен на воду океанский лайнер длиной 194,72 метра и шириной 26,62 метра. Он мог вместить около 790 пассажиров и 340 членов экипажа.

День рождения нового немецкого лайнера получил большое внимание правительства и общественности. Его крестной матерью была Мария-Луиза, жена канцлера ФРГ Кизингера, который дал кораблю название «Гамбург». Таких судов Германия не строила аж с 1938 года.

Он работал в качестве круизного лайнера до 1970 года, когда разразился нефтяной кризис. Судно стало убыточным и его выставили на торги, в результате в 1974 году он был куплен Советским Союзом.



Ходил в круизы (нам-то нефтяные кризисы побоку) в том числе и в США. Ещё в ноябре 1974 года в Пуэрто-Рико ему на борт была заброшена граната, пострадали три моряка. В 1975 году в том же Пуэрто-Рико ему подвесили ниже ватерлинии две бомбы. Они взорвались перед самым выходом из порта, но поскольку была повреждена только балластная цистерна, ничего страшного не произошло, круиз продолжился.

С лета 1988 года судно находилось в аренде западногерманской компании «Phoenix Reisen» сроком на 20 лет.

Летом 1989 года лайнер едва не затонул при столкновении с айсбергами у берегов острова Шпицберген. Через разорванный борт в корабль хлынула вода. В то время на борту находились 575 пассажиров и 378 членов экипажа. Все пассажиры и треть экипажа покинули судно в спасательных шлюпках. Никто не пострадал и хотя судно приняло огромное количество воды, норвежским и советским спасателям удалось сохранить его на плаву. О чём кое-кто в нашей стране может и пожалеть, и вот почему.

Лайнер отремонтировали и 1-3 декабря того же года в мальтийском порту Ла Валетта на его борту произошла встреча Горбачёва и Буша-старшего. Мальтийский саммит обозначил отмену множества решений, принятых на Ялтинской конференции в 1945 году.

Горбачёв был не Сталин и даже не бывший боевой лётчик и экс-директор ЦРУ Джордж Буш. Хотя и считал себя лидером одной из двух "сверхдержав", держался с Бушем на равных и периодически настаивал на том, что от Советского Союза в будущем "миропорядке" зависит не меньше, чем от США



На самом деле мальтийский саммит стал основой последующих внешнеполитических уступок Советского Союза. Именно там были достигнуты принципиальные договоренности по невмешательству СССР в дела восточноевропейских стран, принципиальное согласие на объединение Германии и уступки СССР в отношении прибалтийских республик. В ответ американский лидер ограничился лишь устной поддержкой проходившей в СССР перестройки.

Через два года Советского Союза и всего социалистического лагеря не стало.

После распада Советского Союза немецкое туристическое агентство Phoenix Reisen, арендовавшее советский лайнер, зарегистрировало его в порту Нассау и подняло флаг Содружества Багамских Островов. В штурманскую часть экипажа входили россияне, в основном из Санкт-Петербурга, а украинцы работали в машинном отделении, ресторане и каютах.





"Максим Горький" более 10 лет ходил по одному расписанию. С декабря до начала весны совершались кругосветные путешествия, весной лайнер делал несколько круизов по Европе, летом - в северные широты, осенью - по Средиземному морю. В 2008 году закончилась аренда немцами. Лайнер пытались продать другим владельцам. И таки 8 января 2009 продали индийской фирме для дальнейшей утилизации за 4,2 млн евро.

А дальше Аланг и утром 25 февраля 2009 года он был посажен на береговую мель для последующей разделки.





История, Россия и мир, Флот, Как это делается, Война

Previous post Next post
Up