Ревущими коровами американцы с насмешкой называли советские атомные подводные лодки первых поколений, отличавшиеся повышенной шумностью. Якобы штатовские "профффессионалы" могли обнаруживать их за десятки миль благодаря своей замечательной гидроакустической аппаратуре и собственной малошумности. Сами же оставались "невидимками". Статистика таких обнаружений с американской стороны остаётся скрытой от нас, однако есть и другая статистика, о которой ниже пойдёт речь.
Я уже упоминал ранее, что нередко возможности самой прогрессивной техники нивелируются балбесизмом работающих на ней операторов. И как умелое использование пусть и менее совершенной даёт отличные результаты.
В 1968 году АПЛ К-10 проекта 675, того самого первого поколения, корова из коров, посмотрите на её корпус,
осуществила перехват американского авианосного соединения во главе с первым атомным авианосцем "Энтерпрайз". Его охраняли атомные же крейсер "Лонг Бич", фрегаты "Бейнбридж", "Тракстан" и другие корабли ордера.
Лодка незамеченной смогла проникнуть сквозь охранение и оказалась под авианосцем. 13 часов она следовала в таком положении, маскируясь его шумами. При этом имитировались торпедные атаки, а акустики записали на магнитофон характерные шумы всех кораблей. После этого лодка незамеченной удалилась и с дистанции отработала ракетную атаку.
Американцы начали в 60-е годы пополнять свой флот специализированными атомными подводными лодками-охотниками за советскими атомными ракетоносцами. Наши тоже не дремали. Лодки второго поколения проекта 671 и его модификаций были призваны выполнять аналогичную задачу охоты за американскими ракетными ПЛ.
Они тоже ухитрялись просочиться в самых неожиданных для соперника местах. 21 марта 1984 года подводная лодка К-314 незамеченной оказалась внутри соединения во главе с авианосцем "Китти Хок". Причём
в непосредственной близости от авианосца. Но наш командир допустил оплошность. Подвсплыв на перископную глубину, лодка столкнулась с авианосцем, пропоров ему своим винтом днище и сама получила повреждения стабилизатора и винта.
Лодка была вынуждена всплыть. После этого её вызванным буксиром потащили на ремонт в СССР, а авианосец отправился зализывать раны на военно-морскую базу Субик-Бей на Филиппинах. Здесь в ходе докования был обнаружен застрявший в корпусе фрагмент винта К-314, а также куски звукопоглощающего покрытия. Последовал скандал - как советская лодка смогла преодолеть охранение из семи кораблей?
В следующем году отличилась модернизированная лодка этого проекта К-147, построенная в 1980 году. В ходе операции "Апорт" 1985 года по вскрытию районов маневрирования американских подводных ракетоносцев в Атлантике, К-147, оборудованная новейшей системой слежения за АПЛ по кильватерному следу , используя указанную систему и акустические средства, выполнила шестисуточное (!!!) слежение за американской ПЛАРБ «Симон Боливар». К-324 имела три контакта с американскими ПЛАРБ и АПЛ, суммарное время слежения за ними составило 28 ч.
Из пяти советских лодок разных модификаций 671 пр. американцами была обнаружена только одна, К-488, уже на обратном пути в свою базу. В результате вскрыты два района патрулирования американских ПЛАРБ типа «James Madison», два района действий многоцелевых АПЛ США, а также выявлены тактические приемы американской авиации при поиске развернутых в море атомоходов.
Подобная операция под названием "Атрина" была проведена в 1987 году. Несмотря на все усилия противолодочных сил США и Британии, наши лодки были обнаружены только в Саргассовом море.
За два года до "Апорта", в 1983-м, всё та же подводная лодка проекта 671РТМК "К-324", седьмой корабль в серии, построенный в Комсомольске-на-Амуре, проводила слежение за американским фрегатом “Макклой”, занимавшимся испытаниями новейшей системы подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance System) с протяженной буксируемой низкочастотной гидроакустической антенной. К-324 удалось записать информацию о параметрах работы системы, весьма ценную для отечественной “науки”. Более того, в ходе слежения были выявлены некоторые особенности взаимодействия американского надводного корабля со своими подводными лодками и компонентами стационарного комплекса дальнего гидроакустического обнаружения.
Хотя она так и осталась незамеченной, фрегат внезапно ушёл на базу, но когда лодка с целью изменить район плавания попыталась увеличить ход, возникли сильные вибрации, движение стало невозможным. Пришлось всплывать, после чего было обнаружено, что на винте висят почти 400 метров той самой антенны.
Конечно, появившаяся на поверхности чуть ли не в центре испытательного полигона советская подводная лодка не осталась незамеченной. Прибывшие на место событий два американских эсминца старались пройти максимально близко к лодке с кормы и оборвать антенну, но в итоге это им так и не удалось. Лодка была отбуксирована на Кубу, где антенну сняли с винта и отправили для изучения в СССР.
А уж сколько было столкновений американских ПЛ с нашими, с разной степенью повреждений... В 1967 году ПЛА К-52 пр. 627А столкнулась с американской ПЛАРБ в Сицилийском проливе. В 1974 году ПЛА K-306 пр. 671 столкнулась с американской ПЛАРБ "Натаниель Грин" (а возможно и "Джеймс Мэдисон") в Атлантике. Ну, и так далее, в том числе и с лодками более поздних поколенй. Что говорит о недостаточной способности американцев стопроцентно обнаруживать наши лодки.
Есть примеры и обратного порядка. На снимке бывший начальник Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ вице-адмирал Алексей Буриличев:
В 1996 году он командовал атомной подлодкой К-461 "Волк", которая в зоне господства противолодочных сил США обнаружила американскую ПЛАРБ типа "Огайо".
Затем "Волк" долго скрытно следил за ней на маршруте перехода в район боевого патрулирования. За это Буриличеву присвоили звание Героя России. К сожалению, Алексей Витальевич скончался в 2020-м году.
О том, как преодолевалось отставание наших лодок в области скрытности, я написал в предыдущей статье:
Как американец и японец помогли снизить шумность советских подводных лодок Из моего Дзен-журнала о море и моряках
https://zen.yandex.ru/amico