Открыв редактор для написания этой статьи, внезапно обнаружил, что прошлая была 500-й. Небольшой юбилей для моего журнала, которому уже два года без одного месяца :)
[Имеется в виду мой Дзен-канал, откуда эта статья и взята]
Что ж, возьмёмся за 501-ю. Любому, кто глядит на эту картину, ясно, что ничего хорошего людей на шлюпке при столкновении со скалами не ждёт. Если бы можно было замедлить это гибельное сближение - а там может ветер переменится или вообще начнёт стихать. В данном конкретном случае остаётся только молиться, но пока она была от берега достаточно далеко, можно было попробовать применить плавучий якорь, это его правильное название, а в заголовке так для красоты написано.
Вода - довольно плотная среда и оказывает большое сопротивление движущимся в ней телам, поэтому и рыбы, и корабли имеют обтекаемые формы. Я на своём опыте знаю, что суда, лишённые хода, практически всегда разворачивает бортом к волне, что увеличивает качку во-первых, и парусность корпуса во-вторых. Ещё в самые старые времена моряки знали, что в таких случаях следует связать обломки мачт и другого рангоута и выбросить их за борт, прикрепив к носу судна достаточно длинным концом.
Эта связка практически не подвержена воздействию ветра и будет сильно тормозить движение судна, особенно если удастся сделать так, чтобы она располагалась поперёк движения. Судно тут же развернётся носом на ветер, что уменьшит его парусность и ещё больше замедлит движение, хотя полностью его и не прекратит. Чем вам не якорь? Правда, погода на море такая падла бывает - волны идут с одного направления, а ветер уже задувает с другого, ну, это уж как повезёт.
Если есть возможность, то можно сделать этот якорь ещё более тормозящим, вот так, например:
Понятно, что всё это наиболее актуально для небольших судов, а также яхт, шлюпок и прочих мелких плавсредств. Танкер тысяч на пятьдесят тонн или больше никаким плавучим якорем не затормозишь
Я как сделал запрос в поисковике о плавучих якорях - каких только не увидел, сейчас их изготовляют загодя, как заводским методом, так и самостоятельно, обычно они имеют вид конуса из плотной ткани
Цифрой 2 обозначен линь, соединяющий его со шлюпкой, называется он дректов. Цифрой 3 обозначен нирал, у каждой снасти должно быть своё название. Плавучий якорь оказывает большое сопротивление, поэтому, когда возникнет необходимость его выбрать, если тащить за дректов, это потребует больших усилий. А потянув за нирал, мы развернём его на 180 градусов и вытащим без труда.
В точке 4 находится груз, желательно, чтобы плавучий якорь был достаточно заглублён, это увеличит его тормозящий эффект. А буёк 5 не даёт ему погрузиться излишне глубоко и заодно будет указывать его местонахождение. Необходимо так подобрать длину дректова, чтобы когда плавсредство находится на гребне волны, якорь был бы у подножия одной из следующих.
Крайне важен плавучий якорь на спасательных средствах, плотиках в частности. При современном развитии на Западе, ну, и у нас, само собой, средств навигации и связи, желательно не удаляться от места гибели судна, поскольку его координаты постоянно автоматически фиксируются до самого конца. И спасатели обязательно прилетят или прибудут по морю в эту точку.
Сейчас не старые времена, когда в месте аварии другое судно могло оказаться случайно и через месяцы, и не война, когда зачастую вообще было не до оказания помощи потерпевшим бедствие, а иногда и напрямую запрещалось её оказывать - гибель трёх британских крейсеров во время такой операции послужило горьким уроком.
Кстати, в инструкции к использованию плавучего якоря пишется, что желательно закинуть его с плота подальше от тонущего судна и быстренько подтянуться, чтобы отплыть от места погружения и не получить из-за этого повреждений. А ещё у плотиков для придания им большей остойчивости и замедления дрейфа имеются в подводной части специальные карманы, в виде мешков, которые при заполнении их водой начинают выполнять эти функции. Вон они на снимке:
Плавучий якорь активно используют яхтсмены при выполнении некоторых манёвров, когда яхте надо придать определённое положение относительно волны и ветра,или просто затормозить её, например при подходе к месту швартовки, других-то тормозов нет.
Совершенно противоположную роль играет водяной парус. Если плавучий якорь призван затормозить движение, то водяной парус - ускорить его. Такие приспособления обычно применялись на реках. Если вы идёте по течению, то благодаря сопротивлению воды всё равно скорости течения не достигнете. Но желательно, люди всегда спешат. А тут ещё ветер встречный. Тогда, в частности, на Волге, в воду опускалась деревянная рама с натянутым на неё полотном перпендикулярно килю. Течение напирало на неё и скорость увеличивалась.
Но у водяного паруса было и другое применение. Зачастую речной фарватер узок и при сильном боковом ветре есть риск выскочить на мель, снятие с которой та ещё головная боль. Вот как описывается применение водяного паруса в "Истории корабля" Н.Н Боголюбова, издание 1880 года: Малые суда, плавающие вверх и вниз при попутных ветрах, употребляют паруса, прибегают и к веслам, а при боковых ветрах для уменьшения дрейфа, с носу с наветренной стороны опускают водяной парус, заменяющий шверты. Он состоит из досчатой продолговатой рамы, в средине которой натянуто полотно; рама эта опущенная вертикально по направлению киля, служит значительным препятствием к уклонению носа под ветер.
Шверт - это дополнительный киль, который можно при необходимости опускать в воду или поднимать из неё. Служит как раз для компенсации воздействия бокового ветра.
Не писал бы этой статьи - в жизни бы не наткнулся на книгу господина Боголюбова, я почему-то считал, что водяные паруса мало чем отличаются от обычных, только опущенных в воду :)
Источник: мой журнал
https://zen.yandex.ru/amico