Что интересно, мины были в основном советского и российского производства. В ходе войны за независимость Бангладеш от Пакистана, (кто ещё помнит о ней?) длившейся 9 месяцев и превратившейся в войну между Пакистаном и Индией, мины валили в воду как бангладешские повстанцы, так и пакистанские военные. Так вот, пакистанцы использовали русские мины образца 1902 года. Наши в своё время безвозмездно передали их братскому Китаю, а братья потом перепродали небратскому Пакистану.
На минах этих подорвалось очень много судов и крупнейший порт Бангладеш Читтагонг был практически блокирован. Индийские ВМФ взялись было их тралить, понятно, что никаких планов минных полей не было. В результате подорвался индийский тральщик, правда остался на плаву. А тут началась грызня между индийским и бангладешским руководством и индусы заявили, что раз индийские войска выгоняют из Бангладеш, то разминирование проводить затруднительно и быстро это не получится, ну вы поняли.
Меж тем в стране начинался голод, а порт продолжал работать в очень ограниченном масштабе. Тогда правительство Бангладеш обратилось к СССР. А надо знать, что в качестве одного из принципов нового государства был объявлен социализм. Это слово действовало на советское руководство как валерьянка на кота. Правда, будем честны до конца - в состоявшихся выборах участвовали и социалистическая и коммунистическая партии Бангладеш. Потом их там периодически душили конечно, но компартия существует до сих пор. При 160 млн. населения она составляет аж 25 тыс. членов.
А тогда в страну пошли советские корабли с гуманитарным рисом и начата операции по разминированию акватории и очистке её от затонувших судов. На снимке советские моряки за боевой работой:
Нельзя сказать, что мировая общественность осталась равнодушной. К делу подключилась ООН. На подъём четырёх судов было выделено около 10 млн. долларов. За такие денежки согласились поработать американцы, итальянцы и югославы. Наши, само собой, работали безвозмездно. Имеется в виду государство. Матросы же получали целых 60 фунтов стерлингов в месяц, а офицеры и все 200. На их долю досталось поднимать 26 судов плюс минные поля. Количество наших специалистов, как военных, так и гражданских, достигло полутора тысяч человек.
Дело осложняло то, что многие мины посрывало с якорей. Тропическая жара и сильнейшие течения осложняли работу. В первый же день траления была уничтожена первая мина. Наши попытались привлечь к тральным работам и индусов, но те мудро уклонились от дальнейшего участия, хотя успели уже уничтожить 18 мин. К осени 1972 года советские корабли протралили порядка 2000 квадратных миль, минная опасность в основном была снята, хотя контрольные траления проводились и в 1973 году, а окончательно эти воды наши тральщики покинули весной 1974 года. Наши моряки с местными жителями:
Их труд был оценён по достоинству, несколько десятков награждены орденами и медалями, с некоторых сняты ранее наложенные взыскания. Получили награду они и от природы, из-за качества местной воды многие расстались с большим количеством зубов.
Практически в то же время проводились работы по тралению Суэцкого залива после арабо-израильской войны 1973 года. Тут дела обстояли пожалуй посложнее. Трудно сказать, сколько миллиардов полновесных тогдашних долларов вбухал СССР в вооружение Египта. То, что не в коня корм, стало ясно ещё после войны 1967 года, однако все потери арабами вооружений были вновь возмещены и поток их не прекращался в последующие годы, не считая тысяч наших советников и специалистов, а потом и непосредственно боевых частей, авиационных и ПВО.
Однако в 1972 году новое египетское руководство выперло в кратчайшие сроки всех наших военных с египетской территории, решив, что сами с усами. И в 1973-м развязало новую войну с Израилем. Всем известны её результаты, но в ходе боевых действий были произведены обильные минные постановки на выходах из Суэцкого канала, да и в сам канал много чего попало.
Минировали по-дурному, без точных планов минных постановок, по ночам, используя в том числе и рыбацкие суда. После окончания боевых действий египтяне попытались производить траление своими силами, тральщиков наши им тоже вволю поставили. Но на 7 вытраленных мин произошло два подрыва тральщиков и воины ислама поняли, что так дело не пойдёт.
Обратились к США, Франции и Британии за помощью, но те послали их подальше, согласившись поработать лишь на очистке самого канала. Оно конечно, попроще - малые глубины, чётко обозначенная акватория. Надо сказать также, что минных постановок в самом канале не было, но он был сильно засорён затонувшими судами, военной техникой и боеприпасами.
Годовая очистка канала стоила Египту около всё тех же 10 млн долларов. Прямо единая такса какая-то :)
Суэцкий залив достался нашим морякам. 31 мая 1974 года было достигнуто соглашение между Каиром и Москвой, что Советский Союз проведёт разминирование Суэцкого залива - то есть, проливов Губаль. Работа должна была начаться "немедленно", завершена к 15 августа 1974 г. и проводиться "бесплатно".
Те, кто греют сейчас пузо в Хургаде, вряд ли подозревают, что на тот момент она стала базой наших тральных сил. О курортах для наших туристов там ещё никто не задумывался, но уже тогда советские термометры с максимальным делением +50 градусов по Цельсию зашкаливало. Поскольку планы минных банок отсутствовали, для точного траления надо было организовать радионавигационные и теодолитные посты на берегу и близлежащем острове. Вот так они выглядели:
На островке Губаль-Сакир помимо нестерпимой жары и горячих ветров с песком надо было ещё внимательно смотреть под ноги, местность изобиловала змеиными норами.
Траление шло частично в водах, которые Израиль после оккупации Синайского полуострова считал своими. Многократно израильские военные устраивали провокации, мешая своими катерами идущим боевым курсом тральщикам, когда невозможно изменить направление движения, и совершая непрерывные облёты истребителями и штурмовиками.
Траление проводилось как кораблями, так и вертолётами. Впервые были применены БШЗ - буксируемые шнуровые заряды. Они затягивались от тральщика вертолётом на предполагаемое минное поле и подрывались, вызывая детонацию и контактных и бесконтактных мин в коридоре шириной 40 метров и длиной в 1 километр.
Дело было новое, не обошлось без накладок. Однажды часть шнурового заряда утонула, на плаву оставался лишь небольшой отрезок. А минное поле же. Пошли к заряду на барказе флагманский минёр ЧФ, представитель завода-изготовителя и сотрудник НИИ-проектировщика. Я не понял, почему, но пишется, что существовала вероятность самопроизвольного подрыва этого устройства.
Но наши герои тем не менее приблизились к плававшему концу заряда и установили на него подрывное устройство. Таймер начал отсчитывать время и тут отказался запускаться мотор барказа. Как вспоминал капитан 2ранга Платонов, "у меня волосы встали дыбом", хотя он был лыс, как биллиардный шар. И всё же им повезло, взрыв произошёл, когда барказ всё же смог отойти на безопасное расстояние.
Надо сказать, что сведений об установленной кратности взрывателей выставленных мин от египтян получить так и не удалось. А это очень важно, чтобы знать, сколько раз нужно проходить тральщикам, ведь мина скажем три корабля пропустит, а под четвёртым рванёт. Так и произошло 13 сентября с тральщиком "МТ-33". 20 пробоин, сорванный с фундамента дизель-генератор, залило румпельное отделение. Для заделки пробоин пришлось даже нырять в цистерну с соляркой, но спасти корабль всё же удалось.
Египтяне, получая безвозмездную помощь, не забывали драть с наших моряков деньги за некачественные продукты. Даже воду продавали по два с половиной фунта за тонну, так что выгоднее оказалось возить её аж из Адена, где она стоила один фунт. Периодически им попадала вожжа под хвост и то они начинали нудить, что разминирование идёт медленнее, чем им хотелось бы, то вдруг запрещали полёты вертолётов.
А вишенкой на торте оказалось то, что разминирование в районе Порт-Саида они разрешили американцам и англичанам, несмотря на наши протесты. И те получили неплохой опыт по тралению советских мин, а может и смогли изучить их устройство.
Как бы то ни было, наши моряки очистили 1230 квадратных миль акватории, уничтожили несколько десятков мин. Был получен бесценный опыт в использовании средств траления и отработки тактики их использования. В мае 1975 года Суэцкий канал был открыт для судоходства.
Если кто-нибудь из читателей участвовал в тех событиях, или просто знает подробности, неплохо было бы поделиться своими воспоминаниями :)
P.S. Больше о море и моряках на моём канале
https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-s-15-tysiachami-podpischikov-polnoe-oglavlenie-5c2364bb48936900a9801dd4