Как размагнитить корабль и как размагнитить толпу

Dec 18, 2017 10:02



Вспомнилась вдруг история, произошедшая на нашем ракетном катере поздней осенью 1977 года в Керчи. Нас притащили по Волге и Дону на сдаточную базу рыбинского судостроительного завода "Вымпел" в Камыш-Бурунской бухте. Стояла та гнусная, холодная и сырая, с пронизывающим ветром погода, которой славится Керчь в это время года.

Но сначала на короткое время обратим время вспять.
Первыми убитыми гражданами СССР 22 июня 1941 года, ещё за 8 минут до начала войны, в 3:52 ночи, были мирно спавшие жители улочки Подгорной в Севастополе, недалеко от современного центрального рынка. От взрыва мины погибли 18 человек, часть из них так и остались безымянными, а 136 получили ранения (по другим данным, около 200). Сейчас на этом месте стоит скромный памятник, окружённый лепящимисмя на косогоре частными домиками.
Мина была не простая, а противокорабельная донная, с магнитным и акустическим взрывателями. Лежит себе на дне и ждёт, когда приблизится жертва. Корпус алюминиевый или даже из специального водостойкого картона. Если не засечь, куда она нырнула, сброшенная на парашюте с самолёта, найти практически невозможно. Если при постановке она не попадала в воду на определённую глубину, то через короткое время взрывалась, что и произошло на крутой севастопольской улочке.
Но способы бороться с ними всё-таки были.
Стальной корпус корабля, напичканный всевозможным электрическим и электронным оборудованием, пронизанный десятками километров кабелей с бегущим по ним электрическим током различных частот и напряжений, с тысячами сварных швов, является мощным источником магнитных полей, взаимодействующих вдобавок с магнитным полем Земли, искажая его - чего только и ждёт магнитный взрыватель.

Если обмотать корабль кабелями в соответствующем порядке и необходимого сечения, и пропустить по ним строго рассчитанные токи, то его магнитное поле можно упорядочить. Оно ведь влияет не только на магнитные взрыватели, но и на часть приборов самого корабля, ну, например, магнитные компасы. Когда с помощью временных обмоток поле упорядочивается, наступает пора регулировки собственного размагничивающего устройства, ведь внутри корпуса проложены и постоянные обмотки в трёх плоскостях, токи в которых управляются специальным прибором. В идеале, магнитное поле этих обмоток должно полностью компенсировать собственное поле корпуса и в результате оно должно свестись к нулю. Но это в идеале, конечно.

А теперь от теории перейдём к практике. На фото виден корпус нового корабля, обмотанный кабелями.
А как это сделано? Вручную, конечно. Берётся специальный ходовой конец, пропускается под корпусом, начиная с носа и виток за витком кабели протягиваются вслед за ним. Летом это ещё куда ни шло, но заниматься обмоткой корпуса тяжёлыми мокрыми кабелями, нередко измазанными донным вонючим илом в холодное время года крайне неприятно, несмотря даже на то, что для защиты от ледяной воды надеваются резиновые химкомплекты.

Занимается этим обычно команда корабля. Но в случае, пока он не принят в состав флота - это проблема завода. Однако и тут можно привлечь команду, но уже за определённую оплату.

В тот промозглый выходной день командир со старпомом сквозанули в Севастополь, размагнититься после нескольких месяцев командировки в объятиях супруг, мичмана сошли в город, а я, как механик, принялся организовывать процесс.
И тут-то мне команда заявляет: а мы не будем делать эту работу, не обязаны, тем более, неизвестно, куда денежки пойдут, были прецеденты.
Оба-на!

Конец года, каждый день на счету, плановое хозяйство. Потом сам факт - коллективное неподчинение, наверняка заранее обговоренное и спланированное. Это вам не шутки. А среди стоящих передо мной набычившихся ребят наверняка есть и стукачок особого отдела. Тут многим несдобровать, командованию корабля в первую очередь.

Когда пять лет назад я лейтенантом пришёл в дивизион, капитан-лейтенанты казались мне пожилыми, отягощёнными жизненным опытом людьми. Теперь я сам был таковым в глазах этих пацанов в матросских робах, осталось подобное реноме подтвердить. Никакие выступления перед строем ничего бы не дали, да они уже и не могли пойти на попятный перед лицом своих товарищей.

Тогда я приказал им собраться в штормовом коридоре, а сам спустился в пост управления двигателями, откуда было два выхода в кормовое и носовое машинные отделения.
И стал вызывать их вниз по одному, и зная, как облупленных, начал с самых молодых и менее упоротых.
Одно дело быть в строю, ощущая плечо товарищей, а другое - стоять перед офицером одному и ответить на прямой вопрос - ты лично отказываешься работать? под роспись в лежащем на пульте рапорте со списком отказников.

Ожидаемо звучало - "Нет, лично я не отказываюсь, но против общего решения не пойду". Хорошо, тогда пройди в машину и побудь пока там. И учти, что предыдущие бастовать передумали. Следующий!
Через некоторое время из-за неплотно прикрытой двери стало доноситься: "Ведь договаривались! А сам-то ты лучше? Я же говорил! Зассал!!" И т.п.
Вскоре всё было кончено и парни пошли переодеваться.

Я никогда и никому не докладывал об этом инциденете, я же не замполит какой типа "кровавого карлика", как за глаза величали одного из наших начальников политотдела бригады :) И даже поймав уже позже электрика, мягкотелого и наивного питерца по кличке "Киса", прятавшего в шахте забора воздуха доставленные работягами бутылки с портвейном, просто вывел его с ними на бак, дождавшись, когда там никого не было и расколотил о край палубы. Пойло стекло в море. Кису наказывать не стал, его наверняка несостоявшиеся собутыльники наказали. Что добавили бы какие-нибудь наряды вне очереди, когда и так все пахали с утра до вечера?

На заработанные деньги был куплен телевизор в матросский кубрик, спортивные костюмы для матросов и старшин по их личному выбору, кое-какие спортивные принадлежности, гитара и ещё долго на дни рождения закупались торты и прочие вкусняшки.
А команда всё видит и оценивает, будьте уверены. Удивляться ли после этого, что уже другой электрик, Сашка Денисенко, доставивший мне таки толику забот за время службы, через пару лет после увольнения прислал приглашение на свою свадьбу? Но жил он в Казахстане, в Петропавловской области, приехать я к нему, конечно, не мог и ограничился поздравительной телеграммой ему и невесте.
Где-то у меня это приглашение до сих пор лежит и греет душу.

P.S. Последними жертвами мин типа LMB - Luftwaffe Mine B стали двое из троих долбо дебилов, обнаруживших её в 2004 году с помощью аквалангов, поднявших и доставивших в частный сектор поблизости с вокзалом. Сработала только ловушка, двое были убиты на месте, третий оказался в реанимации. Страшно представить, что было бы, взорвись основной заряд.

А последнюю мину такого типа уничтожили 8 июня этим летом пиротехники Главного управления МЧС России по городу Севастополю во взаимодействии с подразделениями Черноморского флота. Нашли эту зверюгу почти в тонну весом в 320-ти метрах от берега у входа в бухту. Поднимать не решились по причине, которая станет вам понятной, если почитаете статью об её устройстве, ссылку я приведу ниже.
Просто чуть-чуть приподняли над грунтом и отбуксировали подальше, где потом и подорвали.

P.P.S. Удар из-под воды.Тихая угроза Замечательная статья об ухищрениях мрачного тевтонского гения при создании этого дьявольского оружия.

А здесь можно прочитать, как выглядит путешествие с любимым личным составом на судостроительный завод и поход по Волге и Дону на ракетном катере: https://amico-di-amici.livejournal.com/154322.html



Мемуары, Воспоминания, Как это делается, Море и моряки, Севастополь и севастопольцы, Это интересно

Previous post Next post
Up