День землекопа

Nov 25, 2017 10:03


Начинается он с покупки молока. В 6:20 надо выйти из дома с чистой трёхлитровой банкой. К этому времени два раза в неделю из села прибывает молочница, у которой мы его постоянно покупаем. В такой банке 6-7 сантиметровый слой сливок. Цена литра - 50 рублей. А утро выдалось холодное, первый раз около нуля.
Вернувшись в квартиру, ощущаешь просто жару. Топят по-взрослому, при Януковиче такого не было. И при Ющенко, и при Кучме с Кравчуком тоже.
Но ехать на участок рановато, темно ещё. Вздремнул часок и начал собираться. В плане на день - пересадить на новое место кизил и рассадить новый фундук. И дело это не самое простое.
Как всегда, к 9 часам на проспекте возникает пробка. При указанных выше деятелях такого тоже не было, а теперь, предчувствуя кирдык стране, народ остервенело закупается автомобилями и строит дома. Но что же делать, кому сейчас легко?

На фазенде меня ожидает сюрприз - здесь явно было ниже нуля. За два до этого прошли дожди и сейчас ледяная корочка на почве, а на лужах сантиметровый лёд. Обычно я сажаю всё в тут же выкопанные ямы, а на этот раз решил последовать рекомендациям специалистов и выкопал яму под кизил заранее. Теперь она благополучно превратилась в ледяной склеп.
Ладно, нам ли быть в печали? Переодеваюсь, беру инструмент, для начала приставляю лопату к кизиловому деревцу для масштаба и достаю "мыльницу". А вот те хрен, батарейка разряжена полностью, кто бы мог подумать? Деревце на голову выше меня, ствол заметно толще черенка лопаты. Но нет таких крепостей, которые бы не взяли большевики, теперь уже бывшие.

По радиусу сантиметров 70 начинаю копать кольцевую канаву. Земля мокрая, липнет к лопате, но делать нечего, с понедельника опять обещают затяжные дожди. Даже на таком расстоянии попадаются разветвлённые тонкие корешки, приходится их обрубать. На обуви уже глыбы налипшей земли. Часа два усердной копки, канава стала глубиной где-то по колено. Уже сняты куртка и фуфайка, остался во одной рубашке, а градуса три, не больше.
Теперь маленькой лопаткой начинаю подрывать под корни. Чем хорош кизил - у него нет таких стержневых корней, что уходят вертикально вниз. Но такой ком мне не поднять ни за что, поэтому беру ломик и начинаю втыкать его между корней, выворачивая землю между ними наружу. Ещё часок - и дерево удаётся завалить на бок. Поднатужившись, выволакиваю из ямы и несу к его новому месту жительства. Самую жаркую часть дня он будет теперь проводить в тени соседской черешни.
Ледяную корку из новой ямы я уже выбросил и засыпаю корни новосёла той землёй, которую выгреб из-под него на старом месте, ну и ещё золы подмешал. Утаптываем в два приёма и перекур...

Фундук, который мне продали как Трапезунд, сорт с самыми крупными орехами, оказался Трапезундом, но сеянцем, выращенным из орешка, а не из новой поросли, тогда я ещё таких тонкостей не знал. Всё с ним хорошо, но орехи небольшие. А невдалеке, на давно заброшенном участке растёт куст, который никто не обрезает, не поливает и не подкармливает, но орехи на нём хозяйские, с напёрсток. И недавно я обнаружил, что кто-то пару побегов отделил и унёс. Отчего бы и самому не попробовать? Ещё раньше кем-то там было срезано несколько стволов и на обрубках появилась новая поросль. То, что как раз и надо, все сортовые признаки она сохраняет.

Ещё час копания, стоя на коленях, и три побега с небольшими корешками отделены. Разместил их у себя, притоптал землю, теперь надо полить. А ведь вода в бочках - те же градуса три, понравится ли это покоцанным корешкам, согреть бы воду, но нет металлического ведра, только пластик.
Однако, это проблема решаема. Кладём в костёр несколько камней размером с буханку, обвязанных проволокой, чтобы ручка получилась. Когда они раскаляются, опускаем в ведро с ледяной водой. Пар, шипение, вода становится тёплой.

Солнце меж тем, и так невысокое, скатывается за соседние строения. Становится заметно холоднее. В темпе привожу всё в порядок, но яму закапывать буду уже в воскресенье, нет ни времени, ни сил.
На обратном пути опять пробка, час пик. Те, кто знает Севастополь, могут оценить - от площади Ушакова до начала проспекта Генерала Острякова. И это при том, что только что закончена модернизация дорожного покрытия на всём проспекте, это несколько километров. Из ползущего автобуса с удовлетворением наблюдаю, как рабочие сносят подчистую все торговые шалманы, заполонившие тротуары, все эти шаурмы, свежее мясо, золотые рыбки и одежду только что из Парижа. На тротуарах меняется плитка и устанавливаются ограждения проезжей части.

Захожу в дом, когда уже стемнело. Вот и день прошёл...



Дыбр, Записки фазендейро, Севастополь и севастопольцы

Previous post Next post
Up