Когда я о них обмолвилась, многие стали интересоваться, какие же такие секретики? Но все "по пунктам" разложить сложно. Во-первых, часто нужен подробный иллюстрационный материал. Во-вторых, какие-то "мелочи" вообще тянут на отдельную тему (скажем, банты или складки). В-третьих, всего сразу и не вспомнишь. Поэтому буду иногда писать частями и - простите великодушно! - немного бессвязно.
Это не догмы, а мои личные наблюдения, которые иногда хочется систематизировать прежде всего для самой себя. Какие-нибудь преподаватели курсов кройки и шитья наверняка найдут массу огрехов в моих терминах и описаниях, но надеюсь, вы меня поймете ))
Знаете, чем принципиально отличается костюм для куклы и для человека? Человек - двигается, и ткань меняется, струится, спадает, и тд. Кукла - неподвижна, поэтому ей никогда не пойдет платье из тонкого шелка, например, ниспадающее по фигуре; ей противопоказан "вытянутый", как селедка, силуэт (и вообще все прямое и буквальное).
Не случайно они так любят плотное хлопчатобумажное многослойное нижнее белье. У уважающей себя куклы три обязательных предмета: широкие панталончики, пышная нижняя юбка, отделанная по низу кружевом-воланом, и еще рубашечка.
Ну а совсем "по канону" еще носят шелковый или хлопковый корсет.
В старину нижнее белье всегда еще немного подкрахмаливали.
Надетое на такой гарнитур платье ВСЕГДА будет смотреться лучше и эффектнее, чем на кукле без белья или с неполным его комплектом. Плюс правильный силуэт самого платья, хотя бы немного расширающийся книзу ... Кстати, хороший тон - когда кружево нижней юбки чуть-чуть выглядывает: это нарядно и придает дополнительный объем.
Вообще ОБЪЕМ для кукольного платья и умение правильно его чувствовать и создавать - одна из основных вещей в этом деле.
Скажу странную и может крамольную вещь: даже выкройка - не самое главное.
В свое время я гонялась за старинными кукольными выкройками, искала совсем старые, настоящие-принастоящие, самые сложные и "многообещающие". Но они не были волшебной палочкой-выручалочкой. Более того, часто упиралась в странные загадки. Например, окружность шеи была необычайно мала и не пропорциональна костюму. Или длина плеча явно "зашкаливала". Однажды показала эти выкройки хорошему профессиональному конструктору женской одежды. Она объяснила, что, видимо, их специально как бы не заканчивали, чтобы швея подгоняла длину плеча и окружность шеи под размер своей куклы.
И хотя хорошая выкройка, конечно, не помешает, буквальное следование ей - неверный подход в принципе и далеко не главный секрет хорошего платья.
Когда была возможность видеть настоящие старинные кукольных платьев и вертеть их в руках, - это были самые ценные уроки.
Вот, например, один такой секрет. Многие самые сложные и "навороченные" костюмы были созданы на основе... простой рубашки из белого или однотонного цветного хлопка или подкрахмаленной марли, которая потом становится частью платья. Ну да. Просто рубашка, расширенная книзу. На нее постепенно нашивались разные части платья, складочки или оборки, и так далее. Часто - абсолютно по наитию, чтобы ткань как бы "заминалась", ложилась в складки - непроизвольно, прихотливо, и вдохновенно-красиво (о прекрасной "неправильности" французского кукольного костюма - отдельный разговор. Сделать такое платье - как нарисовать картину). Этот принцип я встретила в оригинальном костюме редчайшей и дорогущей куклы А.Т. (Тулье). Все шелковое великолепие было нашито на голубую хлопчатобумажную плотную и мягкую ткань:
Кстати, саму куклу "при всем параде" можно увидеть на главной странице моего сайта - она его талисман ).
... Другой способ просто и быстро смастерить нарядное платье - сымитировать отрезной по талии фасон, использовав косой крой (это тоже важно: косая в нашем деле способна творить чудеса). Вариантов - множество, все зависит от нашей фантазии. Вот один конкретный пример.
У меня в магазине сейчас есть кукла в оригинальном платье ручной работы. Ткань - смесь льна и шелка, довольно жесткая.
Давайте рассмотрим его поближе. Вот общий вид спереди и сзади:
Сшито оно необычайно просто. Высокая кокетка (примерно до середины линии груди) - с тремя заложенными книзу складочками (и впереди, и сзади, для создания объема) выкроена по прямой продольной нити. Сначала закладываете складочки, потом выкраиваете кокетку. А вся широкая нижняя часть - отрез по косой. Он пришита в сборку к низу кокетки, потом присборен ниточкой на линии талии - так, чтобы впереди ткань давала объем на груди и за счет косого кроя, и за счет ленточки-пояса. И чтобы появилась иллюзия отрезного по линии талии платья. Кроме того, косая обыгрывает полосатый рисунок ткани.
Юбка украшена двумя рядами выкроенных по косой оборок, которые пришиваются с отступом сверху примерно на 7-8 мм: тогда верхняя часть оборки дает еще дополнительный объем и украшение. Нижняя оборка пришита к подолу с подгибом.
Это сделано не случайно: во-первых, экономия ткани, а во-вторых, подгиб придает жесткость и позволяет юбке держать красивую пышную форму.
Рукав выкроен довольно широким, но чтобы он выглядел более изящно (фонарик и снизу заужен), швея над выкройкой не парилась: под мышками просто прихватила ниточкой. Кстати, эти очаровательно-небрежные, но уместные "прихваты ниточкой" на рукавах (невозможные в человеческом костюме) у кукол встречаются часто, и готовый рукав принимает нужный облик.
Наконец, комплект белья из плотной хлопчатобумажной ткани довершает образ... Такое платье подойдет как немецкой, так и французской кукле.