ПУТЕШЕСТВИЯ ПО КУКОЛЬНОМУ ПАРИЖУ (продолжение) Запись №8: "ИСТОРИЯ МАДМУАЗЕЛЬ ЛИЛИ"

Aug 21, 2012 01:01


В кукольной истории Франции есть один уникальный и весьма интересный эпизод, связанный с домом 21 на rue de Choiseul в центре Парижа. Здание ничем сегодня особо не примечательно, но располагавшийся здесь в середине  XIX века  роскошный люксовый кукольный магазин "LA POUPEE NUREMBERG" сделал этот адрес известным для многих юных парижанок. Откуда, спросите вы,  такое странное "нефранцузское" название для парижской лавки - "Нюрнбергская кукла"?  Ответ прост. В парижской опере с 1852 года и на протяжении 18 лет  с неизменным успехом шла одноименная опера французского композитора Адольфа Адама, поставленная по мотивам сказок Гофмана (кстати, ныне почти забытый А. Адам был неплохим композитором и даже несколько лет работал в императорском театре в Санкт-Петербурге). Действие оперы происходило в кукольной лавке, которая  превращалась на сцене в волшебный чарующий мир. Поэтому уроженка Монпелье модистка мадмуазель Жанна Перон  (Jeanne Peronne), приехавшая в Париж и открывшая в 1863 году свой  кукольный магазин, выбрала именно такое название. Так что LA POUPEE NUREMBERG - своего рода "призрак оперы".  
  Так выглядит сегодня дом  21 на rue de Choiseul В декабрьском выпуске 1863 г. журнала для девочек LA POUPEE MODELE мадмуазель Перон представлена как "продавец кукол с восхитительным вкусом", что вполне соответствовало действительности. Благодаря своему вкусу, таланту и умениям она нашла удивительно верный и интересный "рекламный ход", который в один момент сделал  лавку "Нюрнбергская кукла" известной всему Парижу. Жанна заказала фирме Barrois отливку кукольной головки определенного размера с портретными чертами французской императрицы Евгении,

супруги Наполеона III,  который в те годы правил Францией. Тело у этой изящной модной куклы первоначально было деревянным, чуть позже дерево стали обтягивать кожей и делать фарфоровые руки. Еще позже появился более дешевый вариант с просто кожаным телом. Но она всегда была одинакового размера: высотой 45 см (размер 4), с одинаковыми измерениями талии, бедер, плечей и тд.

     Модель получила имя "Мадмуазель Лили" и с 1863 года  по 1873 годы  была представлена только в лавке мадмуазель Перон, которая также продавала французских модных кукол класса "люкс" от таких компаний, как Rohmer, Huret, Bru и др., и новинки лучших парижских ремесленников, которые создавали чудесные вещицы для кукол. Лили выпускалась очень небольшими партиями, была дорогой и желанной куклой. Для нее в магазине  LA POUPEE NUREMBERG предлагалось огромное количество аксессуаров - зонтики, сумочки, перчатки, письменные принадлежности, веера, ботиночки, гардеробы, одежда, шляпки, муфты, - словом, здесь в миниатюре был представлен стиль жизни французских аристократок второй половины XIX века. Но самое удивительное -  эта кукла была СПЕЦИАЛЬНО выпущена для журнала LA POUPEE MODELE, где из номера в номер публиковались выкройки потрясающих платьев, шляпок, нарядов, которые создавала сама мадмуазель Перон, чтобы юные читательницы могли своими руками смастерить  наряды для Лили. В журнале предлагались даже чертежи ее жилых комнат и обстановки.

   LA POUPEE MODELE предназначался для девочек 6-12 лет и выходил с 1863 года. Его выпускала та же компания, что и модный журнал для взрослых дам JOURNAL DES DEMOISELLES, издававшийся в Париже с 1832 года. "Детский" вариант провозгласил главной своей задачей - воспитание вкуса и навыков к шитью через игру с куклой. Каждый его выпуск сопровождался цветными литографиями с изображениями элегантно одетых девочек с куклами или игрушками, которые должны были вдохновлять юных читательниц на создание собственных моделей.
Концепция оказалась успешной, так как сохраняя стиль, тон и формат давно зарекомендовавшего себя "взрослого" парижского журнала, издатели LA POUPEE MODELE обращались и к детской аудитории, и к родителям. Тут  можно было найти не только выкройки, но и литературные сказки, ноты, рассказы для чтения в семейном кругу. Между тем в жизни мадмуазель Перон  произошли перемены: она вышла замуж за мсье Лаваль (Lavallee) - кубинца, уроженца Гаваны, который занимался торговлей в Париже. Так мадмуазель Перон стала мадам Лаваль-Перон (Lavalle-Perrone). Они прожили вместе 13 лет, муж активно помогал супруге в ее деле, и они даже готовились к участию во всемирной выставке в Париже 1878 года. Но за два года до ее открытия  мсье Лаваль скончался, и его вдова показала на выставке только часть одежды для модных кукол и бебе, представленных в ее магазине. В 1885 году она и вовсе отошла от дел, расплатившись за аренду роскошными тканями, которые годами собирала в мастерских своей лавки. Жизнь "Нюрнбергской куклы" оказалась недлинной  (всего 10 лет), не сохранив даже портрета Жанны Лаваль-Перон, но сделала Лили знаковой куклой и навсегда вошла  интереснейшей страницей в кукольной истории Франции...

ПУТЕШЕСТВИЯ ПО КУКОЛЬНОМУ ПАРИЖУ, История кукольной моды, Франция, антикварные куклы

Previous post Next post
Up