Этап восстановления российской экономики завершен - об этом на днях сообщил президент Путин. Заявление прозвучало немного неожиданно, но раз уж так сказал сам президент - можно ли сомневаться в его словах? Ему же наверное виднее.
Хотя, если судить по курсу рубля к доллару, то совсем не похоже, что российская экономика полностью восстановилась. За последние 12 месяцев рубль снизился с 60 за доллар до 96, то есть в полтора раза. И не факт, что снижение на этом остановится.
Курс доллара, конечно, далеко не единственный экономический показатель. Да и вообще, Россия давно взяла курс на импортозамещение, а теперь еще и на дедолларизацию внешней торговли, на торговлю в национальных валютах. Нашим главным торговым партнером постепенно становится Китай. Поэтому курс доллара уже далеко не главный критерий.
Но так ведь курс рубля к юаню за последние 12 месяцев тоже снизился. С 8 до 13, то есть в те же 1,5 раза.
Снижение курса рубля к наиболее значимым для внешней торговли валютам означает, что при тех же зарплатах мы можем позволить себе в 1,5 раза меньше товаров импортного происхождения.
Доля импортных товаров на российском рынке постепенно снижается, но не настолько быстро, чтобы падение покупательской способности рубля в 1,5 раза за год по отношению к другим валютам можно было считать несущественным фактором.
И даже сам факт снижения курса рубля говорит о том, что импортозамещение и дедолларизация идут не такими быстрыми темпами, как хотелось бы.
Ведь отчего снижается курс рубля к доллару?
Курс рубля к доллару в условиях рыночной экономики снижается потому, что меняется баланс спроса и предложения - спрос на доллар сохраняется на высоком уровне, а предложение снижается в результате сокращения валютных поступлений в страну из-за наложенных санкций.
Если бы импортозамещение шло ударными темпами, то спрос на импортные товары быстро снижался бы. В результате снижался бы и спрос на валюту, особенно на доллары, вследствие этого курс рубля по отношению к доллару оставался бы неизменным, а если бы и менялся, то не столь значительно.
Но курс рубля за 12 месяцев снизился в 1,5 раза. Как к доллару, так и к юаню.
Это означает, что импортозамещение и рост внутреннего производства пока не поспевает за сокращением валютных поступлений. Рост торговли с Индией, Китаем и другими странами не компенсировал сокращение торговли с Европой.
Можно предположить, что российская экономика близка к тому, чтобы наступил баланс и рубль перестал падать. Учитывая, что санкционный арсенал у Запада практически исчерпан, а импортозамещение и развитие торговли России с Китаем, Индией и другими незападными странами продолжается, есть все основания ожидать, что через год-два все сбалансируется и сокращение валютных поступлений от Европы будет полностью компенсировано внутренним производством и торговлей со странами БРИКС. Но пока этого не произошло.
Поэтому заявление президента действительно прозвучало несколько неожиданно и является довольно оптимистичным.
Еще один показатель, который заставляет усомниться в полном восстановлении российской экономики - это ключевая ставка Центробанка. В августе она была резко повышена с 8,5% сразу до 12%, а затем еще раз до 13%.
Такое резкое повышение ключевой ставки не очень-то подтверждает тезис, что российская экономика полностью восстановилась.
Ключевая ставка на уровне 13% - это само по себе говорит о том, что экономика совсем даже не восстановлена и находится в довольно сложном состоянии, при котором Центробанк принимает меры репрессивного характера, вводит фактически запретительную ставку, пытаясь задавить инфляцию любой ценой, в первую очередь ценой дальнейшего развития.
При ключевой ставке 13% о нормальном развитии экономики не может быть и речи. Потому что ставки банковских кредитов для предприятий будут еще выше и развивать производство за счет кредитных средств станет совершенно невозможно.
Ни одно обычное производство не может развиваться за счет кредитов, ставка по которым выше 13% годовых. Производств, рентабельность которых позволит покрыть ставки от 13% и выше, с учетом всех сопутствующих рисков, налогов и капиталовложений - практически не существует.
При ставках 13% и выше могут работать либо спекулянты, либо производители наркотиков, либо... производители оружия в условиях войны (!).
И здесь нужно учесть то, что было сказано выше - внутреннее производство до сих пор не выросло в достаточной степени, чтобы существенно заместить импорт и компенсировать снижение валютных поступлений из-за санкций.
Внутреннее производство в стране нужно нарастить еще хотя бы на 30-50%, чтобы экономика оказалась сбалансирована в условиях действующих санкций, которые никто не собирается отменять, даже если конфликт на Украине полностью завершится, а до этого пока тоже очень далеко.
Чтобы внутреннее производство выросло на 30-50%, нужно развивать его на протяжении 3-5 лет, увеличивая на 10% ежегодно. А для этого предприятиям нужно давать кредиты с рекордно низкими ставками, на уровне 2-3% годовых, в крайнем случае 5%, но никак не больше. А у нас наоборот рекордно высокие ставки по кредитам, выше 13%.
Более высокая ключевая ставка была всего дважды в новейшей истории России - в 2014 году и в марте-апреле 2022 года, в острой фазе санкционной войны. И продержалась тогда очень недолго, была довольно быстро снижена. Если не считать этого непродолжительного периода, то сейчас ключевая ставка находится на рекордно высоком за последние годы уровне.
Повысив ключевую ставку, Центробанк сделал невозможным решение задачи по развитию внутреннего производства, которое необходимо, чтобы заместить импорт, на приобретение которого в условиях санкций не хватает валюты, что и приводит к затяжному снижению курса рубля.
Конечно, у повышения ключевой ставки есть своя логика - в условиях войны, экономической и не только, это позволяет стабилизировать ситуацию, обуздать инфляцию и повысить управляемость.
Но о каком восстановлении экономики в таком случае можно говорить?
Центробанк фактически принес развитие производства, необходимое для восстановления экономики, в жертву стабильности, управляемости и низкой инфляции.
Реальное восстановление и развитие экономики променяли на видимость восстановления, на стабильность, которая позволяет президенту торжественно объявить о том, что экономика восстановлена, хотя на самом деле это не совсем так.
До реального восстановления было бы 3-5 лет, если бы Центробанк избрал другую стратегию, с низкой ключевой ставкой, дешевыми кредитами и финансированием внутреннего производства. И возможно с высокой инфляцией, но при этом с высоким экономическим ростом и ростом реальных доходов населения, как это было в нулевые, ставшие самым успешным периодом в новейшей истории России, когда экономика на самом деле росла и восстанавливалась.
А при ключевой ставке 13% до реального восстановления экономики...
Как до Китая. А до Китая в экономике нам ой, как далеко.
Но президент сказал, что этап восстановления экономики завершен. И даже не вздумайте сомневаться. Потому что президенту виднее. Он же наверняка лучше информирован, чем мы с вами, простые посетители супермаркетов.
Остается только порадоваться.
Ура! Мы справились! Самое трудное позади!
Мы всё выдержали!
Какая приятная неожиданность!
Примерно так же наверное узнаем однажды об успешном завершении спецоперации. Тоже внезапно обнаружим, что мы справились, всё выдержали и победили. И что все задачи выполнены. И все цели достигнуты. Включая цели демилитаризации и денацификации. И мы в очередной раз порадуемся. Хотя при этом немного удивимся.
Этот пост в
Телеграм,
Дзене и
ВК