Прошло 2 года со дня, когда в Кремле были подписаны документы о включении в состав Российской Федерации четырёх регионов - Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей.
Их стали называть новыми регионами. Но это, конечно же, условность - они такие же новые, как и Крым. Это области исторической Новороссии, которые были включены в состав Российской империи и заселены еще во времена Суворова, Потемкина, Екатерины. Все ныне существующие города этих регионов построены Россией и Советским Союзом.
Воссоединение, как и в случае с Крымом, состоялось по итогам референдума, на котором жители Донбасса показали точно такой же результат, как и в Крыму: явка в ДНР и ЛНР составила 97,51% и 94,15% соответственно. За возвращение в состав России проголосовали 99,23% и 98,42% избирателей.
В Запорожской области за возвращение проголосовали 93% при явке 85%, а в Херсонской области - 87% при явке 79%, что тоже является очень высоким результатом и лишь немного уступает показателям Крыма и Донбасса.
В течение недели после подписания документов в Кремле они были утверждены в Совете Федерации и Государственной Думе, процедура завершилась и "новые старые регионы" формально стали полноценными субъектами Российской Федерации, такими же, как другие 85 регионов.
С одним ма-а-аленьким отличием... на их территории идёт война.
Два года назад на территории этих регионов шла война. Идёт она и сейчас. При этом линия фронта сместилась не особенно сильно, а местами совсем не в ту сторону, в которую хотелось.
Даже Луганская республика, об освобождении которой говорилось еще летом 2022 года, по-прежнему относится к зоне боевых действий. Бои идут на западных границах региона. Макеевку, находящуюся в ЛНР, освободили буквально на днях, бои за неё продолжались 2 года.
Около полутора лет продолжались бои за Марьинку и Авдеевку. Марьинку освободили в конце 2023 года, от города практически ничего не осталось. Авдеевку взяли в феврале 2024-го.
Лишь полгода назад со взятием Авдеевки удалось отодвинуть артиллерию противника от Донецка, но обстрелы не прекратились до сих пор, просто стали менее интенсивными.
Угледар и Торецк по-прежнему находятся под контролем ВСУ. До Славянска и Краматорска почти так же далеко, как 2 года тому назад.
Красный Лиман, тяжелые бои за который шли прямо во время референдумов - был оставлен на следующий день после подписания документов о включении ДНР в состав Российской Федерации. И до сих пор не освобожден.
Не освобожден и Северск, бои на подступах к которому тоже продолжаются 2 года.
В Запорожской области линия фронта проходит примерно там же, где проходила 2 года тому назад. В прошлом году удалось остановить масштабное наступление ВСУ и это пока является наибольшим успехом на данном направлении.
В Херсонской области итоги двух лет совсем печальные - спустя месяц после подписания документов о вхождении в состав РФ был оставлен областной центр город Херсон и вся правобережная часть области, которые теперь контролируются ВСУ и перспективы их возвращения совершенно не ясны.
Обстоятельства вывода войск из Херсона до сих пор вызывают вопросы. Президент за прошедшие 2 года даже не прокомментировал это решение. Показанное по телевидению совещание, на котором генерал Суровикин предлагает оставить город и министр обороны Шойгу сразу же соглашается - явно постановочное. Так подобные вопросы не решаются. Очевидно, что решение принималось на уровне президента и Совбеза, а показанное совещание - просто для отвода глаз. И это тоже вызывает вопросы.
Прошлым летом была разрушена плотина Каховской ГЭС, станция полностью разрушена, обширные территории оказались затоплены, имела место экологическая катастрофа, были погибшие, сотни жителей лишились домов.
При этом затоплен был главным образом левый (низкий) берег, некоторые дома полностью ушли под воду, в Новой Каховке вода достигала вторых этажей. Но в Херсоне, стоящем на высоком берегу, затоплений практически не было, лишь местами на улицах появилась вода, которая ушла через несколько дней. Это лишний раз подтверждает, что риск затопления не был настоящей причиной вывода войск из Херсона. И специалистам это было понятно с самого начала.
К этому можно многое добавить, но лишь как дополнение и уточнение к перечисленному.
Общая картина такова, что спустя 2 года после включения ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей в состав Российской Федерации - война на территории регионов продолжается, линия фронта всё так же проходит по середине 3-х регионов и по краю ЛНР, местами фронт сместился совсем не туда, куда следовало.
Из наиболее крупных и значительных освобожденных городов - Артемовск (освобожден силами ЧВК Вагнер), Марьинка и Авдеевка. При этом оставлен Красный Лиман в ДНР и Херсон, областной центр Херсонской области вместе со всей правобережной частью. Разрушена Каховская ГЭС.
2 года назад, когда в Кремле проходила церемония подписания документов о включении "новых регионов" в состав РФ, мы ожидали совсем других результатов.
Казалось, что теперь, когда ЛНР и ДНР, а вместе с ними Запорожье и Херсонщина стали полноправными регионами Российской Федерации, они окажутся под её надежной защитой, под так называемым "ядерным зонтиком". И Россия будет защищать и отстаивать эти регионы как свою территорию, используя все силы и средства.
Если до 30 сентября 2022 года спецоперация проходила за пределом государственных границ РФ, что накладывало разные ограничения, то после официального включения ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей - операция (а правильнее сказать - война) идёт уже прямо на территории России, в границах РФ.
Половина ДНР, половина Запорожья, половина Херсонской области вместе с областным центром - оказались оккупированы.
И если статус города Запорожье еще может оспариваться, поскольку там не проходил референдум, то в Херсоне референдум проходил и на момент подписания документов в Кремле над городом был поднят флаг России.
Получается, что либо Россия не готова отстаивать "новые регионы" как свои, как любые другие, используя все силы и средства, либо... либо сил и средств России недостаточно для того, чтобы за 2 года до конца освободить 4 региона, один из которых (ЛНР) уже был практически полностью освобожден ранее.
Получается, что у России было недостаточно сил и средств даже для того, чтобы защитить Херсон. Хотя город находится на высоком берегу, затопление ему не угрожало, а подступы к городу - ровная степь, которая прекрасно простреливается артиллерией, в том числе с левого берега. Все подступы к Херсону прекрасно контролировались и подойти к городу было еще сложнее, чем преодолеть линию обороны на запорожском направлении, где российские войска успешно остановили противника в прошлом году.
Неужели для России эти "новые регионы", которые на самом деле такие же старые, как и Крым - чем-то хуже остальных?
Или Херсон чем-то хуже Ростова, Брянска, Белгорода и Курска?
Впрочем, события в Курской области и обстрелы Белгорода заставляют задуматься, а способна ли вообще Российская Федерация защищать свои города?
Способно ли командование и политическое руководство, располагая лучшими в мире танками, самолетами, крылатыми ракетами, калибрами, искандерами, ониксами, ядерным оружием и армией численностью больше миллиона, отразить нападение на Курскую область, прекратить обстрелы противником Белгорода, создать обещанную президентом санитарную зону и освободить оккупированные регионы?
Как показывает практика - пока не очень...
Огромное количество дорогостоящих крылатых ракет было потрачено на удары по трансформаторам и другим объектам, уничтожение которых так и не позволило подорвать боеспособность противника. Общее количество нанесенных ударов и потраченных ракет составляет 3-5 тысяч, а это очень много. Этими ракетами можно было уничтожить все штабы и военкоматы ВСУ, управления СБУ, мосты через Днепр, крупные ж/д узлы и многое другое. На что они потрачены - вопрос.
Выбор целей, эффективность применения современного оружия и в целом способность командования и политического руководства отдавать приказы и решать задачи по защите России, а в особенности "новых регионов" - вызывает большие вопросы.
Два года - серьезный срок, особенно в условиях войны.
За два года, прошедшие со дня, когда "новые регионы" - ЛНР, ДНР, Запорожская и Херсонская области - были включены в состав Российской Федерации, к российскому командованию и политическому руководству накопилось очень много вопросов.
В прошлом году Пригожин уже пытался задавать некоторые из них, но в ответ получил лишь обвинения в мятеже, призыв разойтись, а затем случилось то, что заставило его замолчать навсегда.
Не стало и Стремоусова, который был против вывода войск из Херсона и тоже наверное хотел поставить вопросы по этому поводу.
2 года назад, когда президент проводил митинг в связи с принятием в состав РФ "новых регионов" - он произнес слова - "мы вместе" - и мне тогда показалось, что его голос дрогнул. Тогда я подумал, что показалось. Но скорее всего нет, скорее всего действительно дрогнул.
Теперь остаётся узнать, что будет с "новыми регионами" еще через 2 года. Где тогда будет проходить линия фронта, какие города будут освобождены, а какие останутся под обстрелом.
И если Путин добьётся подписания соглашений, основанных на стамбульских договоренностях, о которых он уже не раз упоминал - где пройдет граница и какими в соответствии с этими договоренностями станут "новые регионы", не станут ли они еще более новыми...
Этот пост в
ВК,
Дзене и
Телеграм