Не так взяли

Aug 14, 2023 18:15

Возвращение Крыма в состав России в 2014 году потянуло за собой длинную цепь событий - провозглашение республик Донбасса, объявление Киевом АТО, начало боевых действий и затем подписание минских соглашений. Восемь лет прошли в состоянии "ни мира ни войны" с постоянными обстрелами Донецка.



В 2022 году ЛНР и ДНР наконец были признаны и началась спецоперация, которая быстро превратилась в самую настоящую войну, самую тяжелую и кровопролитную для России и Украины со времен Второй мировой - войну, полную разных странностей, которая идёт уже второй год и не видно ей конца.

Почему всё получилось именно так?

Было ли это предопределено с самого начала или подобного развития событий можно было избежать? И на каком этапе нужно было поступить по-другому, в чем заключалась главная ошибка?

Начать следует с того, что столкновение России с Западом было неизбежно. Оно было предопределено событиями 1991 года.


Ликвидируя СССР в 1991 году российское руководство наивно полагало, что тем самым положит конец противостоянию с Западом и выйдет из холодной войны без последствий. В Кремле считали, что причина противостояния заключалась в советской системе и коммунистической идеологии.

В этом и была главная ошибка. Причины противостояния России с Западом намного глубже и не сводились к одной только советской системе. Советская система была лишь одной из форм воплощения российской (русской) самобытности, попыткой построить свой советский мир отдельный от Запада.

Отказавшись от советской системы и советского мира, Россия после мучительных попыток принять всё западное - снова пришла к самобытности, только в других формах и проявлениях.

Последние 20 лет российское руководство пыталось решить противоречивую задачу сохранения отношений с Западом, ради которых ликвидировали СССР, но при этом желая жить по-своему, со всеми своими историческими и культурными особенностями, своими традициями, а главное - со своей суверенной экономикой на огромной территории, богатой природными ресурсами.

Всё это не могло не привести к новому противостоянию с Западом, а значит и к новой войне или серии войн.

Поэтому война была неизбежна.

Вопрос сводился к тому, где именно и когда она начнется, на каких рубежах, в какой форме - в холодной или горячей, будет ли это экономическая война, дойдет ли до ядерной, будет ли столкновение прямым или опосредованным.

Война была неизбежна, но она могла получиться разной.

То, что эта война началась в 2014 году именно в Донбассе, а Россия вступила в нее лишь в 2022 году и эта война стала такой, какой мы ее наблюдаем - это результат принятых российским руководством решений, начиная с решения по возвращению Крыма.

Конечно, возвращать Крым было необходимо, если Россия вообще собиралась отстаивать свои интересы. Тем более, что война с Западом всё равно была неизбежна. Лучше воевать и отстаивать свои интересы, имея Крым, чем не имея его - это очевидно.

Опять же, если говорить о воссоединении и защите русского народа, без которого не может быть России - Крым как регион с русским населением тоже необходимо было возвращать и защищать, рано или поздно.

Но ровно то же самое относится и к Донбассу.

Донбасс - регион с таким же русским населением и такой же историей, как и Крым.

Если Россия собиралась отстаивать свои интересы, объединять и защищать русский народ, без которого не может быть и самой России - тогда нужно было возвращать и Донбасс тоже. И делать это следовало с самого начала.

Это же относилось к большей части исторической Новороссии, к Запорожью и Херсонщине, а также ряду других областей, оказавшихся в составе Украины, но не являющихся украинскими по своей истории и менталитету населения, о чем прекрасно знают и сами украинцы, называя жителей исторической Новороссии схидняками и считая их неполноценными.

Однако в Кремле в 2014 году приняли решение о возвращении одного только Крыма. Даже без Донбасса, не говоря уже про Запорожье и Херсон, Николаев и Одессу, Харьков и что-либо еще.

При этом возвращение Крыма организовали с поразительной оперативностью, словно боялись опоздать, упустить момент.

Куда и почему так спешили?

Выборы президента Украины, которые должны были положить конец ситуации с отсутствием легитимной власти (так называемому "разрыву легитимности") должны были состояться только в мае, а референдум в Крыму провели 16 марта, всего через три недели после переворота в Киеве.

Если ставилась задача успеть провести референдум, пользуясь отсутствием легитимной власти на Украине, то времени было целых два месяца, не обязательно было так торопиться.

Может быть в Кремле спешили, потому что старались успеть провести референдум в Крыму раньше, чем аналогичный референдум проведут жители Донбасса?

Ведь если бы референдумы в Крыму и Донбассе прошли в одно и то же время - признать результаты референдума в Крыму и отказаться от признания такого же референдума в Донбассе было бы крайне сложно.

Если причина поспешности проведения референдума в Крыму именно в этом - значит в Кремле прекрасно понимали, что Донбасс - точно такой же русский регион с таким же населением, которое захочет последовать примеру Крыма.

Да и как было этого не понять? Настроения в Донбассе были хорошо известны. История провозглашения Донецко-Криворожской республики в начале 20-го века тоже говорила о склонности Донбасса к чему-то подобному.

Из этого можно сделать вывод, что в Кремле заранее готовились к тому, чтобы поскорее взять Крым и оставить Донбасс за порогом, в составе Украины.

Как показали дальнейшие события - ничего хорошего из этого не вышло.

Как ни пытались в Кремле "склеить Украину" в ходе реализации минских соглашений - не получилось. Отказ признать результаты референдумов в ЛНР и ДНР в 2014 году, подписание минских соглашений и 8 лет попыток вернуть республики Донбасса в состав Украины лишь усугубили ситуацию.

В Киеве и Вашингтоне воспользовались минскими соглашениями для того, чтобы лучше подготовиться к войне и сделать её именно такой, какой мы наблюдаем - тяжелой, кровопролитной, масштабной и затяжной.

Россия имела массу возможностей для того, чтобы вернуть в свой состав не только Крым, но и Донбасс.

Если бы с самого начала не ставилась задача оставить Донбасс в составе Украине, если бы в Кремле не так сильно спешили провести референдум в Крыму, то в апреле-мае Крым и Донбасс могли войти в состав России одновременно.

Можно было признать республики Донбасса и после Крыма.

Можно было признать республики Донбасса в конце 2015 года, когда официально истек срок действия минских соглашений - повод был, минские соглашения были сорваны украинской стороной.

Это не отменило бы войну. Она всё равно началась бы. Но проходила бы не в городах Донбасса, не в городской застройке, а где-нибудь дальше, в полях. Может быть в полях Запорожья, где сейчас ВСУ пытаются вести наступление. Может быть в Харьковской области. Или под Полтавой. Или под Киевом.

Но Донецк не жил бы 10-й год под обстрелами.

И Мариуполь, Северодонецк, Волноваха, Артемовск и другие города остались бы целы. И тысячи жителей и бойцов остались бы живы.

Возможно, в Кремле опасались, что признай Россия в 2014 году республики Донбасса - вслед за ними потянутся Запорожье, Харьков, Херсон, Одесса...

Боялись, что вся Украина окажется расколота надвое и придется признавать и возвращать большую часть Новороссии, а возможно и Малороссии.

Но сейчас всё к тому и идёт, только медленно и тяжело, с огромными жертвами.

Чему быть - того не миновать.

Чего так хотели избежать в Кремле - к тому в итоге и пришли, только с огромными потерями и рисками, бездарно упустив время и массу хороших возможностей.

Пытались избежать возвращения Донбасса - в итоге были вынуждены взять Запорожье и Херсон, чего в Кремле явно не собирались делать, начиная спецоперацию и надеясь договориться в Стамбуле.

Продолжение войны ведет к дальнейшему разделу Украины.

В результате всё равно большая часть Новороссии, а может быть и немалая часть Малороссии окажется в составе России. Только это будет тяжелым и кровопролитным процессом, который может растянуться на многие годы.

Всё это можно было сделать еще в 2014-2015 годах, признав результаты референдума в Донбассе и открыв дверь для всех русских регионов Украины.

Существовал проверенный и достаточно надежный метод - можно было не включать Крым и Донбасс в состав России, а признавать независимыми республиками, как были признаны Абхазия и Южная Осетия. Этого было вполне достаточно для ввода войск и защиты населения от украинской агрессии.

На основе Крыма и независимых республик Донбасса можно было создать Новороссию как независимое федеративное государство и включить в него другие русские регионы, таким образом выделить из Украины всю Новороссию.

Впоследствии Новороссия могла войти в состав Союзного государства с Россией и Белоруссией. И далее уже могло состояться вхождение всей Новороссии в состав России - это был бы поэтапный процесс, который мог иметь важные преимущества.

Конечно, процесс не мог быть полностью мирным, учитывая установившийся на Украине ультра-националистический режим, вставший на путь войны и террора еще в 2014-м году.

Как уже было сказано, война была неизбежна.

Но Россия имела массу возможностей, чтобы облегчить эту войну и отодвинуть ее подальше от густонаселенных регионов, от агломераций Донбасса.

Если бы в 2014-м году вслед за республиками Донбасса потянулись Запорожье, Харьков, Херсон и Николаев - это было бы только к лучшему, потому что позволило бы отодвинуть зону боевых действий в западном направлении.

И что немаловажно - жители Харькова, Николаева и ряда других городов воевали бы сейчас не против России, а на стороне России, оказались бы не в рядах ВСУ, а в рядах ополчения или народной милиции, возможно даже в рядах ВС РФ. Потому что большинство из них - простые люди, которые попали в жернова украинской мобилизации и совершенно не разделяют украинских идей, их просто везут на передовую и бросают в окопы, а сзади стоят заградотряды и не позволяют даже безопасно сдаться в плен.

Большей части жертв и разрушений можно было избежать.

Даже сам Путин однажды признал, что жертв было бы меньше, если бы спецоперация началась раньше. А если бы она началась при этом гораздо западнее - тем более.

Для этого надо было просто с самого начала быть честными и последовательными, а не вести политику двойных стандартов, признавая Крым и отказывая Донбассу.

Окажись российское руководство более честным и последовательным в своей политике - референдумы в Крыму и Донбассе прошли бы одновременно и были бы одновременно признаны. Возможно, вслед за ними еще в 2014-2015 гг прошли бы референдумы и в других регионах Новороссии.

И война прошла бы намного западнее и давно закончилась. В том числе и потому, что украинская армия была бы раза в два меньше, потому что вдвое меньше был бы мобресурс Украины.

Если бы при этом российское руководство не старалось уберечь киевский режим от ликвидации и не стеснялось наносить удары по центрам принятия решений - война могла бы закончиться в считанные недели или даже дни.

Но всё случилось так, как это случилось.

История не знает сослагательного наклонения.

Однако из принятых в Кремле решений - из поспешного возвращения Крыма, из отказа в 2014-м году признать республики Донбасса, из минских соглашений - следует вывод о том, что Крым возвращали вовсе не ради воссоединения и защиты русского народа, не для защиты интересов России, а совсем по другим соображениям.

Именно это и привело Россию к такой масштабной, тяжелой и кровопролитной войне, которая сейчас идет.

В Кремле руководствовались не интересами России и русского народа, когда возвращали Крым, а своими желаниями. Своим желанием торговать и нежеланием воевать. Своим желанием сохранить отношения с Западом и нежеланием делить Украину.

Поэтому Крым взяли через 3 недели после переворота в Киеве, а Донбасс только через 8 лет, когда ВСУ построили там укрепрайоны, в которых второй год ведутся тяжелые бои.

Поэтому Мариуполь пришлось брать с тяжелыми боями, хотя в 2014 году его можно было взять силами одной роты, выставив блок-посты на въезде в город.

Поэтому Артемовск пришлось освобождать в ходе "бахмутской мясорубки", которая стоила жизней 15 тысячам "вагнеров".

По этой же причине сначала взяли половину Харьковской области, а потом отошли. Без боя взяли Херсон, а потом оставили и его, тоже без боя. И когда-нибудь его придется брать повторно. Как и Красный Лиман.

И Харьков, Николаев, Одессу - тоже скорее всего придется брать. И брать придется совсем не так, как это можно было сделать в 2014-м или 2016-м году.

А начиналось всё с того, что очень спешили взять Крым в то время, когда совершенно не желали брать Донбасс.

И вот это как раз было неправильно.

За это вся Россия сейчас и расплачивается.

Не за то, что взяли Крым, а за то, что сделали это не так, как следовало, не с теми целями и задачами, не из тех соображений, действуя непоследовательно, нечестно по отношению к Донбассу и русскому народу.

Взяли Крым, совершенно не желая за него воевать и отстаивать принятые решения с оружием в руках. А так было нельзя.

Взять Крым и избежать войны было нельзя. Но в Кремле хотели именно так, хотели и Крым взять и войны избежать, и ягодку съесть и на кочку сесть. Однако добились строго противоположного, добились еще более тяжелой войны, чем могли получить в 2014-м году. Потому что оттянули момент вступления в войну, но при этом совсем не подготовились к ней.

Вот поэтому в этой войне многое и кажется таким странным.

Потому что с самого начала всё делалось не так - не с теми целями и замыслами, не до конца, непоследовательно и нечестно - говорилось одно, а подразумевалось другое. Поэтому сейчас идет такая война...

Этот пост в Телеграм, Дзене и ВК

Украина, Донбасс, Новороссия, История, Война, Крым

Previous post Next post
Up