Больше, чем просто Июнь

Jul 06, 2023 18:50

В этом году июнь получился на редкость насыщен событиями огромной важности, которые могут иметь далеко идущие последствия и уже сейчас позволяют подвести не только итоги месяца, но и целого года спецоперации. И отчасти даже итоги правления Путина и последствия ликвидации СССР.



Главное из таких итоговых событий с большими последствиями - это, конечно же, Пригожинский мятеж, который стал результатом принципиальных противоречий между "старой армией" Шойгу и "новой армией" Пригожина.

Второе по значимости - пожалуй, начало наступления ВСУ на южном направлении. Правда оно только началось и подводить итоги рано, перспективы пока тоже не совсем ясны, но промежуточные выводы сделать можно.

Разрушение Каховской ГЭС стало итогом вывода российских войск с правого берега Днепра и тоже имеет свои последствия.

Обстрелы и эвакуация Шебекино - итог осенней перегруппировки российских войск в Харьковской области.

Встреча Путина с военкорами подвела итоги не только года спецоперации и 8 лет минских соглашений, но и в некотором смысле всех 24 лет пребывания Владимира Владимировича на высшем государственном посту. И даже отчасти итоги раздела Советского Союза.

Рассмотрим каждое из этих событий по порядку:


1. Наступление ВСУ

Июньское наступление было лишь начальным, подготовительным этапом. Украинские войска проводили нечто вроде разведки боем, хотя и достаточно большими силами, пытаясь нащупать слабые места в российской обороне и выработать эффективную тактику ее преодоления.

Нащупать удалось главным образом минные поля, которые оказались отнюдь не слабым местом российской обороны, а наоборот очень даже сильным. Щупали Леопардами, щупали американскими БМП Брэдли - ничего кроме разочарования в западных "вундервафлях" нащупать пока не удалось.

На некоторых участках ВСУ все-таки смогли потеснить российские войска - заняли Ровнополь, неоднократно входили в Пятихатки и Новодонецкое, но назвать прорывом обороны это нельзя. Сколько-нибудь серьезного плацдарма для развития наступления ВСУ создать пока не удалось.

Промежуточный итог - российская оборона в Запорожье удар держит.

Это именно промежуточный итог. Потому что ВСУ пока еще не бросали в бой основные силы, использовали на удивление мало минных тралов и средств разминирования, не применяли заявленную ранее тактику роя БПЛА. И вообще применяли сравнительно мало БПЛА.

Но в любом случае нужно признать, что российские войска и командование сумели организовать достаточно грамотную и эффективную оборону, которую ВСУ пока не смогли пробить. И не факт, что смогут, даже если бросят в бой все накопленные резервы.

И здесь возникает резонный вопрос:

А почему такую же эффективную оборону нельзя было организовать в прошлом году в Харьковской области и на правом берегу Днепра, на подступах к Херсону, чтобы не пришлось отступать и заниматься перегруппировками?

Время на это в прошлом году было. Линию Изюм-Балаклея российские войска контролировали с марта по август, целых полгода. Плацдарм на правом берегу Днепра был в распоряжении российских войск и того больше - 8 месяцев.

Местность в Харьковской области для организации обороны более сложная, чем в Запорожье, это правда, однако с опорой на города Изюм и Балаклею все равно можно было выстроить весьма серьезную линию обороны.

Что касается Херсона - местность там в плане обороны ничем не хуже, чем в Запорожье - степь, ровная как стол, которую можно было заминировать и расстреливать всех, кто попытается преодолеть минные поля. Как это и происходит сейчас в Запорожье.

Однако в Харьковской области линию обороны почему-то даже не начинали строить, отступив сразу, как только ВСУ пошли вперед. Херсон оставили и вовсе без боя.

Почему в Запорожье построили линию обороны, которая успешно сдерживает ВСУ уже целый месяц, а на правом берегу Днепра и в Харьковской области не смогли?

Времени было достаточно. Ресурсы были.

Генералы, которые руководили организацией обороны в Запорожье, в прошлом году тоже были на службе, они не с неба свалились и не под новогодней ёлкой нашлись.

Вариантов ответа может быть два:

1. Харьковскую область и правый берег Днепра вообще не собирались удерживать, было политическое решение оставить их, как только ВСУ пойдут вперед.

2. Обороной Харьковской области и Херсона руководили совсем другие генералы, которые ничем толком не руководили, полностью провалили работу и никто вовремя их не заменил, хотя время позволяло сделать это не один раз.

В первом случае (политическое решение бросить) - это вопрос к Путину. Во втором (назначение бездарных генералов и отсутствие замен) - к Шойгу.

И вот это уже не промежуточный, а вполне окончательный итог июньского наступления ВСУ, который заключается в том, что успешная оборона в Запорожье при отсутствии такой же обороны в прошлом году в Харьковской области и Херсоне доказывает некомпетентность Путина или Шойгу. Или их двоих одновременно.

Вот такой получился интересный итог июньского наступления ВСУ.

Что же касается перспектив - если ВСУ продолжат биться о российскую оборону в Запорожье, то скорее всего их наступление закончится с такими же примерно результатами, как и началось - будет несколько занятых населенных пунктов и потерянные резервы.

Но это если ВСУ не выкинут какой-нибудь неожиданный фокус или не перенесут главный удар на другое направление. А этого исключать нельзя. Поэтому расслабляться не стоит.

Опыт прошлого года показал, что после провального наступления на начальном этапе (так было на херсонском направлении) ВСУ перенесли удар на харьковское и добились успеха. Подобный вариант возможен и в этом году.

2. Обстрелы и эвакуация Шебекино

Это стало закономерным результатом полного вывода российских войск из Харьковской области в ходе осенней перегруппировки. Хотя на севере области наступления ВСУ не было вовсе и российским войскам ничего не мешало остаться, закрепиться и построить линию обороны. И создать "санитарную зону", о необходимости которой Путин обещал подумать на встрече с военкорами.

Обстрелов и эвакуации Шебекино можно было полностью избежать, если бы российские войска остались в 10-километровой приграничной зоне. Или хотя бы даже на границе, но со средствами контрбатарейной борьбы и средствами разведки, чтобы отслеживать перемещения и концентрацию противника.

Обстрелы можно было оперативно пресечь, если бы в Белгородской области находились в резерве 2-3 бригады российских войск (10 тысяч бойцов), что в масштабах всех сил, доступных командованию (500-600 тысяч, если верны данные минобороны) совсем немного, около 2%.

И если бы тероборона Белгородской области, созданная несколько месяцев назад в количестве 3000 человек была вооружена и обучена, располагала средствами контрбатарейной борьбы и ударными беспилотниками - обстрелам тоже можно было серьезно помешать.

Отсутствие оружия у теробороны Белгородской области - результат недостатков законодательства и следствие того, что область не считается зоной СВО, хотя подвергается систематическим обстрелам и нападениям.

Это говорит о том, что российские законодатели, Госдума и Совет Федерации не выполняют своих обязанностей в полной мере и продолжают жить, как привыкли в мирное время, занимаясь вялотекущим законотворчеством "без обязательств".

Но главный вывод из обстрелов и эвакуации Шебекино (первого города России, эвакуированного со времен Второй мировой) - это отсутствие группировки войск и сколько-нибудь серьезной обороны на границе Белгородской области с Украиной.

И по всей видимости такая же ситуация в Курской и Брянской областях. Тем более, что там уже были и провокации на границе и тоже случаются обстрелы, хотя и не такие интенсивные, как в Шебекино.

Это означает, что если ВСУ решатся пойти в наступление на Белгород действительно крупными силами, какими они сейчас пытаются наступать в Запорожье - остановить их будет просто некому. И тогда ВСУ вполне могут дойти до Белгорода. И даже дальше. Как далеко они смогут дойти - можно только гадать. Вот ЧВК Вагнер в ходе своего "марша справедливости" дошли до Тулы и остановились в 200 километрах от Москвы.

Обстрелы и вынужденная эвакуация Шебекино очередной раз показали некомпетентность российского политического и военного руководства, нежелание действовать на упреждение и предотвращать угрозы, а также инертность законодателей и сохранение режима работы мирного времени в условиях фактической войны.

При этом возникает еще один вопрос - где находятся 500-600 тысяч российских контрактников (одних только новых 150 тысяч) и мобилизованных (300 тысяч), если в Белгородской, Брянской и Курской областях нет даже нескольких бригад. Все в зоне СВО? Непохоже.

3. Разрушение Каховской ГЭС

Так же, как обстрелы Шебекино стали результатом вывода российских войск из Харьковской области осенью прошлого года - разрушение Каховской ГЭС стало результатом вывода войск из Херсона и с правого берега Днепра.

Регулярный обстрел Каховской ГЭС, который ВСУ осуществляли на протяжении многих месяцев, был бы невозможен, если бы российские войска контролировали правый берег и хотя бы 30-километровую зону от ГЭС. Подтягивать HIMARS близко к передовой, чтобы дотянуться до ГЭС, украинские войска не решились бы - так они потеряли бы ценные РСЗО HIMARS, которые у них наперечет.

Разрушение Каховской ГЭС показало и другое - никакого затопления Херсона, на что ссылались осенью, объясняя вывод войск, не произошло. Некоторые районы Херсона были подтоплены, но незначительно. На фотографиях посещения города Зеленским воды на улицах видно не было.

Практика подтвердила, что Херсон, находящийся на высоком берегу Днепра, затопить разрушением плотины было нельзя. И российское руководство должно было это знать. Следовательно, ссылка на риск затопления Херсона при выводе войск была целенаправленным обманом и причины были в другом.

За день до разрушения плотины были зафиксированы признаки фатальных повреждений, начался неконтролируемый сброс воды, российское руководство не могло об этом не знать, однако население никто не предупредил.

После разрушения плотины возникли противоречивые заявления - Шойгу и Небензя официально заявили о взрыве (подрыве), но очевидцы этого не подтверждали и президент при встрече с военкорами сказал "мне о взрыве не докладывали". Из этого можно сделать вывод, что в российском военном и политическом руководстве есть явные проблемы с правдивостью и актуальностью докладов, что было известно давно, но ситуация с Каховской ГЭС это очередной раз подтвердила.

Есть также и проблемы с оперативностью реагирования, потому что президент только к концу 2-х суток распорядился отправить отряды МЧС для ликвидации последствий. Интервью с бойцами охраны появилось только на третьи сутки, раньше видимо не разрешали выпускать в эфир. Кадров видеозаписи плотины в ночь разрушения не показано до сих пор.

Что касается последствий разрушения Каховской ГЭС - ущерб для экологии и экономики региона огромен, его только предстоит оценить.

Тысячи жителей лишились жилья и имущества, 52 человека погибли, многие остались без хозяйства и средств к существованию.

Машинный зал ГЭС полностью разрушен и восстановлению не подлежит, однако сама плотина по предварительной оценке еще может быть восстановлена, хотя это станет возможным только после завершения боевых действий.

Опасности для ЗАЭС в связи с разрушением плотины и обмеления Каховского водохранилища нет, система охлаждения ЗАЭС состоит из автономных бассейнов, пополнение которых не было нарушено.

Угроза для водоснабжения Крыма в связи с разрушением плотины и обмелением Каховского водохранилища была сильно преувеличена, водные запасы в Крыму находятся на максимуме и в ближайшее время никаких перебоев с водоснабжением не ожидается. Далее по всей видимости будет построена насосная станция для заполнения канала - это дорогостоящий, но вполне реализуемый проект.

В плане боевых действий последствия разрушения плотины и затопления левого берега не совсем однозначные.

Минные поля и часть оборонительных сооружений российских войск на левом берегу смыло, но при этом местность была сильно заболочена и переправка тяжелой техники для ВСУ теперь затруднена еще больше, чем прежде.

Однако небольшие пехотные подразделения и диверсионные группы (ДРГ) ВСУ действительно получили возможность переправляться и действовать на левом (российском) берегу и островах. Это создает определенные угрозы.

Подразделениям ВСУ удалось занять небольшой плацдарм в районе разрушенного Антоновского моста и удерживать его, скрываясь под уцелевшими опорами и пролетами. Больше недели продолжаются бои, но российским войскам не удается полностью вытеснить противника.

Таким образом, последствия разрушения Каховской ГЭС не фатальные, но весьма серьезные и разноплановые, особенно серьезные и долгосрочные - для экономики и экологии.

Для ВСУ разрушение плотины создает возможности нанесения отвлекающих ударов и оттягивания российских сил с других направлений. Хотя нельзя полностью исключать и попыток переправиться большими силами, например в районе ЗАЭС для удара с двух направлений одновременно - через Васильевку и через Днепр. Возможны и другие варианты ударов - в районе Антоновского моста, островов или разрушенной плотины ГЭС.

4. Встреча Путина с военкорами

В ходе своей исторической встречи с военкорами Путин ответил на многие вопросы, в том числе на те, которые ему даже не задавали. И тем самым подвёл итоги не только года СВО и минских соглашений, но также итоги 24 лет своего пребывания на посту президента. И заодно даже итоги ликвидации СССР.

Подведение итогов Путина

5. Пригожинский мятеж

Причинами событий 24 июня стал конфликт между "старой армией" Шойгу и "новой армией" Пригожина, который возник давно и обострился в период "бахмутской мясорубки".

Само возникновение ЧВК Вагнер и привлечение "оркестра" к проведению спецоперации стало результатом неэффективности и бюрократизации вооруженных сил после развала советской армии в ходе реформ Сердюкова и парадно-паркетной модернизации Шойгу.

Пригожинский мятеж позволяет сделать важные выводы и может иметь далеко идущие последствия. И хотя мятеж сам по себе не был направлен на смену власти и государственного строя, как это пытался представить президент в своем обращении, но события 24 июня и в особенности реакция на них со стороны власти и общества - очень разная и в среде элиты почти паническая - говорит о том, что Россия находится в квазистабильном состоянии и предреволюционной ситуации.

Подробный анализ причин и перспектив Пригожинского мятежа

Подведем итоги на редкость насыщенного событиями месяца:

1. В Запорожье российская оборона выдержала первую фазу наступления ВСУ.

2. Как показала оборона Запорожья в июне - осеннее отступление из Харьковской области и с правого берега Днепра было результатом политических решений и/или некомпетентности высшего руководства.

3. Длительные обстрелы и эвакуация Шебекино (первого эвакуированного города России со времен Второй мировой) стала результатом политического решения и/или некомпетентности высшего руководства, а также следствием неисполнения депутатами Госдумы своих прямых обязанностей.

4. Разрушение Каховской ГЭС (плотины) стало результатом вывода осенью российских войск с правого берега Днепра, а значит следствием политического решения и/или некомпетентности (см п.2).

5. Военное и политическое руководство при разрушении Каховской ГЭС действовало несогласованно и недостаточно оперативно, не предупредило жителей о возможном разрушении плотины, несогласованно сообщало о причинах, задерживало информацию.

6. Херсонская область столкнулась с экологической катастрофой и долгосрочными экономическими трудностями, вызванными разрушением ГЭС.

7. Разрушение плотины ГЭС в совокупности с разрушенным ранее Антоновским мостом окончательно нарушило связность левого и правого берега Херсонской области.

8. Угрозы для водоснабжения Крыма и охлаждения ЗАЭС на текущий момент нет, но впоследствии может потребоваться строительство специальной насосной станции для наполнения канала.

9. Политическое руководство от Ельцина до Путина действовало недальновидно, неоднократно допускало фатальные ошибки целеполагания и стратегические просчеты. Только в 2022 году, спустя 30 лет после разрушения СССР в Кремле начали частично признавать допущенные ошибки.

10. Президент Путин склонен к двойной морали, объявляя бездействие "близким к предательству", но вместе с тем занимая нарочито выжидательную позицию по вопросам поставки на Украину западной техники и боеприпасов. Другой пример двойной морали - защита Крыма от профашистской Украины и сразу после этого попытка вернуть в состав профашистской Украины Донбасс, которая продолжалась 8 лет.

11. Путин во-многом утратил способность управлять созданной им же бюрократической системой и публично признает это, но не желает реформировать систему, охраняет ее и паникует при попытках изменения.

12. Президент фиксируется на деталях и пренебрежительно относится к главному, склонен гордиться проблемными ситуациями, не вполне адекватен.

13. Президент Путин и министр обороны Шойгу некомпетентны.

14. Российская политическая система и госаппарат бюрократизированы и зарегулированы.

15. В стране отсутствует реальная парламентская оппозиция и парламент как орган власти, представляющий всё общество.

16. Российское общество расколото, сегментировано и поляризовано, особенно заметен разрыв между народом и элитой.

17. Российская элита и политическое руководство живут в страхе повторения событий 1917 года.

18. Старая армия (ВС РФ) в целом неэффективна, особенно на уровне высшего руководства и Генштаба, хотя на отдельных участках (в отдельных подразделениях) демонстрирует высокую боеспособность и мотивацию.

19. Новая армия (ЧВК Вагнер) изгнана из страны и объявлена мятежниками, хотя одновременно с этим признана героями, что само по себе означает "герои-мятежники" или "мятежные герои" и героизирует (легендирует) мятеж 24 июня.

20. Россия находится в квазистабильной предреволюционной ситуации.

И оценим перспективы:

1. В случае продолжения наступления ВСУ на запорожском направлении без применения принципиально новой тактики и каких-либо новых вооружений (рой БПЛА, современная авиация) оно закончится так же, как и началось - большими потерями и минимальным продвижением.

2. Продолжение наступления ВСУ на запорожском направлении без существенных успехом вероятнее всего приведет к началу переговоров осенью этого года. Возможно в этом и состоит цель данных атак.

3. Смена направления наступления ВСУ может привести к повторению событий осени прошлого года.

4. Наступление ВСУ большими силами на Белгородскую, Брянскую или Курскую область может иметь непредсказуемые последствия, вплоть до оккупации Белгорода и других городов России.

5. Высокая вероятность отвлекающих ударов на херсонском направлении - в районах Антоновского моста, разрушенной плотины и Энергодара (ЗАЭС).

6. Может быть предпринята попытка захвата ЗАЭС крупными силами, одновременным ударом с двух направлений (через Васильевку и Днепр).

7. В случае успеха ВСУ на любом из направлений российское командование может быть вынуждено вернуть ЧВК Вагнер в зону СВО для исправления ситуации, а для этого руководству придется пойти навстречу требованиям Пригожина.

8. В долгосрочной перспективе у России нет иной альтернативы, кроме как преобразование "старой армии" в новую по образцу ЧВК Вагнер, с использованием опыта ЧВК и с участием командиров ЧВК. Вопрос лишь в том, будет ли это реформа, инициированная министерством или изменения примут революционный характер (экстренный переход к новой армии в условиях дезорганизации и дезертирства старой).

9. Попытка реформирования зарегулированной бюрократической системы может обернуться повторением Перестройки и крахом системы. Отказ от реформирования в перспективе ведет к неизбежному параличу системы и революционным изменениям.

10. Превращение предреволюционной ситуации в революционную может быть медленным или стремительным, в зависимости от развития ситуации на фронтах и итогов выборов 2024 года, но полностью избежать революционной ситуации в долгосрочной перспективе уже вряд ли возможно.

Этот пост в Телеграм, Дзене и ВК

Власть, Украина, Новороссия, Война, Путин

Previous post Next post
Up