Почему Вагнеру не хватает снарядов

May 06, 2023 23:00

На днях Евгений Пригожин заявил о высоких потерях ЧВК Вагнер, вызванных острой нехваткой снарядов. Тема сама по себе не новая, примерно два месяца назад проблема уже поднималась и казалось, что была решена, но возникла вновь. Никогда такого не было и вот опять... И судя по всему, эта проблема возникнет еще не раз.




Почему же "оркестрантам" хронически не хватает снарядов?

Является ли это результатом какого-то конфликта Пригожина с Министерством обороны и желания Кремля "заморить" ЧВК Вагнер снарядным голодом? Или это результат объективной нехватки снарядов на складах и взять их просто негде при всём желании?

Одна из причин снарядного голода ЧВК Вангер хорошо видна на иллюстрации. Это спутниковый снимок участка Хромово - Артемовск с проходящей по нему трассой О-0506, по которой ВСУ осуществляют снабжение своей группировки.

По снимку видно, что расход снарядов у ЧВК Вагнер в Артемовске очень высокий. Только на одном этом участке можно насчитать несколько сотен прилетов. Возможно больше тысячи. Если кому-то хватит терпения посчитать - поделитесь, сколько там получилось (снимок при нажатии откроется крупнее). Правда некоторые места превращены в черное месиво и сколько туда пришлось попаданий уже не разобрать, наверное десятки.

И это всего один участок.


Если условно считать, что на этот участок пришлось 1000 прилетов, то при средней массе мин и снарядов от 10 до 20 килограмм получится около 15 тонн боеприпасов. Только на одну эту поляну. Хотя скорее всего намного больше.

А сколько расходуется всего?

В марте месяце в одном из публичных обращений в адрес Министерства обороны Пригожин заявил, что ему нужно по 100 тысяч тонн б/к в месяц, чтобы успешно продолжать освобождение Артемовска.

И это была еще скромная оценка.

По моим подсчетам, для ведения боев с интенсивной поддержкой артиллерии в Артемовске и вокруг него требуется по 500 тысяч тонн б/к в месяц. То есть 100 больших железнодорожных составов. По 3 состава в сутки.

И это не преувеличение - в Великую Отечественную именно так и воевали, боеприпасы везли на фронт эшелонами, непрерывным потоком, со всей страны, превращенной в одну большую военную фабрику.

А бои в Артемовске сейчас идут не менее ожесточенные, чем были в Сталинграде. Поэтому и расход боеприпасов соответствующий.

Чуть ранее тот же Пригожин дал оценку, что расход б/к у ЧВК Вагнер в Артемовске вдвое больше, чем был расход в Сталинграде. Как именно он это посчитал, не знаю, но в принципе оценка вполне правдоподобная, в расчете на одного бойца наверное так и есть.

Беда в том, что современная Россия - это не Советский Союз времен Второй мировой, который представлял собой одну большую военную фабрику и жил под лозунгом "всё для фронта - всё для победы", когда все, кто не ушел на фронт, стояли у станков, включая детей лет с двенадцати.

Современная Россия на 90% продолжает жить в режиме мирного времени и проводит специальную военную операцию "где-то там".

Официально Россия вообще не ведет никакой войны.

Хотя по факту это самая настоящая война, которая давно уже стала самой масштабной со времен Второй мировой. И по существу является первым этапом Третьей.

И против России в этой войне выступает весь блок НАТО во главе с США. Около 50 стран поставляют Украине военную технику и боеприпасы. Блок НАТО обеспечивает разведданными, осуществляет целеуказание, присылает наёмников и военных специалистов.

А Россия проводит всего-навсего специальную военную операцию. Причем очень ограниченными силами. И в зоне самых интенсивных боевых действий работает ЧВК Вагнер - подразделение, которое даже не входит в структуру Министерства обороны и поэтому снабжается каким-то неформальным образом, по всей видимости трансректально.

Поэтому не факт, что Вагнер получает даже те 100 тысяч тонн снарядов в месяц, которые Пригожин просил еще а марте. Не говоря уже про 500 тысяч тонн, которые нужны, чтобы обеспечить по-настоящему интенсивный артиллерийский огонь.

Необходимых для плотного артиллерийского огня 500 тысяч тонн в месяц скорее всего просто нет. Вообще нигде. Физически не существует. Не производится.

Старые запасы, которые оставались с советских времен, по большей части были утилизированы еще 10 лет назад в связи с истечением срока хранения.

А новых запасов на случай Третьей мировой войны создано не было. Потому что Россия ни с кем не собиралась воевать.

Россия не готовилась к подобной войне - ни последние 20 лет, ни даже последние восемь, пока действовали минские соглашения.

В России проводилась военная реформа, нацеленная на создание компактной профессиональной армии на случай участия в локальных военных конфликтах вроде сирийской войны или войны 08.08.08.

Вести масштабные войны, тем более участвовать в Третьей мировой, Россия не собиралась от слова совсем. Считалось, что мы будем со всеми дружить и торговать, жить-поживать и добра наживать.

В результате пришли к тому, что вести масштабную войну с интенсивным использованием артиллерии и расходом снарядов на уровне 100-500 тысяч тонн в месяц Россия оказалась физически не готова.

Если вспомнить события прошлого лета и перечитать сводки - можно заметить, что тогда российские войска вели очень плотный артиллерийский огонь по всей линии фронта на протяжении 4-х месяцев, с мая по август. Западные издания тогда оценивали превосходство России над Украиной в артиллерийской компоненте в 10-20 раз. Скорее всего именно тогда и был потрачен оставшийся с советских времен запас снарядов. Или во всяком случае большая его часть.

Поэтому сейчас снабжение ЧВК Вагнер боеприпасами ограничено возможностями производства с поправкой на то, что кроме "оркестра" необходимо поставлять боеприпасы и "родным" для Министерства обороны войскам, действующим на других участках фронта.

И здесь скорее всего возникает вторая проблема, резко усугубляющая первую - проблема распределения.

Как именно распределяются по фронту снаряды, производимые российским ВПК, которых не хватило бы даже одному ЧВК Вагнер?

Исходя из военной логики, снабжать ЧВК Вагнер нужно в приоритетном порядке, потому что "оркестр" ведет самые интенсивные боевые действия, занимается освобождением крупного и во-многом ключевого города, стянул на себя основные силы противника и фактически ведет Сталинградскую битву этой войны.

Но если Министерство обороны будет снабжать ЧВК Вагнер в приоритетном порядке, тогда возникнет острый дефицит боеприпасов у "родных" подразделений на других фронтах. А этого генералы допустить не могут сразу по нескольким причинам. Во-первых, это будет прямым должностным преступлением. А во-вторых, в новостях постоянно показывают репортажи с участков фронта, где работают регулярные части ВС РФ и нельзя допустить, чтобы кто-то из них пожаловался журналистам на нехватку боеприпасов. Наоборот, надо показывать в кадре горы стреляных гильз и активную работу артиллерии.

Поэтому Министерство обороны в соответствии со своими основными функциями снабжает "родные" регулярные части в приоритетном порядке, чтобы у них всего хватало, а "оркестру" отдает "что осталось".

В результате, ЧВК Вагнер получает не 500 тысяч тонн в месяц, которые нужны для плотного артиллерийского огня и даже не 100 тысяч тонн, которые скромно просил Пригожин еще в марте, а раза в два-три меньше. А может быть и в пять раз меньше.

Наверняка еще и задержки возникают, потому что сперва Пригожин пишет заявку, а потом ее долго согласуют в условиях, когда запрошенного количества поставить не могут при всём желании. После долгих согласований Пригожину обещают меньше, чем он просил, но при этом всё равно больше, чем могут обеспечить. Обеспечивают сперва "родные" подразделения, после чего отдают остаток Пригожину и начинают "дозакрывать" заявку уже в следующем месяце, чтобы формально она была исполнена.

Надо ли пояснять, как поступает поставщик, когда не может исполнить заявку сразу? Растягивает поставки и нарушает сроки.

Вот только у "оркестра", в отличие от остальной России, идёт война, которую нельзя поставить на паузу, как в компьютерной игре, чтобы дождаться поставки недостающего объема б/к.

Поэтому ЧВК Вагнер, получив партию боеприпасов, отстреливает их раза в два быстрее, чем получает следующую поставку и сталкивается с острым дефицитом.

Так и возникает дефицит снарядов, он же снарядный голод.

Расход высокий, в два раза выше, чем в Сталинграде, а производство низкое, раз в пять ниже, чем необходимо. Потому что Россия живет по нормам мирного времени и ни с кем официально не воюет.

Кстати, президент, которого некоторые считают самым лучшим в мире и который является верховным главнокомандующим, на неделе запускал трамвай в Мариуполе. По видеосвязи. Хотя трамвай можно было с успехом запустить и без его участия. А вопрос обеспечения войск боеприпасами, который по логике как раз и требует непосредственного участия президента, по всей видимости так и не был должным образом решен, хотя поднимался еще в марте.

Правда ранее президент говорил, что на поставку Украине миллиона снарядов странами Запада Россия ответит производством трех миллионов, но пока незаметно, чтобы эти слова воплотились в жизнь.

Вот отсюда и дефицит снарядов.

Россия проводит специальную военную операцию и старается жить в режиме мирного времени, хотя на самом деле идет масштабная война, фактически первый эпизод Третьей мировой.

И против всей Украины, которую 8 лет готовили к войне и которую теперь снабжает 50 стран коллективного Запада, воюет ЧВК Вагнер - подразделение, получающее снабжение по остаточному принципу, потому что не входит в структуру Министерства обороны, которое отдает приоритет в снабжении регулярным частям, в том числе и для того, чтобы по телеканалам показывали благополучную картинку успешной работы российских артиллеристов, а журналисты говорили телезрителям, что всё в порядке, врага бьем, всего хватает.

Существует ли какое-то решение этой проблемы?

В условиях дефицита снарядов есть два решения:

Первое - стрелять реже и точнее. Но стрелять реже - значит огневой контроль над трассами будет неплотным, противник будет продолжать снабжение гарнизона в Артемовске и подбрасывать резервы. Именно это и происходит. Именно это и приводит к большим потерям "вагнеров". Поэтому Артемовск и не был освобожден в апреле, как предполагалось ранее.

Стрелять точнее обычными боеприпасами сложно, технические характеристики не позволяют поражать каждую цель одним выстрелом. А высокоточных боеприпасов вроде "краснополя" критически мало. Опять же, ломать укрепления высокоточными боеприпасами не получится - нужно бить обычными и помногу.

Второе решение - отойти, сократить линию фронта и предоставить возможность работать регулярным частям ВС РФ, которые снабжаются в приоритетном порядке. Судя по всему, этот вариант руководство ЧВК Вагнер сейчас как раз и рассматривает.

Можно еще компенсировать дефицит артиллерии за счет более интенсивного применения авиации и крылатых ракет.

С авиабомбами у Министерства обороны ситуация должна быть лучше, чем со снарядами, потому что расход бомб до сих пор был очень небольшой. А на складах лежат ФАБы огромной величины и разрушительной силы, ломать укрепления которыми в самый раз.

Но бомбардировочная авиация и ракетные войска ЧВК Вагнер не подчиняются. И здесь возникает проблема управления. Нужно наладить взаимодействие, чтобы бомбардировщики и ракетчики работали по целям, которые будут получать от командиров "оркестра".

И чтобы наладить такое взаимодействие - нужно как раз решение главнокомандующего. А он занят - у него запуск первого трамвая в Мариуполе по видеосвязи и другие аналогичные вопросы первостепенной рейтинговой важности, которые никак нельзя отложить, чтобы заняться такими досадными мелочами как война, которой официально вообще нет.

По этой же причине нельзя так просто нарастить производство боеприпасов - президента отвлекать для решения этой задачи недопустимо, у него есть более важные дела. Да и ставить под удар выпуск новых китайских электрокаров на перезапущенном с большой помпой заводе Москвич, чтобы нарастить выпуск боеприпасов в условиях войны, которой официально нет - тоже не представляется возможным.

В этих условиях остается только пожелать бойцам ЧВК Вагнер мужества, стойкости, меткости и побольше обычной солдатской удачи.

А Евгению Пригожину - мудрости и изобретательности, как военной, так и политической.

Ситуация в некоторой степени облегчается тем, что у противника с боеприпасами тоже серьезные проблемы. По тем же самым причинам - блок НАТО, который воюет против России в этой прокси-войне, тоже не готовился к масштабным и затяжным боевым действиям с интенсивным применением артиллерии. Им тоже не хватает снарядов. Что могли отдать - отдали, а нарастить производство не так просто. По тем же самым причинам - экономика мирного времени не позволяет. И там тоже официально никакой войны не идет.

Поэтому Россия и НАТО находятся в похожей ситуации в плане военного производства, снабжения и принятия решений.

И Россия в этих условиях конечно же победит.

Потому что с нами Бог.

Этот пост в Телеграм, Дзене и ВК

Украина, Донбасс, Война, Оружие

Previous post Next post
Up