В 2014-м году, когда Путин вернул Крым, считалось, что он тем самым умело переиграл американцев. Возвращение Крыма в состав России, позволившее сохранить Черноморский флот и спасти русское население полуострова от украинских погромов и войны, считалось и до сих пор считается величайшим достижением Путина, его наиболее удачным стратегическим решением за всё время правления.
Однако начавшаяся спецоперация, превратившаяся в настоящую войну, причем уже не только и не столько с Украиной, сколько со всем блоком НАТО, самую масштабную войну на территории Европы со времен Второй мировой, позволяет посмотреть на возвращение Крыма и другие события 2014 года немного иначе.
Что, если Крым был всего-навсего приманкой, крючком, на который США с самого начала рассчитывали поймать Россию, затянуть в большой военный конфликт, не только против Украины, но и против всей Европы, а в перспективе против всего мира?
Что, если не Путин в 2014-м году переиграл американцев, вернув в состав России Крым, а наоборот - американцы переиграли Путина, поймав на крючок, с которого Кремль так и не смог соскочить и потому до сих пор продолжает раз за разом принимать именно те решения, которые ждут от него в Вашингтоне?
Что, если вся игра, начиная с 2014 года, идет строго по американскому сценарию, шаг за шагом?
Чтобы понять, так ли это - начнем с вопроса, зачем вообще американцам нужны были базы в Крыму, которые они якобы собирались там построить.
Никаких противников, кроме России, в акватории Черного моря у США нет и быть не может. Турция - член НАТО. Украина - подконтрольное государство, которое стремится в НАТО. Румыния, Болгария?
Базы в Крыму могли интересовать США только в контексте войны с Россией, никакого иного смысла они иметь не могли.
Но война с Россией сейчас как раз идет.
И война, в которую сегодня оказалась втянута Россия, для США намного более выгодна и эффективна, чем война, которую США могли бы вести, имея базы в Крыму.
Если бы США создали собственную базу в Крыму и использовали ее для ведения военных действий против России - это было бы прямым военным столкновением, потенциально ведущим к ядерной войне.
США не заинтересованы в прямом столкновении с Россией, иначе они бы с самого начала спецоперации объявили бесполетную зону и задействовали свои войска.
Если бы США хотели воевать с Россией напрямую - у них для этого в прошлом году появилась отличная возможность. Но в том-то и дело, что воевать напрямую США не желают, понимая риски и угрозы, которые при этом возникнут.
США заинтересованы именно в такой войне, которая идет сейчас, когда Россия воюет с Украиной, а США и другие страны коллективного Запада просто поставляют оружие, которым славяне убивают друг друга. Причем поставляют в основном старое оружие, оставляя новые образцы для себя.
В такой войне против России, которая ведется сейчас и которая полностью устраивает США - американские базы в Крыму были бы не просто бесполезны, но даже противопоказаны, вредны, чреваты прямым столкновением, которого Вашингтон стремится избежать.
И даже если бы США построили в Крыму базу и подарили Украине - она тоже была бы бесполезна, потому что оказалась бы уничтожена в первые дни войны.
Если бы в Крыму размещались базы противника, Россия могла бы уничтожить их ракетными ударами в течение нескольких часов.
Поэтому с чисто военной точки зрения базы в Крыму как средство войны с Россией совершенно бесполезны. Их было бы практически невозможно защитить от России и эффективно использовать.
Россия - огромное континентальное государство, которое силами морской базы в Крыму невозможно ни атаковать, ни сдерживать.
Для нанесения ракетных ударов по России база в Крыму ничем не лучше, чем база под Харьковом. Расстояние до Москвы примерно одинаковое.
А для базирования кораблей... что этими кораблями атаковать? Новороссийск? Один только Новороссийск и всё? Новороссийск и Сочи? И еще Геленджик? Но чем атаковать? Кораблями, которые будут в считанные часы потоплены российскими ракетами?
Единственный способ, которым США могли использовать Крым для эффективной войны с Россией - именно тот, который они и применили, спровоцировав Кремль осуществить возвращение полуострова в одностороннем порядке, без согласия со стороны Киева.
В феврале 2014 года, после победы майдана и прихода к власти в Киеве политических сил, настроенных на разрыв отношений и конфронтацию с Россией, Вашингтон обозначил угрозу изгнания из Севастополя Черноморского флота, что для Кремля было неприемлемо.
Одновременно с этим была обозначена угроза конфликта с русским населением Крыма, который в перспективе мог привести к погромам, расправам и вооруженным столкновениям - точно таким же, которые затем начались в Донбассе.
Кремль оказался перед выбором - либо он должен выводить из Севастополя флот и эвакуировать русское население, что выглядело бы как унизительное поражение, привело бы к протестам в самой России и резкому падению доверия к Путину со стороны населения.
Если бы Путин пошел на это, он мог потерять доверие и со стороны военных, и со стороны патриотически настроенной части населения, на которую всегда опирался.
От него бы отвернулись все, как отвернулись когда-то от Горбачева. Но Горбачева после изгнания из Кремля хотя бы приняли на Западе, Путин даже на это не мог рассчитывать.
Поэтому в Кремле было принято решение возвращать Крым, эвакуировать его из Украины целиком, вместе с военными базами и населением.
Решение принималось еще до того, как в Киеве состоялся переворот, о чем можно судить по заранее изготовленным медалям "за возвращение Крыма" и хорошо спланированной операции.
Это означает, что в Кремле заранее знали о том, чем закончатся события в Киеве.
Но откуда в Кремле знали об исходе майдана заранее?
Либо так хорошо сработала разведка, либо...
Либо в Вашингтоне позаботились о том, чтобы российская разведка "хорошо сработала". Заранее слили информацию о том, что Януковича решено свалить любым способом и что к власти будут приведены радикальные националисты, а Черноморскому флоту придется либо уходить из Крыма, либо начнутся погромы, провокации и боевые действия прямо в Крыму.
Вероятнее всего США заранее постарались донести до Кремля, насколько неприемлемой станет для России ситуация, если она не поспешит с возвращением Крыма, когда в Киеве случится переворот и наступит так называемый разрыв легитимности, проще говоря - безвластие.
Таким образом, США направили Россию по нужному Вашингтону пути, подвели Кремль к нужному решению, сформировали "выбор без выбора", когда пришлось выбирать между политической катастрофой и политическим триумфом.
В Кремле вполне прогнозируемо выбрали политический триумф - возвращение Крыма в родную гавань, представленное в качестве грандиозной победы Путина, великого исторического успеха.
Путин переиграл США, спас Черноморский флот от изгнания, спас Севастополь, город русской воинской славы, спас население Крыма от нацистских погромов и войны, утёр нос американцам, которые хотели построить там свою базу.
Так это выглядело.
Но именно на это в Вашингтоне и рассчитывали.
Ловушка захлопнулась.
У США появился повод вводить против России санкции и добиваться присоединения к этим санкциям всех остальных, в первую очередь стран Европы, коллективного Запада.
Одновременно с этим появилась идеальная возможность настраивать против России население Украины, чтобы окончательно превратить ее в Антироссию. Потеря Крыма прекрасно ложилась в концепцию украинства, согласно которой москали издревле обижали и притесняли украинцев, всё отбирали, гнобили, морили, хотели уничтожить.
Используя Крым в качестве примера, украинское общество убеждали, что Россия готовится к войне с Украиной и собирается отбирать другие области, одну за другой.
И чтобы эти угрозы и обещания не выглядели надуманными - нужно было какое-то фактическое подтверждение агрессивных намерений России, подтверждение претензий Кремля на юго-восток Украины.
И тогда в Славянске появилась группа Стрелкова.
Кто именно подкинул Стрелкову мысль о том, что нужно идти в Донбасс вместе с отрядом и занять один из городов для организации вооруженного сопротивления - до сих пор неясно.
Сам Стрелков по этой теме всегда высказывался крайне уклончиво. Можно предположить, что его просто использовали. По всей видимости использовали "в темную", не объясняя, для решения каких именно задач он направляется.
Возможно организаторы "похода Стрелкова", хорошо зная его политические и исторические взгляды и убеждения, просто сыграли на этом. Подкинули нужную идею, пообещали всяческую поддержку и политическое прикрытие. Сказали, что если он сделает всё, как надо, будет создана Новороссия, якобы в Кремле есть сторонники этой идеи, нужно просто чтобы она "ожила на земле", возникла в полях.
И вот интересный факт - группа Стрелкова заняла Славянск, а не какой-то иной город.
Славянск - город с очень характерным названием, расположенный исключительно удачно для того, чтобы стать центром событий, которыми мог бы управлять Стрелков с небольшим отрядом, где ему никто не помешал бы, не создавал конкуренции, где он оказался бы на виду и чтобы вокруг него можно было собирать украинские войска, постепенно раскачивая ситуацию.
Группа Стрелкова пришла не в Донецк, который был центром формирования народной республики, фактически столицей Донбасса и где в тот момент происходили основные события юго-востока.
Группа Стрелкова пришла не в Харьков, не в Одессу, не в Николаев, не в Запорожье, а именно в Славянск.
Почему именно в Славянск, в небольшой городок с населением 100 тысяч жителей, в котором до прихода Стрелкова не происходило никаких серьезных событий, но который носит такое говорящее название?
Сам Стрелков впоследствии объяснял выбор Славянска тем, что именно там, как ему сказали, была обеспечена поддержка со стороны местного населения.
Но идею Новороссии и создание Донецкой республики поддерживало всё население Донбасса, отношение к этому было практически одинаковым во всех городах региона - и в расположенном совсем рядом Краматорске, и в Артемовске, и в Волновахе, и в Мариуполе.
При этом Славянск с точки зрения организации обороны, если бы Стрелков руководствовался именно этими соображениями, уступал многим другим городам, потому что рядом расположена господствующая высота - гора Карачун, на которой впоследствии ВСУ разместили артиллерию и вели обстрел города.
С точки зрения эффективной обороны было бы правильнее занимать Краматорск. Или Волноваху. Или Угледар. Или Изюм, из которого недалеко до Харькова.
Еще правильнее с точки зрения создания Новороссии было бы занимать сам Харьков, который одно время даже был столицей УССР и являлся вторым по величине городом.
И если бы Стрелков со своей группой пришел в Харьков, где в тот момент существовало достаточно мощное движение сторонников Новороссии, только оно не было достаточно организовано и вооружено - тогда проект Новороссии действительно мог бы состояться.
Однако организаторам "похода Стрелкова", очевидно, нужно было создавать не Новороссию, а иллюзию создания Новороссии. И для создания иллюзии, медиа-проекта Новороссии - Славянск подходил лучше всего.
Если бы Стрелков со своей группой пришел в Донецк - он там скорее всего затерялся бы среди других командиров ополчения и лидеров создававшейся республики, таких как Мозговой, Захарченко и других.
Именно в Славянске Стрелков оказался не в тени других командиров, а у всех на виду. И размер Славянска позволял Стрелкову с небольшой группой контролировать всё происходящее в самом городе и вокруг него. А удобно расположенная рядом с городом господствующая высота в виде горы Карачун позволяла установить там артиллерию и вести обстрелы.
Если бы у Киева была задача ликвидировать Стрелкова и его группу, которая первоначально насчитывала меньше роты - это можно было сделать силами спецназа, для этого не нужно было устанавливать на горе артиллерию и стрелять по городу. Однако Киев выбрал тактику артиллерийских обстрелов. И такая тактика скорее всего была выбрана по совету кураторов.
Еще одним крайне примечательным событием стало 2 мая в Одессе, когда украинские боевики демонстративно сожгли в Доме Профсоюзов активистов Куликова поля.
Если бы стояла задача разогнать Куликово поле - это можно было сделать намного проще, не присылая толпу боевиков и не устраивая жестокую расправу, да еще и с трансляцией в интернет.
Показательная расправа была актом террора, направленным на запугивание одних и мобилизацию других.
Именно после 2 мая в Донецк и Славянск потянулись добровольцы как из России, так и со всей Украины.
И это по всей видимости не было побочным эффектом, а было хорошо спланированным и просчитанным действием.
Кому-то нужно было, чтобы Донбасс взялся за оружие. Не просто провел референдум и оказался в составе России вслед за Крымом, а именно взялся за оружие и воевал с Украиной.
Кому-то нужно было, чтобы возник затяжной вооруженный конфликт, в ходе которого Украину можно будет окончательно превратить в Антироссию, создать и вооружить новую украинскую армию, готовую воевать с Россией, дать ей боевой опыт, пропустив через АТО, научить стрелять по городам, по домам, по мирным жителям, научить и приучить стрелять в русских. Кому-то нужно было ожесточить народ.
Кому это было нужно, пояснять наверное не требуется.
Они уже сами во всем признались, объявив, что не собирались выполнять минские соглашения.
Если бы им нужен был мир и возвращение Донбасса в состав Украины - они могли бы выполнить минские соглашения и Россия сама помогла бы в этом.
Если бы США нужен был Крым и база в Севастополе - и это они могли бы получить, для этого достаточно было привести к победе на очередных выборах своего президента Украины, того же Порошенко, что на фоне евромайдана осуществить было совсем несложно. Прогонять Януковича с коктейлями Молотова в руках для этого не требовалось.
Но США нужна была именно война.
США нужна была война с Россией, но чтобы в ней воевали не американцы, а украинцы, желательно за счет Европы, которая разорвет экономические отношения с Россией, будет поставлять Украине оружие, поддерживать деньгами, всячески мотивировать, подбадривать и готовиться самой включиться в эту войну, когда закончатся украинцы.
Вашингтону не нужна была база в Крыму в силу ее практической непригодности для войны с Россией.
Вашингтону нужно было втянуть Россию в тяжелый затяжной военный конфликт с хорошо подготовленной и вооруженной украинской армией, чтобы славяне убивали друг друга, долго и увлеченно, с ожесточением и большими взаимными потерями.
И США этого добились.
Начиная с возвращения Крыма в Кремле раз за разом принимали именно те решения, которые нужны были Вашингтону, к которым США подталкивали Россию, раз за разом формируя "выбор без выбора", ситуацию безальтернативности.
Сперва заставили "триумфально вернуть Крым", затем через Стрелкова и 2 мая в Одессе спровоцировали вооруженный конфликт в Донбассе, затем Буркхальтер убедил не признавать ЛНР и ДНР, затем возникли минские соглашения, которые продолжались 8 лет и которым "не было альтернативы" ровно до тех пор, пока украинская армия не оказалась в достаточной степени подготовлена по оценке Вашингтона, после чего внезапно ситуация резко изменилась и теперь уже не стало альтернативы проведению спецоперации.
И снова Путин "переиграл" США, начав спецоперацию. Нанес удар первым. Не допустил наступления ВСУ на Донецк, о подготовке которого стало известно российской разведке.
Снова хорошо сработала разведка?
Снова заранее узнали о планах Киева?
Точно так же, как заранее узнали о победе майдана?
И действительно ли Путин переиграл Вашингтон, начав спецоперацию? Или все было ровно наоборот?
События показали, что в Харькове наступление российских войск ждали. Киев окружить так и не удалось. В Стамбуле Россия потерпела сокрушительное дипломатическое поражение. Затем с очень странным объяснением был оставлен Херсон.
И скоро год как Россия втянута в затяжную войну на Украине, выгодную именно США. И война эта по всей видимости идет по сценарию, написанному в Вашингтоне. С самого начала. Еще с 2014 года. Начиная с Крыма.
Этот пост в
Телеграм,
Дзене и
ВК