Кто побеждает в войне?

Jan 09, 2023 22:20

Скоро исполнится год как на Украине идет война, пока еще называемая спецоперацией, но по существу уже ставшая первым этапом Третьей и по всей видимости последней мировой войны, которая определит не только дальнейшую судьбу Украины и России, но также судьбу Европы и даже целого мира, судьбу всего человечества.



Можно ли по итогам прошедшего года, понять, кто побеждает в этой войне?

Начало войны и весенняя кампания прошли с явным преимуществом России. ( обзор событий)

Даже несмотря на отвод войск от Киева и Чернигова и явный провал первоначального плана, который заключался в том, чтобы за счет быстрого проникающего удара, блокирования столицы Украины и взятия Харькова вызвать панику и смятение как в рядах ВСУ, так и в политическом руководстве, тем самым добиться выгодного России соглашения, политической капитуляции Украины с добровольным отказом от Крыма, Донбасса и членства в НАТО.

Первоначальный план провалился. Блиц-криг не удался.

Харьков взять не получилось, окружить Киев тоже не удалось. Массовой сдачи украинских войск не началось, только бегство на отдельных участках, в основном в Херсонской и Запорожской областях.

Переговоры в Стамбуле закончились позорным спичем кислой физиономии Мединского и явным политическим провалом.

Но несмотря на всё это весенняя кампания завершилась с преимуществом России.


Во-первых, и это главное - Кремль смог решить главную задачу, ради которой и начиналась спецоперация - предотвратил наступление ВСУ на ДНР и ЛНР, которое планировалось на март месяц и обернулось бы чудовищной бойней и военно-политической катастрофой не только для республик, но и для Кремля, для всей России.

Во-вторых, был освобожден Мариуполь - крупнейший город, освобожденный за все время войны-спецоперации. И крупнейший из городов Донбасса, находившихся под украинской оккупацией. В нем же была разгромлена крупнейшая, самая боеспособная и мотивированная группировка ВФУ Азов, что стало не только большим военным, но и идеологическим успехом. Были освобождены еще некоторые важные населенные пункты, в частности Волноваха и Попасная.

В-третьих, российские войска весной взяли под контроль большую часть Запорожской и Херсонской областей, включая областной центр город Херсон и треть Харьковской области, включая Изюм и Балаклею.

Немаловажно и то, что России удалось избежать глубокого кризиса в экономике после введения санкций. Таким образом, был сорван план США по быстрой победе на экономическом фронте, сорван экономический блиц-криг противника. Разорвать российскую экономику в клочья, как обещали западные политики, у них не получилось. Не получилось даже обрушить рубль до 200 за доллар, как поторопился объявить старик Байден.

Таким образом, весной ни Россия, ни США не смогли осуществить свой блиц-криг. Но при этом Россия к концу весенней кампании взяла под контроль большую часть Херсонской и Запорожской областей, треть Харьковской, города Херсон и Изюм, освободила Мариуполь.

По итогам весенней кампании складывалось устойчивое впечатление, что Россия уверенно движется к победе.

Летняя кампания прошла уже не столь однозначно. ( обзор событий)

Начало было многообещающим - в июне освободили Северодонецк, в конце июня и начале июля Лисичанск, а с ним и ряд других населенных пунктов Луганской республики (Горское, Золотое и нек.др.). И с ними была освобождена вся Луганская республика.

К середине лета ВСУ потеряли почти всю собственную военную технику, которая состояла на вооружении к началу войны и понесли большие потери в личном составе.

Сперва один из американских генералов сообщил, что " куда-то пропали 200 тысяч украинских военных" - то ли были уничтожены, то ли дезертировали, то ли вообще никогда не существовали и стали результатом приписок. Затем в августе появились первые данные о реальных потерях - из доклада Залужного стало известно о 76 тысячах погибших, из другого доклада - про 191 тысячу общих потерь (вместе с ранеными и пропавшими без вести).

Потери российских войск и народной милиции, подсчитанные разными способами, на тот момент были примерно в 10 раз меньше. Это стало результатом огромного преимущества в артиллерии и авиации, признанного даже западными журналистами и военными экспертами. В западных изданиях сообщалось, что по количеству артиллерии и выпускаемых снарядов Россия превосходит Украину в 10-20 раз.

После освобождения Лисичанса продвижения почти не было, линия фронта стабилизировалась, но при этом за счет интенсивной работы артиллерии и авиации российские войска уничтожали личный состав и технику ВСУ в таком количестве, что казалось у Киева скоро закончатся войска.

И возможно к концу года так и случилось бы, если бы Россия строго придерживалась летней тактики. Но судя по дальнейшим событиям планы в очередной раз изменились. Хотя может быть и не изменились вовсе, а с самого начала отличались от тех, которые декларировались.

Осенняя кампания вызвала массу вопросов и сомнений.

Началась с плохо подготовленного отвода войск из Харьковской области, названного министерством обороны перегруппировкой. Сначала была сдана Балаклея. Затем Изюм и западная часть Купянска. Чуть позже весь Купянск.

После трех недель тяжелых боев был оставлен Красный Лиман, который на момент вывода войск уже был включен в состав Российской Федерации по итогам проведенных референдумов и таким образом стал первым городом России, сданным врагу в новейшей истории.

Первоначально все это выглядело как результат плохо организованной обороны и серии ошибок со стороны командования.

Однако при более тщательном изучении обстоятельств стало понятно, что удерживать Харьковскую область вообще не планировали. Оборона даже не готовилась. Более того - группировка российских войск в зоне СВО последовательно сокращалась начиная с апреля месяца, когда войска были отведены от Киева и Чернигова.

Российские войска выводились из зоны СВО последовательно на протяжении многих месяцев и к концу года были почти полностью заменены на мобилизованных резервистов.

Что именно стало причиной этого вывода и замены на резервистов - низкая боевая готовность и плохое моральное состояние контрактников, которые начали "пятисотиться" (увольняться со службы) или политическое решение Кремля не дать Украине проиграть и сохранить ее ради каких-то политических игрищ с Западом, чтобы попытаться о чем-то договориться - пока до конца неясно.

Возможно причин было сразу несколько. Плохое моральное состояние войск, состоявших из контрактников, которые в основной массе готовились получать деньги, а воевать с нацистами не подписывались. Боязнь руководства столкнуться с массовым дезертирством и общей дезорганизацией войск, ведущей к риску военного поражения. Желание сохранить Украину, чтобы использовать ее как предмет политического торга, чтобы было где играть в благородство и делать широкие жесты.

Так или иначе, была оставлена почти вся Харьковская область, в том числе ее северная часть, где ВСУ даже не проводили никаких наступательных операций. Был оставлен Красный Лиман. А в ноябре был оставлен правый берег Херсонской области и областной центр город Херсон, ставший самым крупным из городов, сданных врагу в новейшей истории, причем без боя.

Сдача Херсона стала самым неоднозначным решением.

Вывод войск из Херсона и с правого берега Днепра не был продиктован военной необходимостью, это было исключительно политическое решение.

Оборона Херсона была вполне надежной. Херсон могли удержать. Все попытки ВСУ организовать наступление на Херсон, начавшиеся еще летом в районе Давыдова Брода, неизменно приводили к огромным потерям украинской стороны. Осенью на данном направлении ВСУ потеряли около 10 тысяч бойцов и сотни единиц военной техники.

К моменту вывода российских войск из Херсона на данном направлении был паритет сил - примерно по 30 тысяч с каждой стороны. При этом у российских войск уже подошли резервы из мобилизованных и группировку в Херсоне можно было легко нарастить до 50-60 тысяч. Затопление Херсону тоже не грозило, поскольку он находится на высоком берегу Днепра.

Сдача Херсона была исключительно политическим решением, продиктованным какими угодно причинами, но только не военными, как пытались показать федеральные телеканалы, организовав трансляцию явно постановочного совещания генерала Суровикина с министром Шойгу, в ходе которого якобы и было принято "самое непростое решение". Решение конечно же принималось заранее, еще за месяц до этого совещания, когда и началась эвакуация Херсона. Даже памятник Потемкину заранее демонтировали и вывезли.

Решение о сдаче Херсона принималось, конечно же, в Кремле. В конце года генерал Суровикин был награжден. По всей видимости именно за участие в постановочном совещании. За то, что взял на себя ответственность, прикрыл "самое непростое" политическое решение своим генеральским авторитетом.

Удары по украинской энергетике.

Чтобы после всех отступлений и перегруппировок отвлечь внимание российской аудитории от нехорошего развития событий и переключить на что-то более приятное - на протяжении октября и ноября российские войска наносили ракетные удары по объектам украинской энергетики.

В первую неделю удары наносились каждый день, затем с перерывами, под конец примерно раз в неделю.

Внешний эффект был очень серьезный. По всей Украине наблюдались перебои со светом и подачей воды, останавливалось метро и транспорт, начались веерные отключения. Затем дошло и до веерных включений, когда большую часть времени света нет и только на несколько часов его подача возобновляется чтобы потом снова прекратиться.

Всего по украинской энергетике было нанесено более 2000 ударов. Этого с лихвой хватило бы чтобы уничтожить все мосты через Днепр, по которым доставляется на фронт военная техника и личный состав. Можно было уничтожить все областные управления СБУ и множество других штабов, узлов связи, центробанк Украины и другие критически важные для функционирования украинского нацистского режима объекты.

Но 2000 ракет были потрачены на объекты энергетики, причем удары наносились в основном по трансформаторам, многие из которых после ударов просто заменили.

Объекты генерации (ГЭС, ТЭЦ, ТЭС) почти не подвергались ударам, а если и подвергались - били не по котельным и турбинным залам, а опять же по трансформаторам, ОРУ.

При этом энергетика Украины все равно получила огромный ущерб. По данным украинской стороны потеряно до 50% мощности. Был прекращен экспорт электроэнергии в Европу, остановлены многие предприятия, подача электричества во многих городах ограничена. Однако полного отключения и даже развала единой энергосистемы Украины на сегменты не случилось.

Даже железная дорога продолжает работать и остается электрифицирована, хотя периодически возникают перебои и случаются многочасовые задержки в следовании поездов.

Примечательно, что массированные удары по энергетике Украины наносились не весной и летом, а именно осенью. И начались в октябре, после отвода российских войск из Харьковской области и теракта на Крымском мосту. А продолжились после вывода войск из Херсона.

Из этого можно сделать однозначный вывод, что удары по энергетической инфраструктуре носили в первую очередь демонстрационный характер, чтобы отвлечь внимание российской аудитории от неприятных событий и создать ощущение, что Россия продолжает эффективно воевать и побеждать.

Подрыв газопроводов Северный поток.

И если уж говорить не только о войне на Украине, но о войне в целом, с США и коллективным Западом - еще одним важнейшим событием осенней кампании стал подрыв газопроводов Северный поток и Северный поток 2.

В результате этого подрыва США добились одной из главных своих целей на экономическом фронте - серьезнейшим образом ослабили экономические связи России и Европы, создали в Европе дефицит газа, тем самым открыли рынок для поставок своего СПГ и создали условия для перемещения промышленности из Европы (в первую очередь Германии) в США.

Этим же подрывом Северного потока США поставили страны ЕС в безвыходную ситуацию, когда они вынуждены продолжать поддержку Украины и уже не могут дистанцироваться и выйти из санкционной войны с Россией, потому что теперь их энергетическая безопасность зависит не столько от поставок российского газа, сколько от поставок американского СПГ.

Результатом стало продолжение поставок западного вооружения на Украину.

Кроме этого, что немаловажно, после подрыва Северного потока главным маршрутом доставки российского газа в Европу стала ГТС Украины.

Единственным позитивным итогом осенней кампании для России стало проведение референдумов и включение в состав РФ четырех новых регионов - Донецкой и Луганской республик, Запорожской и Херсонской областей.

При этом 3 из 4 новых регионов наполовину оккупированы, их еще предстоит освободить, что в свете событий осенней кампании может затянуться на очень долгий срок.

Так как же можно ответить на первоначальный вопрос?

Кто побеждает в этой войне?

Россия по итогам года признала и включила в свой состав Донецкую и Луганскую республики, что ожидалось долгие 8 лет. Но на границах Луганской республики продолжается война, Донецкая и вовсе наполовину оккупирована, а сам Донецк по-прежнему подвергается обстрелам, порой крайне интенсивным.

Вряд ли это можно назвать победой.

Херсонская и Запорожская области тоже включены в состав России, но тоже наполовину оккупированы. Даже их областные центры находятся под контролем Киева.

Кремль решил свою первоначальную задачу, избежав военно-политической катастрофы с одной стороны и экономического спада с другой. Но при этом возникли новые политические и экономические риски и проблемы, которые только предстоит решить.

Поэтому говорить о том, что Россия побеждает, пока преждевременно.

Но говорить о том, что побеждают США, тоже пока нельзя.

Задачу разрыва отношений России с Европой США удалось решить, а вот обрушения российской экономики и создания в России политического кризиса с перспективой смены власти - добиться не удалось совершенно, скорее даже наоборот, началось сближение России и Китая, что для США крайне нежелательно и даже опасно.

Началось сближение России не только с Китаем, но и с другими странами - Индией, Ираном, странами БРИКС, ШОС, началось усиление независимых от США блоков и союзов. Начался переход от расчетов в долларах к расчетам в национальных валютах, пусть медленный, но он тоже не идет на пользу Вашингтону.

Поэтому утверждать, что побеждают США - тоже неверно.

Отсюда вывод -

Пока в этой войне не побеждает никто.

Оба главных противника - и Россия и США - обменялись чувствительными ударами, каждый чего-то добился как в экономической части, так и на поле боя, каждый при этом что-то потерял, упустил или не смог осуществить.

Сравнивать потери и приобретения России и США невозможно, потому что они находятся в разных плоскостях. Нельзя сравнить подрыв Северного потока с включением в состав РФ четырех новых регионов, три из которых наполовину оккупированы.

Поэтому по итогам первого года в войне не побеждает никто.

Зато можно с уверенностью сказать, кто в этой войне проигрывает.

Проигрывает в первую очередь Украина, которая уже лишилась 4-х своих областей, хотя и продолжает частично контролировать их.

И как бы медленно ни шло освобождение Донбасса, он все равно будет освобожден и его возврат в состав Украины уже невозможен ни формально ни фактически. То же самое можно сказать и про Херсонскую и Запорожскую области, хотя решение вопроса с городами Херсон и Запорожье может затянуться очень надолго.

В любом случае Украина получила совершенно не тот результат, ради которого 8 лет готовилась к войне.

Украина собиралась вернуть под контроль Донецк и Луганск, а затем и Крым. Но не терять Донбасс окончательно и бесповоротно, а с ним Херсонщину и Запорожье.

Кроме того, Украина потеряла половину своей армии, практически всё собственное вооружение и значительную часть чужого. И за поставленное вооружение вместе с оказанной финансовой помощью Украине уже никогда не расплатиться, потому что экономика тоже наполовину потеряна. Половина населения покинула страну. И война на этом не закончена, поэтому потери продолжатся.

Украина оказалась в ситуации, когда завершение войны будет для нее поражением. И продолжение войны тоже ведет к поражению, еще более серьезному.

Поэтому Украина уже проиграла, только пока не готова это признать.

Однако есть и еще один проигравший. И даже не один.

Второй проигравший коллективный, это вся Европа.

Европа оказалась втянута в экономическую войну, из которой у нее тоже нет удовлетворительного выхода. Отказаться от продолжения войны Европа уже не может. А ее продолжение ведет к дальнейшим потерям, к деиндустриализации, падению уровня жизни и прочим негативным эффектам.

Возможно всё закончится ни много ни мало распадом Евросоюза, а затем и распространением вооруженного конфликта на территорию Восточной Европы. И неизвестно, что будет после этого и где всё закончится.

Поэтому Европа тоже проигрывает и в экономической части уже проиграла.

Такими получились промежуточные итоги.

Двое проигравших уже определились.

Осталось выявить победителя.

Может быть к концу этого года станет ясно, кто же все-таки побеждает в этой войне. А может быть это станет понятно много позже.

Данная война по существу является первым этапом Третьей и вероятнее всего последней мировой. Поэтому быстро закончиться она не может.

Война идет не за Украину и даже не за Россию, а за весь мир - за то, каким он будет, каким будет новый миропорядок - с США в роли мирового гегемона на следующие сто лет, а может быть и навсегда, либо вообще без мирового гегемона, без доллара и без капитализма в качестве доминирующей мировой системы.

Поэтому война эта не на один год и уверенно сказать, кто в ней побеждает, наверное получится нескоро.

Этот пост в Телеграм (по частям), Дзене и ВК

Европа, Украина, США, Донбасс, Новороссия, Война, Россия

Previous post Next post
Up