Политические прогнозы в России - дело неблагодарное, а предсказывать, кто станет следующим президентом, да еще и за 5 лет до очередных выборов - занятие вовсе безнадежное.
Вот кто бы в 1996 году мог сказать, что на место Ельцина будет посажен Путин, который тогда был совершенно неизвестен в народе и даже не занимался публичной политикой, а только-только перешел в администрацию Ельцина из администрации Собчака.
Спросить кого в 1996 году о преемнике Ельцина - была бы названа масса известных на тот момент политиков от Зюганова до Явлинского, но только не Путин.
И тем более невозможно было в 96-м году прогнозировать, что никому неизвестный на тот момент Путин станет не какой-нибудь временной "затычкой на троне", а затычкой исключительно постоянной, приклеенной к трону таким суперклеем, что просидит больше 20 лет.
Точно так же в 1986 году никто бы не сказал, что всего через 5 лет Горбачева сменит Ельцин, да не просто сменит, а станет уже не генсеком, а президентом, на американский манер. И будет президентом РСФСР и далее РФ, а СССР после 91-го не будет совсем.
Предсказать это не представлялось возможным хотя бы потому, что у советских генсеков существовала традиция сидеть в Кремле до гробовой доски, а Горбачев был очень молодым и поначалу считался весьма перспективным, поэтому предсказать его скорую замену, тем более с развалом Союза, который в 86-м году тоже казался вполне нерушимым - не могли наверное даже в ЦРУ.
И в 1980-м году мало, кто мог бы назвать Горбачева в качестве следующего генсека - слишком уж молодым он был, а Кремль тогда занимали очень возрастные политики, существовало даже такое понятие - кремлевские старцы.
И в 1960-м немногие могли бы предположить, что через несколько лет Хрущева заменит Брежнев, хотя бы потому, что Леонид Ильич в то время не был особенно видным партийным деятелем, были деятели покрупнее.
И уж точно нельзя было в 1947-м году предсказать, что после Сталина высший государственный пост займет именно Хрущев - все опрошенные назвали бы либо Берию, либо Молотова, но точно не Никиту Сергеича.
И даже приход Сталина к власти в 1918-19 году мало, кто мог бы прогнозировать - Иосиф Виссарионович в тот момент был наркомом по делам национальностей и в качестве преемника Ленина скорее был бы назван Троцкий или Свердлов.
А то, что после Николая Второго страну возглавит политический эмигрант Ульянов (Ленин) в 1912 году никто бы вообще не поверил - это на тот момент было бы воспринято как некий политический анекдот.
Какой из всего этого можно сделать вывод?
Всех новых руководителей нашей страны за последние 100 лет народ узнавал самое раннее за год-другой до занятия ими высшего государственного поста. А некоторых и вовсе по факту назначения.
Скорее всего так будет и в очередной раз.
Преемника Путина нам представят примерно за год до выборов, а его продвижение по службе и подготовку к миссии наиболее внимательные наблюдатели заметят года за два.
Это значит, что фамилию следующего президента мы узнаем примерно в 2022-2023 году. Если, конечно, следующие выборы не окажутся досрочными.
Следующие выборы вполне могут оказаться досрочными. И не только из-за какого-нибудь форс-мажора с Путиным.
Вполне вероятно, что Кремль попытается за счет проведения досрочных выборов переиграть своих политических оппонентов, (в том числе Вашингтон) и захватить политическую инициативу.
Но в этом случае преемника Путина мы тоже узнаем примерно за год-два до выборов. Поэтому, если станет заметно, как одного из министров, губернаторов или глав ведомств начали активно раскручивать по телевизору и продвигать по службе - можно будет делать вывод, что приближаются выборы.
И даже если ситуация будет развиваться не по плану Кремля, а по плану Вашингтона или случится нечто совершенно неожиданное, например попадание метеорита в кортеж Путина, чего не смогут просчитать ни в Москве, ни за океаном - все равно мы узнаем, кто станет новым президентом, накануне выборов - в данном случае месяцев за шесть до их проведения.
Независимо от того, будет ли производиться замена Путина в плановом режиме в 2024 году, либо она будет досрочной, будет ли она производиться по плану Кремля или по плану Вашингтона, а может быть это вообще случится в результате переворота, вызванного внутренними или внешними факторами (очередным финансовым кризисом, войной или чем-то еще) - фамилию следующего президента мы узнаем самое раннее за год-два, а может быть и вовсе за полгода до выборов.
И новым президентом наверняка будет тот, о ком сегодня никто особенно не говорит, кто находится в политической тени, а может быть и вовсе вне политики, на какой-нибудь административной должности, возможно даже не в Москве, а в одном из регионов.
Поэтому ни Медведев, ни Жириновский, ни Грудинин, ни Навальный, ни Касьянов, ни Шойгу, ни иной широко известный сегодня политический или общественный деятель следующим президентом не будет.
Следующим президентом станет тот, о ком сегодня не говорят или почти не говорят, во всяком случае не говорят как о следующем президенте.
Так уж устроена российская политика последнего столетия - в ней на вершину власти выносит очень быстро и всегда из тени, из второго второго политического ряда, а то и вообще из глубины.
И это вполне объяснимо. Политики, которые давно и хорошо известны в обществе, за то время, пока они набирают политический вес, как правило успевают выйти в тираж, чем-нибудь себя скомпрометировать, а то и вовсе стать одиозными.
Политики, слишком близкие к уходящему президенту или генсеку, не могут стать его преемниками в силу этой самой близости, которая либо пугает и вызывает ревность других представителей элиты (по этой причине партэлита в 1953 году расправилась с Берией и в 1957 году выступила против Молотова), либо вызывает отторжение в народе.
Поэтому на высший пост и выдвигается относительно свежий человек, который не успел себя ничем скомпрометировать, выйти в тираж, сформировать негативное отношение к себе - ни вверху, ни внизу.
Смена главы государства в России - это гораздо больше, чем просто смена крупного администратора как в США или в странах Европы.
Глава государства в России - это не просто администратор, это правитель. Он может быть сильным, как Сталин, или слабым, как Горбачев, а то и вовсе недееспособным как Брежнев в последние годы, но он все равно рассматривается обществом именно как правитель, а не просто крупный чиновник.
Поэтому смена главы государства в России - это смена правителя, новая историческая страница, начало новой главы российской истории.
И для этой роли всегда выбирается, выдвигается или назначается относительно новый человек - независимо от того, кто осуществляет этот выбор и назначение - президиум ЦК КПСС, уходящий в отставку президент вроде Ельцина или кто-то еще.
Исходя из этого можно сделать еще один прогноз - следующий президент будет очень непохож на Путина, даже в том случае, если он будет выбран в самом Кремле в качестве его преемника.
Преемник Путина не будет похож на Путина ни внешне, ни по политическим высказываниям, ни по манере управления. Он будет так же отличаться от Путина как сам Путин отличался от Ельцина.
И можно даже предположить, чем именно новый президент будет отличаться от прежнего.
Российская элита и правящая верхушка, стараясь наладить отношения с Западом, испорченные при Путине, будет стараться выбрать на роль президента такую фигуру, которая будет принята Западом. Но одновременно с этим необходимо будет добиться доверия к новому президенту в обществе, потому все 60% голосов, необходимые для победы на выборах, полностью нарисовать нельзя - нужно хотя бы 40% получить на самом деле.
И вот эта двоякая задача, чтобы новый президент был принят и внутри России и за ее пределами - неизбежно приведет к тому, что новый президент будет разительно отличаться от Путина и по своим политическим высказываниям, и по манере управления, и чисто внешне, ведь для раскрутки по телевизору внешность не менее, а порой даже более важна, чем содержание политических заявлений - Путин тому яркий пример - временами говорит редкостную чушь, но делает это настолько уверенно, что многие верят.
Примечательно, что Вашингтон, если он будет продвигать в новые президенты России своего кандидата, столкнется с необходимостью решать похожую задачу - чтобы новый президент был удобен и для Запада и вызывал доверие в внутри России.
Легко заметить, что задача российской элиты и Вашингтона по поиску кандидата на роль нового президента и преемника Путина в целом совпадает, поэтому весьма вероятно, что Кремль и Вашингтон накануне очередных выборов придут к некоторой договоренности и найдут компромиссную фигуру.
Это тем более вероятно, что задача получается очень сложной - подобрать такого кандидата, который устраивал бы Запад (что необходимо как для Вашингтона, так и для российской элиты, желающей восстановить отношения), и при этом смог бы получить на выборах хотя бы 40% реальных голосов. Поэтому очень вероятно, что Кремле и Вашингтоне выберут компромиссную фигуру и объединят усилия.
Исходя из описанной задачи (восстановление отношений с Западом и победа на выборах в России), которую будут пытаться решить в Кремле (и в Вашингтоне тоже, только немного с другой стороны) - можно предположить, каким окажется следующий президент по своим политическим заявлениям и реальным действиям.
Следующий президент по своим заявлениям должен быть ярко выраженным социал-демократом - выступать за справедливость, социальную сферу, развитие науки и образования, обещать понижение пенсионного возраста, беспощадную борьбу с коррупцией и прочее подобное.
Именно это позволит ему победить на выборах, возможно даже с рекордными результатами и безо всяких накруток.
Однако внутренне новый президент будет ярко выраженным либерал-демократом, вроде Медведева или того же Ельцина.
Да, это будет очередной обман народа, очередное амплитудное кидалово через избирательные урны - по телевизору в течение года будут показывать ярко выраженного социал-демократа, который наобещает народу всех благ, вплоть до возвращения на путь социализма, а в реальности окажется, что это Медведев 2.0.
На всякий случай напомню, что одним из основных обещаний, с которыми Ельцин шел на выборы еще в 1990 году, была борьба с привилегиями. Даже в троллейбусе Борис Николаевич показательно ездил на работу, оставляя служебную машину за углом. И народ купился на этот донельзя примитивный прием. Чем обернулась ельцинская "борьба с привилегиями", мы хорошо знаем - ликвидацией социалистической системы под корень и диким капитализмом, переходящим в олигархат.
Путина тоже некоторые до сих пор считают "борцом с олигархами", хотя при нем капиталы российских участников рейтинга Форбс выросли в десятки раз.
Поэтому лично у меня нет никаких сомнений, что народ обманут очередной раз, очередной раз народ поведется на предвыборные обещания и поверит в нового президента, в том числе и потому, что он будет разительно отличаться от Путина и внешне, и по содержанию высказываний, и по манерам.
Возможно его и выдвинут так, чтобы сформировать у народа устойчивое впечатление, будто этот кандидат совсем не кремлевский, а чуть ли не выдвиженец из народа. Еще и с КПРФ договорятся, чтобы поддержала этого "социал-демократа новой волны".
Всё это будет одинаково вероятно как при сценарии плановых выборов в 2024 году, так и при сценарии досрочных, в том числе при внезапном уходе Путина.
В каком бы году и при каких бы обстоятельствах не ушел Путин, главная задача правящей верхушки (Кремля) и российской элиты в целом сводится к тому, чтобы наладить отношения с Западом, сохранить прежний экономический курс и удержать власть.
И этой задаче будет отвечать такой президент, который будет сочетать в себе видимость социал-демократа при либерально-демократической внутренней сущности.
Значит таким и должен стать преемник Путина.
Политик с программой ярко-выраженного социал-демократа, внешне и по манерам непохожий на Путина, о котором сегодня никто или почти никто не говорит, во всяком случае не говорят как о кандидате в президенты, возможно занимающий чисто административную должность в одном из ведомств (не обязательно даже начальник ведомства) или сидящий в каком-то регионе, в глубинке.
Его лицо и фамилию мы узнаем примерно за год-два до выборов. И если это случится раньше 2022 года - значит выборы будут досрочными.
Новый президент будет либо ставленником Кремля, либо компромиссной фигурой, на которой российская элита и правящая верхушка (целиком или ее доминирующая часть) сойдется с Вашингтоном.
И оппозиция скорее всего не внесет в это никаких особенных корректив, потому что политическая поляна основательно зачищена, парламентской оппозиции практически не существует, КПРФ и ЛДПР являются конформистами, а внепарламентская оппозиция крайне слаба и вряд ли за ближайшие 5 лет эта ситуация существенно изменится. А если даже изменится, то все крупнейшие СМИ (и интернет-ресурсы в том числе) все равно контролируют корпорации, то есть Кремль и правящая верхушка, связанные с ней представители бизнес-элиты.
Внимательный читатель наверняка задаст вопрос - а как же революция, о которой я так много писал и к которой неминуемо приближается Россия с ее безнадежной сырьевой экономикой?
Революция случится позже.
Революционная ситуация в полной мере сложится уже при следующем президенте, который будет вынужден принимать множество кадровых решений и проводить реформы - не потому, что он так хочет, а потому, что экономическая и политическая ситуация, доведенная при Путине (особенно в последние годы его пребывания в Кремле) до крайне запущенного состояния, потребует масштабных изменений.
Кадровые перестановки, реформы, расхождения между предвыборной социал-демократической риторикой и либеральной политикой, разногласия между интересами народа, правящей верхушки и Вашингтона - все это приведет к обострению противоречий и закончится кризисом власти, потерей контроля над ситуацией, острым экономическим кризисом, дефолтом и полноценной революционной ситуацией.
Следующий президент после Путина и его эпохи сырьевого капиталистического застоя сыграет примерно такую же роль, которую после Брежнева и его эпохи социалистического застоя сыграл Горбачев - разрушит сырьевую систему. Разумеется, не специально, он будет стараться реформировать систему так, чтобы сохранить прежний экономический и политический курс, но поскольку время реформ было упущено еще при Путине, ресурс разворован и промотан - реформы приведут к краху сырьевого порядка.
Путин не будет проводить никаких реформ, он постарается досидеть последние 5 лет, ничего не сломав и скорее всего ему это удастся. Если же ситуация ухудшится и Путин поймет, что реформ и ломки системы не избежать, то уйдет досрочно.
Реформы и ломка сырьевой системы, а значит и революция, к которой со всей неизбежностью приведет крах сырьевого порядка, придутся на следующего президента, лицо и фамилию которого мы узнаем незадолго до следующих выборов, примерно за год-другой.
Впрочем, не нужно забывать, что политические прогнозы - дело неблагодарное, а в России - тем более.
В России всё может случиться не только по-другому, чем в других странах, но даже по-другому, чем было до сих пор в самой России.