Кто правит Россией?

Aug 29, 2018 01:00

Многие думают, что Россией управляет Путин, что он самый главный, принимает важнейшие государственные решения и ему подчиняются все остальные - правительство, силовики, губернаторы и даже депутаты Госдумы.

Одни ненавидят Путина за это и называют диктатором, полагая, что он узурпировал власть и пользуется ей в личных интересах и интересах своих друзей.

Другие наоборот восхищаются Путиным, полагая, что именно благодаря ему Россия до сих пор не развалилась, не захвачена и не разворована, во всяком случае не до конца, и пока Владимир Владимирович у власти - страна в надежных руках.

Но так ли это на самом деле?


Много ли вы можете перечислить по-настоящему важных решений, которые Путин принял за годы своего президентства (без малого 19 лет) и которые существенным образом повлияли на жизнь в стране?

Может быть Путин разогнал олигархов? Но это не совсем так, вернее даже совсем не так, потому что при Путине число долларовых миллиардеров в России только увеличилось и их совокупное состояние выросло многократно. Просто одни богатеи сменили других, только и всего.

Может быть Путин обеспечил стабильность в стране? Но какие именно решения Путина, обеспечившие стабильность, вы можете назвать? В чем они заключаются?

Одно из немногих судьбоносных решений, принятых Путиным - это решение о взятии Крыма. Но даже оно, как заявил сам президент, было принято коллегиально. Более того - комментируя возвращение Крыма, Путин постоянно ссылается на волю его жителей и результаты референдума. Таким образом, даже от этого едва ли не самого важного решения в своей карьере Путин постоянно открещивается, ссылаясь то на жителей полуострова, то на историю Крыма, то на обстоятельства (смену власти в Киеве), вынудившие принять данное решение, то на что-нибудь еще. Поэтому есть все основания считать, что возвращение Крыма не было самостоятельным решением Путина.

Но даже если считать возвращение Крыма решением Путина, что можно к этому добавить?

Операцию в Сирии? Но кто и как принимал решение по началу сирийской кампании - тоже большой вопрос.

К тому же, сирийская кампания - это сфера внешней политики. Да и возвращение Крыма тоже в значительной степени внешнеполитическое решение.

А какие решения Путин принял во внутренней политике?

Какие решения Путин принял для развития экономики?

Одна из самых известных инициатив президента во внутриполитической и экономической сфере - это майские указы. Но их реализация вызывает массу вопросов, а главное - со времени майских указов 2012 года жизнь в стране не очень-то улучшилась, скорее наоборот.

Вступление в ВТО - решение крайне спорное, которое имело массу побочных эффектов и опять же с момента этого вступления жизнь в стране не улучшилась.

Ответные санкции, введенные после начала санкционной войны с ЕС и США - и вовсе вызвали массу негативных последствий для российской экономики. В частности, возник дефицит натурального молока и замена молочных продуктов на суррогаты, вредное для здоровья пальмовое масло.

Вот и получается, что ни одного по-настоящему важного и при этом полезного внутриполитического и экономического решения Путин не принял.

Многие решения Путина очень мелкие, если не сказать мелочные - замены отдельных чиновников и губернаторов, ничего особенного не меняющие в работе ведомств и жизни населения.

Такие решения как вступление в ВТО - не принесли ощутимой пользы, ответные санкции и вовсе нанесли вред экономике.

Многие решения Путин принимал явно не самостоятельно.

Даже создание Росгвардии - и то не является решением Путина, потому что проект преобразования внутренних войск в национальную гвардию, подчиненную лично президенту, возник еще в 90-е годы при Ельцине, но тогда по разным причинам этот проект не был реализован и долгие годы пролежал на полке, при Путине его просто достали с этой самой полки, стряхнули пыль и приступили к реализации.

И множество других реформ в сфере образования, медицины, пенсионного обеспечения - тоже возникли еще в 90-е годы и при Путине просто-напросто получили свое продолжение.

Из всего этого следует, что Путин - не тот, кто на самом деле управляет страной и принимает по-настоящему важные решения.

Деятельность Путина на 99% состоит из болтовни в ходе различных форумов, конференций и совещаний, причем на совещаниях он не столько раздает поручения, сколько рассказывает собственным подчиненным об их успехах. Если вы внимательно послушаете или почитаете, что Путин говорит при встречах с министрами и губернаторами, то быстро убедитесь в этом.

Путин работает не как руководитель, а как спикер, который только и делает, что говорит, зачитывает разные доклады, отвечает на вопросы, комментирует действия правительства, поясняет их и убеждает всех в том, что все делается правильно, власть работает удовлетворительно и лучше не работает никто. И еще посылает послания, уговаривает чиновников работать лучше, эффективнее, приносить больше пользы стране и народу - именно уговаривает, а не распоряжается.

Оставшийся 1% деятельности Путина - это разного рода оперативные решения и так называемое ручное управление, решение острых вопросов по мере их возникновения, нечто вроде политической неотложки.

Но кто же тогда правит Россией?

Если не Путин, то кто?

Или может быть все управление страной сводится к решению неотложных вопросов и ручному управлению, а в целом Россия движется по инерции, на автопилоте?

Отчасти так и есть - многие процессы в стране действительно протекают либо по инерции, либо "на автомате" - по привычным отработанным схемам.

Чиновникам вообще свойственна работа по привычным схемам и высокая инерция, а когда от них не требуют иного, когда власть в стране консервативна (а в современной России она очень консервативна) и не склонна к переменам - тогда чиновники могут годами и даже десятилетиями работать "на автомате", перекладывая бумажки слева направо и обратно.

Однако это не означает, что Россией никто не правит и не принимает по-настоящему важных решений, влияющих на жизнь страны в целом. Такого просто не может быть, тем более в такой большой и богатой ресурсами стране как Россия. Не может быть, чтобы все работало "на автомате" и управление страной сводилось к бесконечной болтовне.

В таком случае кто же правит Россией?

Может быть правительство?

Нет, правительство - это те самые чиновники, которые работают преимущественно по инерции, по отработанным схемам и стараются не делать лишних движений.

Да и не может правительство делать лишних движений, потому что является исполнительной властью и может работать только в рамках принятых законов и в пределах своего бюджета.

Выйти за пределы законов и бюджетов правительство попросту не может.

Не могут выходить за пределы законов и бюджетов и местные власти.

Конечно, законы дают определенную свободу действий и позволяют принимать множество разных управленческих решений, но не нужно забывать про то, что для реализации каждого принятого решения нужны средства, то есть деньги, а они в бюджете как правило расписаны довольно строго и без остатка.

Бюджет - вещь консервативная, большая часть доходов и расходов повторяется из года в год, поэтому чиновники всех уровней из года в год тратят большую часть средств на одни и те же проекты, работы и закупки.

Чтобы принять какое-то новое решение и запустить какой-то новый проект - нужно где-то взять средства. А где их взять?

Чтобы внутри бюджета перераспределить средства с одних проектов (работ, закупок) на другие - нужно закрыть какие-то из старых проектов, сократить какие-то статьи расходов, а это обязательно встретит сопротивление, потому что будет означать сокращение существующих подразделений и отказ от старых подрядчиков.

Поэтому чиновники, даже высокопоставленные, уровня министров и глав регионов - сильно ограничены в своих решениях.

С одной стороны они ограничены законами, а с другой, еще сильнее, ограничены бюджетом, ограничены в средствах, которые необходимы на реализацию решений.

Существующие бюджетные средства из года в год тратятся на одни и те же проекты, работы и закупки, попытка сократить которые неизбежно встречает сопротивление других чиновников.

Новые средства появляются в бюджете далеко не каждый год и как правило в небольшом (относительно всего бюджета) объеме. И даже когда новые средства появляются - они в большинстве случаев распределяются по существующим проектам (работам, закупкам), потому что все входящие в ведомство подразделения хотят получить больше средств и лишить одно подразделение прибавки, отдав ее другому - значит кого-то обидеть.

Все это приводит к тому, что исполнительная власть крайне инертна и консервативна, даже на уровне правительства, поэтому новые важные решения там принимаются довольно редко.

Это в значительной степени относится и к президенту, который является главой исполнительной власти и тоже ограничен законами и бюджетными ресурсами, пусть и не так сильно, как отдельно взятый министр или губернатор.

Да, президент может издать указ и инициировать тот или иной проект, поручив правительству его реализацию. Но на реализацию любого проекта, на иполнение любого решения правительству требуются средства. Если не будет средств для реализации принятого решения - оно не будет реализовано, правительство доложит об этом президенту и на этом дело остановится.

Поэтому президент может принимать и добиваться выполнения лишь тех решений, на которые у правительства есть средства. А средства у правительства бюджетные и бюджет как правило строго расписан. Это значит, что президент может принимать лишь те решения, средства на реализацию которых заложены в бюджет, то есть... президент, как и все чиновники, вынужден работать по предусмотренному бюджетом шаблону, а принятия новых важных решений шаблон обычно не предусматривает, на то он и шаблон.

Конечно, при любом бюджете есть некоторая свобода маневра и в масштабах страны, когда размер бюджета исчисляется триллионами рублей, всегда можно найти несколько десятков, а то и сотен миллиардов на какой-то новый проект.

Однако десять или сто миллиардов рублей - это для нас с вами огромные средства, а в масштабах страны это не так уж много и реализовать по-настоящему большие и важные проекты общероссийского масштаба эти средства не позволяют.

И особенно сложно выкроить средства на какой-то новый проект, если бюджет дефицитный, а в России бюджеты большинства городов и регионов, министерств и ведомств являются дефицитными.

Вот и получается, что даже президент, будучи главой всей исполнительной власти, весьма ограничен в средствах, а значит и в принимаемых решениях, потому что решение, не обеспеченное средствами - это не более, чем прожектерство.

Поэтому 99% деятельности Путина и составляет пустая болтовня, выступления на конференциях, ответы на вопросы и бесконечные совещания, в ходе которых он рассказывает подчиненным об их успехах и раздает пожелания вместо приказов.

На приказы и распоряжения, которые вели бы к существенным изменениям в стране, у Путина просто-напросто нет средств, как бы удивительно это ни казалось.

Мне могут возразить, что на Олимпиаду в Сочи и Чемпионат мира по футболу средства нашлись, а это была инициатива президента, значит средства все-таки есть.

Да, средства на Олимпиаду и Чемпионат нашлись. Но нужно помнить, когда именно были поданы заявки на эти мероприятия и как именно на них выделялись средства.

Заявки на проведение Олимпиады и Чемпионата подавались в период высоких нефтяных цен и вызванного этим роста сырьевой экономики - в тот период бюджет рос из года в год и считалось, что средств хватит и на подобные мероприятия и на многое другое. К тому же, средства нужно было выделить не в момент подачи заявок, а в течение нескольких лет, поэтому данные заявки и сформировались.

И когда заявки на проведение Олимпиады и Чемпионата были приняты, отказываться стало поздно и средства на проведение данных мероприятий пришлось закладывать в бюджет, что и было сделано.

Но самое главное - и на проведение Олимпиады и на проведение Чемпионата средства сперва закладывались в бюджет, а потом уже выделялись и тратились. Таким образом, средства выделял не президент "по своему велению", а Госдума, через процедуру бюджетного планирования.

Исходя из этого можно задаться вопросом - если можно было запланировать средства на Олимпиаду и Чемпионат, то почему нельзя точно так же планировать средства на что-то другое, более полезное для развития страны?

Не секрет, что Госдуму на протяжении многих лет контролирует Единая Россия, а Путин для этой партии играет роль вождя, поручения которого должны выполняться беспрекословно, как приказы командира.

Значит Путин по логике может поручить Единой России заложить в бюджет любые расходы на любые свои инициативы и... депутаты заложат в бюджет нужные средства, после чего можно будет выдать правительтву соответствующее поручение, средства на его реализацию в бюджете будут и все получится.

Но это лишь в теории.

На практике Путин оказывается в той же ситуации, что и любой министр, губернатор или начальник рангом пониже - изменить привычное распределение бюджетных средств ему крайне сложно.

Чтобы выделить средства на какой-то новый проект - нужно отобрать эти средства у какого-то старого проекта, сократить какое-то существующее ведомство, отменить какие-то прежние закупки. И это, естественно, вызовет недовольство и сопротивление со стороны тех чиновников (ведомств, подразделений), которые будут сокращаться.

Допустим, Путин решил выделить дополнительный триллион рублей на науку и образование. Возникает вопрос - откуда взять этот триллион? Чтобы увеличить расходы на науку и образование сразу на триллион рублей - нужно сократить на триллион рублей какие-то другие расходы - какие? Отбирать средства у силовиков нельзя - причины думаю пояснять не нужно. Отбирать средства у регионов тоже нельзя - они и так бедные, за исключением Москвы и Питера. Отбирать средства у Москвы нельзя, причины думаю тоже понятны. И так далее.

Любая попытка выделить средства на новый проект приводит к необходимости отобрать эти средства у какого-то министерства, ведомства или региона, что вызовет недовольство и сопротивление, при этом чем больше объем отбираемых средств - тем больше недовольство.

Вот и получается, что перебросить с одного направления на другое пару миллиардов - можно, но в масштабах страны это ничего не изменит, а перебросить триллион уже не получается - чревато большими проблемами, главная из которых - обиженные министерства и ведомства, у которых будут отняты средства, а обижать чиновников Путин не может, потому что на них держится вся его власть.

Если Путин начнет систематически обижать чиновников и отбирать средства у старых подрядчиков чтобы отдать их новым - чиновники очень быстро перестанут считать Путина хорошим президентом и своим вождем, перестанут быть лояльными, а это ведет к тому, что разговоры о необходимости заменить Путина переместятся из соцсетей в кабинеты чиновников, что чревато.

Власть Путина целиком и полностью держится на лояльности чиновников и депутатов, а лояльность эта обеспечивается именно тем, что Путин дал им возможность пользоваться бюджетом и не отбирает розданные когда-то кормушки.

Как только Путин начнет отбирать кормушки или перераспределять их (то есть отбирать у одних чтобы отдать другим) - лояльности чиновников и депутатов придет конец, а вслед за этим придет конец и президентству Путина.

Поэтому выкроить средства на какие-то большие проекты из существующего бюджета Путин не может - ни напрямую, ни через распоряжение депутатам Единой России.

Соответственно Путин не может принимать важных решений и по-настоящему управлять страной, потому что для этого нужно оперировать большими ресурсами, тратить большие средства, а у Путина их нет.

Если бы экономика России постоянно росла и бюджет пополнялся за счет роста экономики - Путин мог бы направлять новые средства на новые проекты, хотя и здесь он столкнулся бы с интересами чиновников, которые претендовали бы на распределение новых средств привычным образом. Но поскольку экономика России вот уже десять лет никуда не растет - даже этой возможности Путин оказался лишен.

Так кто же в таком случае правит Россией?

Путин не правит, потому что у него для этого нет необходимых средств и выделить он их не может, потому что попал в "ловушку лояльности", оказавшись сильно зависим от лояльности чиновников и депутатов, сидящих на бюджете.

Правительство не правит, потому что банально сидит на бюджете и занимается его исполнением, в ходе которого может перекладывать только ограниченные средства из кармана в карман и менять подрядчиков, ничего не меняя по существу.

Депутаты тоже являются шестеренками большого бюджетно-законодательного механизма. Да и не могут 500 человек одновременно править страной, это просто невозможно. 500 человек могут только делить между собой бюджет, но эффективно править чем-либо такая толпа не может.

Но и оставаться без правления такая большая и богатая ресурсами страна как Россия тоже не может - как говорится, свято место пусто не бывает.

Значит Россией правит кто-то другой, кто не мелькает каждый день по телевизору и на кого многие даже не обращают внимания. Тот, у кого есть средства для реализации своих решений и кто не слишком ограничен рамками бюджета и возможно даже буквой закона.

И вы наверное уже догадываетесь, кто...

Экономика, Россия, Путин

Previous post Next post
Up