Стыд и гордость

Feb 28, 2018 03:10

Есть такое выражение - смех сквозь слезы. По аналогии с ним, чувства, которые возникают по поводу различных российских достижений последнего времени можно охарактеризовать как гордость сквозь стыд. Или стыд сквозь гордость. В общем, стыд и гордость одновременно.

Яркий пример - победа российских хоккеистов на прошедшей олимпиаде. Вроде бы победой на олимпийских играх надо гордиться, однако обстоятельства, при которых эта победа была добыта, вызывают чувства, граничащие со стыдом.

Кто разбирается в хоккее, тот поймет, о чем я. Вымученная, иначе не скажешь, победа над Германией, которая никогда не была великой хоккейной державой, да и не является таковой сейчас - это не совсем то, чем может гордиться Россия, в олимпийской сборной которой были собраны лучшие российские хоккеисты современности, включая легионеров из НХЛ.

Если учесть, кого и как победила российская сборная - победа начинает выглядеть не очень-то победной. Это все равно, что победа мастера спорта и многократного чемпиона над юниором, который ничего особенного никогда не выигрывал и выступает в более низкой лиге. Нечем здесь особенно гордиться.


И нейтральный флаг, выступать под которым Россия послушно согласилась, смирившись с явно несправедливым и политически-мотивированным решением зарубежных инстанций, лишь усиливает неприятные ощущения.

Так и получается - стыд и гордость одновременно.

И такие чувства вызывают не только спортивные результаты.

Возьмем, к примеру, космодром Восточный.

С одной стороны, появление нового космодрома - предмет для гордости. Потому что не каждая страна может позволить себе построить новый космодром. И не у каждой страны есть несколько космодромов.

Но с другой стороны, причины строительства Восточного позорны и постыдны, потому что Восточный построен с целью застраховаться от изгнания с Байконура. Другого смысла у Восточного просто нет. Новый космодром было решено построить потому, что российское руководство боится, что в один прекрасный момент Казахстан выставит с Байконура или начнет диктовать свои условия под угрозой закрыть доступ к пусковым площадкам.

Снова получается стыд и гордость.

Гордость от появления нового космодрома можно испытывать только в том случае, если не знать о причинах его строительства или старательно не думать о них. Но стоит только разобраться в причинах - на смену гордости сразу же приходит чувство стыда.

То же самое в сфере науки.

Сколково, Роснано и прочие околонаучные затеи могут вызывать гордость только если не разбираться в вопросе по существу. Стоит только вникнуть в вопрос и чувство гордости моментально сменится чувством стыда, потому что все построенные в последнее время модные технопарки, в том числе Сколково - это околонаучный пшик, показуха, корявые понты.

Конечно, многие страны не строят даже таких центров, каким является Сколково, не могут себе такого позволить, но для России с ее возможностями, историей, в том числе историей российской науки - проекты вроде Сколково скорее предмет позора, чем предмет гордости - показатель падения с более высокого уровня на более низкий.

Еще один пример - керченский мост.

С одной стороны, большой инфраструктурный проект, который улучшит сообщение Крыма с материком, сделает Крым доступнее для отдыхающих, решит массу транспортных вопросов.

Но если вспомнить про обстоятельства и причины строительства этого моста, то гордость опять же сменится чувством стыда, потому что причины эти схожи с причинами строительства Восточного - опасность транспортной блокады Крыма со стороны Украины.

Как и Восточный, керченский мост Россия строит не от хорошей жизни, не потому, что экономика сильно выросла и мы теперь можем себе позволить новый космодром, новый большой мост и много чего другого. То и другое построено от страха, что Казахстан и Украина, в недалеком прошлом российские губернии, наставят России поджопников. И вот эта причина строительства - позорная и постыдная, которая не позволяет гордиться тем, чем при других обстоятельствах гордиться было бы не только можно, но и нужно.

И про возвращение Крыма в целом можно сказать то же самое.

Причина возвращения Крыма - это потеря Украины и опасность утраты военных баз в Севастополе. Не потому вернули Крым, что российская власть вспомнила о разделенном народе и начала исправлять прошлые ошибки, а потому, что в Кремле испугались, что Украина выставит российских военных из Севастополя.

Таким образом, причина возвращения Крыма примерно похожа на причину строительства Восточного и керченского моста - слабость перед соседями и страх получить от них под зад.

И последствия возвращения Крыма тоже не позволяют гордиться его возвращением. Последствия - это война в Донбассе и экономические санкции (читай поджопники), которые наполучала вся страна. Последствия вызывают горечь и грусть, но никак не гордость. И стыд от того, что власть ничего не может и не хочет предпринимать для разрешения ситуации, предпочитая утираться и жаловаться на партнеров.

Снова получается, что гордость можно испытывать лишь абстрагировавшись от обстоятельств и последствий, не вникая в подробности. Но стоит только задуматься и рассмотреть вопрос во всей его полноте - и гордость получается смешана со стыдом и позором, а то и полностью замещена им.

И таких примеров можно привести еще очень много.

В экономике - любые победные заявления президента и правительства - о пройденном дне, о строительстве цифровой экономики, о побежденной инфляции, о рекордных объемах строительства и экспорта зерновых - если начать изучение вопроса, то обнаруживается, что гордиться опять же нечем. Успех либо локальный на фоне глобального ухудшения ситуации, либо сугубо декоративный, вроде Сколково. Либо этот успех достигнут при таких обстоятельствах, что успехом является лишь номинально, как олимпийская победа сборной России по хоккею. Номинально - чемпионы, однако победа добыта в матче с Германией, да еще и с такими мучениями, что гордиться особенно нечем.

То же самое в Сирии - если послушать, что говорят по телевизору, то надо гордиться тем, как ВКС РФ победили террористов на дальних подступах, защитили свободу и независимость Сирии, обеспечили спокойствие и безопасность России, решили одну из важнейших международных проблем и так далее - в общем, поводов для гордости сколько угодно.

Но если разобраться, то гордиться становится нечем, потому что террористов до конца не победили, потратили при этом огромные средства, никакой свободы и независимости Сирии не возвращено, что там будет дальше - неясно. И сам ход операции, когда на третий месяц было объявлено о выводе основных сил, потом освободили Пальмиру, а потом бились еще год и до сих пор непонятно, чего добились - вызывает массу вопросов и неприятных ощущений.

И так во всем.

Пока не вникаешь и смотришь на успехи через призму телевизора - испытываешь гордость. Начинаешь вникать - возникает чувство стыда, которое постепенно вытесняет чувство гордости - сперва частично, а затем уже полностью.

И скоро к этому добавится новый старый президент, которым одна половина страны гордится, а другая половина стыдится.

Так и живем.

Одни гордятся, другие стыдятся.

Стыд и гордость.

Стыд сквозь гордость и гордость сквозь стыд.

Спорт, Наука, Космонавтика, Экономика, Россия

Previous post Next post
Up