Кремлевский тупик

Aug 02, 2017 00:10

Оглядываясь на события последних лет (особенно после 2014-го), можно констатировать, что политика Кремля, начавшаяся в 1991 году с безоговорочной капитуляции Западу и сдачи Советского Союза, зашла в окончательный тупик.

Этот тупик носит системный характер и выход из него возможен только после смены власти - не отдельно взятых персон вроде Путина, Медведева и прочих Шуваловых, а смены власти в целом, с ротацией элиты, сменой общественно-политического строя, экономической модели и парадигмы развития страны.

И пока смены власти, общественно-политического строя, экономической модели и парадигмы не случится - Кремль будет продолжать топтаться в тупике, совершенно безрезультатно, без какого-либо продвижения вперед, потому что двигаться в рамках существующей модели просто некуда.

Все действия и движения Кремля последних лет сводятся к подпрыгиванию на месте, ковырянию стенок тупика и вербальным интервенциям (то есть болтовне) о том, как бодро мы вот-вот пойдем куда-то вперед. Однако любой бодрый шаг на поверку оказывается либо шагом на месте, либо шагом назад, чтобы потом шагнуть вперед. Если Кремль делает решительный шаг вперед - при внимательном рассмотрении и анализе предыдущих событий оказывается, что чуть раньше был сделан незаметный шаг назад, который и позволил потом шагнуть вперед, после которого Кремль снова оказался в том же тупике, в котором и был.

В чем же заключается тупик, как Кремль в нем оказался и почему не может выйти?


Условные стенки экономического и политического тупика - это сырьевая экономика, вашингтонский консенсус (свод либерально-экономических правил), либеральная экономика, технологическая зависимость от Запада, а также западные активы элиты и ее интересы по интеграции в Европу, которые носят как экономический, так и социально-психологоический характер (западничество).

Все перечисленные "стенки" тупика находятся в жесткой связке и удерживают друг друга, поэтому ни одну из стенок невозможно подвинуть или сломать отдельно от других.

Либеральная экономика порождает сырьевую, поскольку капитал стремится в сырьевой сектор как наиболее рентабельный, стабильный и ёмкий. И наоборот, сырьевая экономика поддерживает сохранение либерального экономического курса, при котором доход от экспорта сырья можно использовать предельно свободно.

Либеральная сырьевая экономика способствует импорту готовой продукции и росту технологической зависимости, делая производство внутри страны нерентабельным или низкорентабельным, в результате чего капитал идет не в производство, а в сырьевой и финансовый сектор, а также в торговлю и недвижимость.

По сумме факторов - рентабельность, надежность, объем, скорость возврата капитала - выгоднее вкладывать деньги в торговлю импортными товарами, нежели в производство собственных.

Либеральная сырьевая экономика и принятый в 90-е годы вашингтонский консенсус привел к разрушению производства, сильнейшей технологической зависимости от Запада и оттоку капитала из России за рубеж.

Выведенный из России капитал превратился в зарубежные активы, недвижимость, счета за границей - общая сумма этих активов по итогам 90-х и нулевых достигла такого размера, что российская элита готова пойти на все, на любое предательство, лишь бы сохранить вывезенное.

Значительная часть элиты понимает, что второй раз вывезти такой капитал уже не получится и заработать его в России, занимаясь производством - в обозримой перспективе тоже.

Зарубежные активы, вывезенные из России в прошлом, оказались так велики, что оказываются для элиты предпочтительнее, чем перспективы развития производства ради независимости России (которая для элиты как правило является пустым звуком).

Период активного разграбления страны и вывоза капитала сменился периодом удержания и сохранения того, что оказалось вывезено с одновременным пополнением за счет продолжения торговли сырьем и производными (первичный источник 80% валюты в России - это именно сырье, все остальное - производные).

Можно сказать, что стенки, из которых образован тупик, удерживаются силами всей российской элиты, в интересах которой сохранение и сырьевой экономики, и вашингтонского консенсуса, и либеральной экономической модели, и других составляющих тупика.

И пока элита продолжает получать доход от торговли сырьем, пока ее зарубежные активы сохраняются и приумножаются, пока ей удается зарабатывать здесь, а тратить там - стенки тупика будут удерживаться и тупик сохранит свою конфигурацию.

Тупик носит в первую очередь экономический и финансовый характер, однако экономика определяет политику - как внутреннюю, так и внешнюю.

Яркий пример - визит Буркхальтера. Стоило только Кремлю сделать лишнее движение во внешней политике, как западные партнеры дали понять, что этого делать не следует. Образно выражаясь, показали на одну из стенок тупика, ломать которую Кремль побоялся.

Другой пример - санкции, которыми Запад регулярно напоминает Кремлю про тупик, в котором тот находится. И Путин с компанией, очередной раз стукнувшись лбом в стенку тупика, сдают назад. Конечно, они обвиняют во всем партнеров, которые вводят незаконные санкции, нарушают права бизнеса - но это лишь слова. Изменить что-либо по существу в Кремле не могут.

Стоило только заговорить о мобилизационной экономике - на очередном форуме собрались российские банкиры, обсудили сей вопрос на "завтраке Сбербанка" и дружно проголосовали за сохранение либеральной экономической модели. Герман Греф, который был ведущим на том мероприятии, лично подсчитал голоса. Просто взяли и проголосовали за завтраком. И после этого все разговоры о мобилизационной экономике на уровне правительства и госдумы сразу же прекратились.

Стоило упасть ценам на нефть и как следствие валютной выручке - Центробанк понизил курс рубля и президент был вынужден оправдать его словами, что все сделано правильно.

Примеров можно приводить очень много.

Ни одного шага за пределы обозначенного выше тупика за все последние годы Кремль так и не сделал.

Выход из этого тупика просто-напросто противоречит интересам элиты и правящей верхушки.

Кремлевский тупик носит не внешний, а внутренний характер и обусловлен собственными установками и интересами российской элиты и власти, а не действиями зарубежных партнеров.

Зарубежные партнеры просто указывают время от времени Кремлю и российской элите, что попытка выхода из сырьевого и либерально-экономического тупика противоречит их личным интересам. И Кремль, получив очередной намек, почесавшись и поворчав, признает, что действительно - выходить из тупика "себе дороже". И остается топтаться на месте.

Все, что делает Кремль - это либо обвинение партнеров, чтобы перевести стрелки, отвести от себя народный гнев и направить его в сторону ЕС и США, либо создание видимости выхода - бодрый шаг на месте, незаметный шаг назад, чтобы потом нарочито шагнуть вперед, лунная походка - когда кажется, что человек идет вперед, а на самом деле он движется назад и так далее.

Иногда Кремль совершает попытки отделить народ от государства, чтобы жители РФ своим ходом выходили из сложившегося тупика, если им этого так хочется.

К таким попыткам можно отнести импортозамещение и дальневосточный гектар. Стройте, дорогие граждане, собственное будущее своими руками - вот вам гектар, вот вам напутствие, вот вам образцы западной продукции, которую вы можете производить сами для себя своими силами - дерзайте.

Смысл этих попыток - постараться сделать так, чтобы народ начал сам по себе выходить из тупика, а власть и элита оставались бы в нем, со своей сырьевой экономикой, выводом капитала за рубеж и прочими "тупиковыми прелестями".

Однако ничего хорошего из попыток отделить народ от государства и послать его на выход из тупика своим ходом не получается. Потому что народ без ресурсов, капитала и современных средств производства ничего, кроме редиски, укропа и других продуктов подсобного хозяйства произвести не в состоянии. А для создания "второй экономики", которая вышла бы из создавшегося тупика "отдельно от сырьевой" - этого недостаточно. При этом все ресурсы, капиталы и средства производства сосредотачиваются у государства и элиты, в их сырьевой экономике, а прибыль от нее выводится из страны.

И элиту, правящую верхушку, власть - создавшийся тупик в целом устраивает - именно поэтому он оказался таким стабильным, системным и безвыходным.

Их все устраивает!

Выход из тупика и слом любой из "стенок" (сырьевой экономики, либерального экономического курса, свободного движения капитала и так далее) - противоречит интересам элиты и власти, поэтому они не только сами не ломают стенки и не выходят из тупика, но и не дают этого делать другим. И послушно делают шаг назад, когда Запад намекает, что еще одно неосторожное движение - и какая-то из стенок рухнет.

Кремлю выгоден этот тупик!

Кремлю и всем тем, кто поддерживает власть - ворующим чиновниками, банкирам, бизнес-элите, ритейлерам и многим другим.

И значительную часть народа тоже устраивает этот тупик. Не очень сильно, но в целом устраивает. Потому что все, кто пока может позволить себе айфон, иномарку, отдых в Турции и прочее подобное - предпочитают, чтобы ничего не менялось, лишь бы этот айфон, иномарка и турецкие пляжи никуда не пропали. И таких достаточно много. Пока много.

И пока тех, кого этот тупик устраивает, остается много, пока не случится ротация элиты, пока не сменится власть в целом, пока не сменится общественно-политическая парадигма и экономическая модель - Кремль из тупика не выйдет. Так и будет топтаться, пятиться назад, чтобы потом демонстративно шагнуть вперед, будет демонстрировать нам лунную походку и бодрый марш на месте, иногда будет упираться носом в одну из стенок и ругать партнеров за санкции, но из тупика не выйдет.

Потому что невыгодно выходить.

Потому что торговля сырьем и импортируемыми товарами по сумме факторов - объём, рентабельность, оборачиваемость капитала, стабильность - оказывается более выгодной на коротких отрезках времени, нежели производство, особенно в ситуации технологического отставания. А планировать что-либо на длительную перспективу - нет опыта, желания и уверенности - слишком сложно, затратно и рискованно, поэтому опять же невыгодно.

И вывезенные за рубеж капиталы, приобретенная за рубежом недвижимость и другие активы - так велики, что в случае их потери второй раз вывезти такой объем уже вряд ли получится, да и заработать тоже. Поэтому предпочтительнее держаться за то, что есть, двумя руками, чтобы не потерять. А когда держишься двумя руками за то, что имеешь - строить что-то новое уже не получается, рук не хватает.

Вот поэтому Кремль и оказался в таком глухом системном тупике.

В тупике, из которого не может выйти потому что не хочет и даже боится.

Настолько боится, что готов на любое предательство, когда Запад дает понять, что если Кремль не будет послушен, то стенки уютного сырьевого тупичка могут в одночасье рухнуть.

И возник этот тупик, как уже было сказано в самом начале, в результате безоговорочной капитуляции и сдачи Союза в 1991 году.

Тогда, в 91-м, Ельцин с демократами ринулись в объятия Запада, понадеявшись на то, что скопипастят западную экономическую и политическую модель и Россия будет жить не хуже Германии и Франции, а может быть даже лучше.

И принялись ломать советскую экономику, писать новые законы под диктовку западных консультантов, не думая о последствиях, не просчитывая их, не требуя от Запада каких-либо гарантий.

Какие гарантии? Демократы времен Ельцина были твердо убеждены, что сейчас скопируют западную систему - и все будет, как на Западе.

А когда результаты копирования западной системы без учета российских реалий, особенностей, интересов западных стран (которые вовсе не горели желанием делиться технологиями и развивать новую российскую промышленность за свой счет) и других факторов завели в тупик - стало поздно.

С самого начала не договорились с Западом - как по расширению НАТО, так и по множеству других вопросов, не получили гарантий, не заключили соглашений, сдали СССР "на доверии", а теперь, когда СССР уже нет и выходить из тупика "себе дороже" - договариваться поздно, ловушка захлопнулась, дверка закрылась.

В 90-е, пока демократы в надежде на лучшее старательно копировали западную систему, новообразованная элита, нувориши - успели разграбить страну, поломать производство и вывезти за рубеж сотни миллиардов, причем не рублей. И вошли во вкус.

И в нулевые процесс копирования западной системы, уничтожения собственного производства и вывода капитала продолжался, чему очень способствовал рост цен на нефть и удовлетворение народа "бурным экономическим ростом", который имел преимущественно сырьевую природу.

А когда рост прекратился и сырьевая экономика начала буксовать и съезжать по наклонной, когда стало понятно, что достигнут предел развития либеральной сырьевой экономики и Россия оказалась в экономической и как следствие политической зависимости, зашла в тупик - выхода уже не стало.

Выход оказался надежно завален сотнями миллиардов или даже триллионами долларов, выведенными за рубеж, триллионами награбленного в России, импортно-экспортными и воровскими схемами, которые опутали все как колючая проволока, а сверху набросана еще и куча обещаний, надежд и обязательств. И продраться через эти баррикады Кремлю уже просто не под силу. Да и желания нет. Потому что топтаться в сырьевом тупичке очень легко, удобно и выгодно. И стабильно.

А народ... народу всегда можно продемонстрировать бодрый марш на месте, решительный шаг вперед после незаметного шага назад, гневный удар лбом в стену, а для эстетов - красивую лунную походку.

И пока оставаться в уютном сырьевом тупике будет выгоднее и проще, чем выходить из него, Кремль будет делать все, чтобы оставаться на месте.

Власть, Экономика, Россия

Previous post Next post
Up