Накануне Дня Победы наши телеканалы показывали множество фильмов о войне. Хороших и разных. Хорошие фильмы были в основном советского периода. А современные фильмы были преимущественно... разными.
И вот, об одном таком "разном" фильме современного российского кинематографа я вам сейчас расскажу.
Попал я на этот фильм достаточно случайно. Включил однажды "пятерку" (5-й канал) - там идет фильм про войну. Вверху, как обычно на 5-м, написано название. Смотрю издалека и мне кажется, что название у фильма - "Наркоманский обоз". Думаю "ерунда какая-то, не может фильм про войну так называться". Присматриваюсь - да, действительно фильм называется немного иначе - "Наркомовский обоз".
Начинаю смотреть...
Однако по мере просмотра постепенно прихожу к выводу, что все-таки фильм следовало назвать именно наркоманским обозом, а не наркомовским. И не только потому, что обоз везет на фронт водку, а потому, что написать такой сценарий и снять такой фильм могли только хорошо обкуренные люди, не перестававшие смолить на протяжении всего съемочного процесса.
Действие фильма происходит в первые месяцы Великой Отечественной Войны, ориентировочно в октябре 1941 года - об этом можно судить по осенней распутице и первому снегу.
Как уже было сказано выше, обоз везет на фронт водку, которая должна пойти на "наркомовские сто грамм" для бойцов передовой. Отсюда и название фильма.
Не берусь сказать точно, когда именно были введены "наркомовские сто грамм" (кто знает - подсказывайте), но возникают некоторые сомнения, что в октябре 1941 года на фронт отправлялись специализированные обозы с водкой. Можно подумать, в октябре 41-го водка на фронте была нужнее всего. Не топливо, не боеприпасы, не оружие, а именно водка...
К тому же, я почему-то думаю, что водка на фронт доставлялась продовольственными обозами, вместе с крупой, консервами и прочим довольствием, а не специализированными обозами. Тем более в первые месяцы войны, когда снабжение было плохо организовано и транспорта не хватало (что, кстати, показано в фильме) - выделять целый обоз исключительно под водку несколько странно, мягко говоря.
И еще странно, что обоз везет водку, а не спирт. С точки зрения транспортировки правильнее везти спирт, который можно развести водой уже на месте - таким образом можно либо доставить на фронт вдвое больше, либо сэкономить место в обозе для других продуктов.
Ну да ладно, допустим все-таки были в октябре 41-го специализированные "водочные обозы". Или по крайней мере один обоз, который сформировали особо старательные тыловики на отдельно взятом участке фронта.
Содержание обоза - далеко не самая большая странность в фильме.
Обоз состоит из трех подвод и движется к месту назначения (то есть к передовым частям) трое суток. При этом еще в первый день обоз попадает под авианалет, а на второй день сталкивается с немецкими мотоциклистами. Это значит, что как минимум двое суток обоз движется в прифронтовой полосе. Кстати, об этом в фильме говорится прямым текстом - командир обоза предупреждает своих подчиненных, что они находятся в прифронтовой полосе.
А теперь, как говорится, внимание - вопрос: где в октябре 41-го обоз мог двое суток двигаться в прифронтовой полосе в направлении фронта, но так и не доехать до передовых частей?
Осенью 41-го немецкие войска наступали почти по всему фронту, проходя 40-50 километров в день. Обоз движется в направлении фронта и тоже должен проходить не меньше 20 километров в день. Это значит, что оказавшись в прифронтовой полосе, обоз уже на следующий день должен либо достичь позиций советских войск, либо встретиться с отступающими частями, либо оказаться в тылу противника, в полном окружении.
В общем, нестыковочка.
Но допустим, что обоз оказался на таком особенном участке фронта, где можно двое суток двигаться по прифронтовой полосе, но так и не достичь передовой.
Странности фильма на этом только начинаются.
Еще в первые сутки (в первой серии) обоз, двигаясь по дороге, встречается с колонной беженцев. И в этот момент в небе появляются три немецких штурмовика, которые пикируют на колонну и расстреливают ее из пулеметов. Естестенно, возникает паника, все разбегаются в стороны и... три немецких штурмовика, сделавших три захода на колонну беженцев, ни в кого не попадают. Во всяком случае так показано, что вроде ни в кого и не попали. И доктор, которая вместе с обозом едет на фронт, никому не оказывает помощь. Прилетели три штурмовика, расстреляли боезапас, распугали людей - и все.
Хотя нет, не все.
Один из штурмовиков был подбит. Его подбил пацан из винтовки. Он тоже едет с обозом. На фронт. Меткий такой пацан - взял винтовку, прицелился в пикирующий на него штурмовик, бац - и подбил.
Оно, конечно, всякое на фронте было, штурмовики из винтовки наверное тоже подбивали, но в совокупности с другими "особенностями" фильма выглядит как лажа.
Да, и еще - немецкий штурмовик в ходе обстрела попал по одной из бочек с водкой, которую везет обоз. И вот, чтобы ценная водка из бочки не вытекла, командир обоза затыкает дырку - угадайте, чем? Патроном! Но самое интересное даже не то, что патрон из винтовки так удачно совпал с размером отверстия, оставленного пулей из пулемета штурмовика. Самое интересное, что командир загоняет патрон в отверстие, ударив прикладом по капсюлю. Круто, да?
Собственно в этом месте становится понятно, что фильм явно наркоманский и становится любопытно, как далеко завела сценариста и режиссера их травка.
Во второй серии травка привела сценариста и режиссера к теме Рембо.
Двигаясь по лесной дороге, обоз сталкивается с немцами. Немцы - на трех мотоциклах с пулеметами, обоз - на трех подводах с винтовками. В результате все немцы убиты, у обоза потерь нет. Но самое интересное - то, как именно все произошло.
Дело было так:
Одна из подвод отстала от обоза из-за поломки колеса, обоз не заметил этого вовремя и к отставшей подводе с боковой дороги выехали немецкие мотоциклисты. Немцы быстро обнаружили, что подвода везет водку и решили захватить ее как трофей, развернули и погнали к себе. И тут командир обоза замечает потерю, возвращается к месту, где подвода отстала от обоза, обнаруживает следы мотоциклов и... бежит догонять. И догоняет!
Немного пробежавшись по лесу, командир обоза догоняеет немецкий мотоцикл, конвоирующий отставшую подводу, вырубает сидящих в нем немцев прикладом (немцы были в касках, но против приклада ППШ немецкая каска видимо не рулит), после этого берет немецкий пулемет и расстреливает два других мотоцикла.
В общем, Рембо курит в сторонке.
Кстати, еще перед столкновением с немцами была другая интересная сцена - на обоз напали два дезертира, сбежавших от замполита, который их конвоировал. Интересно, что дезертиры были с винтовками и патронами к ним. Тут я даже не знаю, чему больше удивляться - тому, что конвоируемые дезертиры были вооружены или тому, что сбежав они напали на обоз с вооруженной охраной.
А замполит, от которого сбежали дезертиры, присоединился к обозу. И конечно же, он оказался говном - трусом, болваном, бабником и любителем покомандовать.
Вообще, я допускаю, что процент говна среди замполитов был несколько выше, чем среди командиров. Но почему-то в современных фильмах про войну замполитов делают говном в абсолютном большинстве случаев. Это уже просто какой-то штамп современного кинематографа - если замполит, то обязательно говно.
Итого, имеем следующее:
Специализированный обоз в октябре 41-го везет на фронт водку, двое суток ползет по прифронтовой полосе, переживает налет немецких штурмовиков и наезд немецких мотоциклистов с пулеметами, командир нереально крут (забивает патрон в дыру ударом по капсюлю, догоняет мотоциклы, вырубает мотоциклистов прикладом), замполит наоборот редкое говно... думаете, это все? Не-ет! Это еще не все!
Личный состав обоза состоит преимущественно из женщин!
Из мужиков в обозе только командир, старик (гражданский), пацан (убит при нападении дезертиров) и примкнувший замполит. И четверо женщин, причем все они военнослужащие.
И на этой почве в обозе разворачивается амурная тема, которая постепенно становится главной темой фильма. Командиру обоза нравится одна из женщин, другая ревнует, третья обсуждает это со второй, четвертая впоследствии влюбляется в разведчика, которого обоз встречает в конце фильма.
А вечерами у костра (вы же не забыли, что обоз ползет в прифронтовой полосе несколько суток подряд) личный состав обоза... правильно, пьет водку и поет веселые песни. Это в прифронтовой полосе, где бегают вооруженные дезертиры, катаются немецы на мотоциклах с пулеметами, да еще и бандиты бегают (тоже вооруженные). Самое оно пить водку у костра и орать веселые песни.
Ну ладно, выпить по глотку еще можно - помянуть пацана, которого дезертиры застрелили, снять стресс - понятно. Но когда они после этого начали шуры-муры крутить, хихикать и песни петь - стало понятно, что режиссер и сценарист продолжали смолить, закуривая одну от другой.
Лично я плохо представляю, чтобы в первые месяцы войны в прифронтовой зоне народ веселился у костра. Особенно после пережитого налета.
Налет штурмовиков - это вообще страшное дело, а налет на колонну беженцев - тем более, потому что после него на дороге остаются десятки трупов и тяжело раненых, которые ползают в крови и помирают на глазах, с простреленными руками, ногами и животами. После этого орать вечером веселые песни можно только сильно обкурившись. Тут даже водка не поможет, только анаша.
И еще у них пацана в обозе дезертиры застрелили. И немецкие пулеметчики едва не пошинковали весь обоз. А они вечером у костра чуть ли не бальные танцы устроили с дракой за кавалера.
Но и на этом фильм не закончился.
Дальше была любопытная сцена с бандитами.
Ехал по лесной дороге мужик на лисапеде с четвертной бутылью водки, которую ему накануне за каким-то интересом налил дед из обоза. Остановился мужик посреди лесной дороги, чтобы хлебнуть из бутыли. А что? Нормально! Ехал на велосипеде через лес - остановился водки выпить, чтобы дальше ехать легче было. И вот хлещет он водку из горла, а тут бандиты - отдай, говорят. Мужик говорит, - не отдам. Это он троим бандитам сказал - смелый такой мужик. Бандиты, естественно, мужика убили. Но на этом история с бандитами не закончилась.
Бандиты поехали грабить леспромхоз. Оно и понятно - в прифронтовой полосе в октябре 41-го советские деньги бандитам были нужнее всего. Со дня на день придут немцы - можно будет с ними советскими деньгами рассчитываться, так наверное рассуждали.
Туда же, в леспромхоз, ехал начальник милиции на мотоцикле. Он догнал подводу с бандитами, остановился, поговорил с ними и поехал дальше. Начальник милиции тоже ехал за деньгами - что-то типа инкассации проводить, забрать деньги из кассы леспромхоза и вывезти их... куда? Зачем?
Куда и зачем в прифронтовой полосе надо было вывозить кассу леспромхоза? Документы, личные дела - это еще понятно, их вывозили по мере возможности, но деньги было проще уничтожить, чем возить их, рискуя жизнью и тратя время, топливо и моторесурс, который в прифронтовой полосе осенью 41-го был ценнее любых денег.
В общем, трава у сценариста была забористой и бандиты приехали в леспромхоз брать кассу вслед за начальником милиции. Естественно, завалили его, а потом... туда же приехал... да-да, обоз с анашой водкой.
Заметив обоз, бандиты, вместо того, чтобы быстро свалить, решили биться с охраной. Это при том, что бандитов трое и у них пистолеты, а охрана обоза - пять человек с винтовками и командир с ППШ. Три пистолета против пяти винтовок и ППШ - самое оно. Для тех, кто не в курсе - прицельная дальность стрельбы у винтовки Мосина почти километр, ее даже снайперы использовали, а из пистолета дальше ста метров хрен куда попадешь.
Ладно, допустим бандиты были дураками. Тем более, что для полноты фильма было необходимо показать ситуацию в прифронтовой зоне во всех ее проявлениях - тут тебе и налет на колонну беженцев, тут и немецкие мотоциклисты, тут и дезертиры, тут и бандиты... В общем, без стычки с бандитами фильм был бы неполным.
Бандитов охрана обоза, конечно же, победила. Ну а как иначе? Если шестерых немецких мотоциклистов с пулеметами завалили, то куда уж бандитам с пистолетами? Правда бандиты убили деда, но это потому, что для продолжения сюжетной линии он был уже не нужен.
А вечером личный состав обоза... правильно - опять жрал водку, веселился, пел песни у костра и водил шуры-муры. Сценарист и режиссер продолжали смолить, актеры брали с них пример...
Наступил последний день.
В последний день обоз встретил на своем пути... цыган! Командир получил от цыганского барона ценный совет, как починить колесо у подводы (оказалось, что его можно закрепить шомполом от винтовки - без цыган сообразить это было никак нельзя), а в самом конце обоз встретился с парой разведчиков. Советских разведчиков. Что само по себе тоже весьма любопытно.
До передовых частей, которым предназначалась водка, обоз так и не доехал, хотя двигался по прифронтовой полосе больше двух суток. Но при этом встретил разведчиков, которые почему-то оказались не в тылу противника, а в тылу советских частей. Впрочем, это как раз не самое странное - осенью 41-го, когда советские части отступали не вполне согласованно (мягко говоря) и немцы прорывались сплошь и рядом, могло быть и не такое.
На самом деле, конечно, обоз встретил разведчиков по совсем другой причине - так нужно было для полноты амурной темы, которая, как выяснилось по ходу просмотра, была в фильме основной.
Одна из женщин в охране обоза моментально влюбилась в одного из разведчиков, он незамедлительно ответил ей взаимностью, все это они успели за время короткой остановки обоза, после чего на обоз напали немцы и влюбленные погибли вместе, упав друг на друга, сраженные вражеским пулеметом.
А потом и женщины, влюбленные в командира обоза, тоже погибли.
И водка так и не доехала до передовой...
Вот такой он, современный российский фильм про войну!
Тут может возникнуть закономерный вопрос, зачем я вообще все это смотрел, да еще и вам рассказал?
А вот зачем:
Подавляющее большинство современных российских фильмов про Великую Отечественную представляют собой подобное нагромождение нелепостей, потому что их снимают современные российские режиссеры, познания которых о войне - это каша из фильмов Рембо, 9-я рота и Батальоны просят огня. Вот они и валят все в одну кучу, стараясь сделать главного героя круче Рембо, развязку трагичнее 9-й роты, а для правдоподобия копируют что-нибудь из старых советских фильмов. В результате получается наркотический бред с редкими просветлениями.
Эти фильмы снимают режиссеры, которые не только не видели войны, но наверное и в армии не служили, поэтому не знают, что с пистолетом против винтовок и ППШ биться бесперспективно, а вырубить сразу двух солдат в касках ударом приклада - сложновато.
Эти режиссеры сидят по вечерам не в сырых окопах и даже не в лесу в прифронтовой зоне, а в уютных московских кабаках, поэтому у них по вечерам сплошная веселуха, которую они потом воспроизводят в фильмах.
И герои у них больше похожи не на участников Великой Отечественной, а на них самих. Поэтому даже те фильмы, где нет фактических нелепостей - выглядят пародийно, потому что в них герои говорят и ведут себя не так, как вели себя советские солдаты, а так, как ведут себя... эти самые современные актеры по вечерам в московских кабаках.
Поэтому, если вы включите телевизор и вам покажется, что идущий там фильм называется "Наркоманский обоз" - можете не сомневаться, обоз именно наркоманский, потому что фильм снимали наркоманы и в нем показаны их убогие представления о войне, непоправимо искаженные современной действительностью.