Сторонники "свободы собственности" утверждают, что владелец вправе делать со своим имуществом все, что угодно.
Хочет развивать - пусть развивает. Не хочет развивать - дело хозяйское. Хочет увольнять персонал - пусть увольняет. Хочет распилить лишний цех, а то и весь завод - его дело. Хочет пустить прибыль на дивиденды - пожалуйста, хоть все до копейки. Хочет обновлять оборудование - пусть обновляет, не хочет - пусть не обновляет. Частная собственность понад усё и точка. Законный владелец может делать со своим имуществом все, что заблагорассудится и никто ему не указ, иначе это беспредел, караул, "красный террор" и прочие пережитки большевизма.
Допустим.
Но как вам понравится, если эксплуатация изношенного оборудования приведет к техногенной катастрофе с человеческими жертвами?
Вспомните хотя бы Хромую лошадь. Неужели кто-то считает, что применение пожароопасных материалов, переполнение зала и отсутствие аварийного выхода, что в совокупности привело к гибели сотни человек - это тоже было законное право собственника? Ну хотел человек сэкономить на пожарной безопасности - его право, хотел побольше посетителей собрать, чтобы выручку увеличить - его дело... так получается?
А как насчет теплохода Булгария - его катастрофа, к которой привела экономия и погоня за прибылью со стороны владельца - тоже законное право собственника и никто не моги лезть в его бизнес, пока люди не погибнут?
Неужели надо обязательно довести дело до катастрофы с человеческими жертвами, чтобы потом... а что потом?
Вот случится очередная катастрофа, люди погибнут, а собственник живет за границей и его даже не получится толком судить. А если даже и получится, то жизни он все равно не вернет. И компенсации семьям погибших будут выплачиваться не из тех денег, которые собственник вывел с предприятия, сэкономив на ремонте и обновлении оборудования, а из бюджета. Потому что деньги, которые собственник вывел с предприятия, они уже давно за рубежом - все, тю-тю, все коменсации будут выплачиваться из бюджета, то есть за наш с вами счет.
И повторюсь, что никакие компенсации и суды по факту случившейся катастрофы не воскресят погибших и не вернут здоровье пострадавшим.
Неужели кому-то нужна очередная катастрофа, чтобы в этом убедиться?
Если недостаточно Хромой лошади и Булгарии, чтобы сделать правильные выводы и своевременно привлечь собственников и руководство предприятия к ответственности за нарушение техники безопасности и опасную эксплуатацию, тогда со временем получим повторение Бхопала и ЧАЭС.
Потому что такие предприятия как ТОАЗ - это не клуб и не теплоход - это опасные производства, которые в случае катастрофы могут накрыть целый город со всеми вытекающими последствиями.
И если катастрофа на ЧАЭС была вызвана конструктивными особенностями реактора, а не износом оборудования, то Бхопальская катастрофа - это в чистом виде результат опасной эксплуатации, высокого износа и экономии на ремонте и обновлении оборудования.
Параллели между Бхопалом и ТОАЗ напрашиваются сами собой.
Как и ТОАЗ, завод в Бхопале, на котором случилась катастрофа, был химическим предприятием, построенным в 70-е годы. Разница лишь в том, что ТОАЗ вплоть до 90-х был государственным предприятием, а завод в Бхопале с самого начала был дочерним производством Union Carbide Corporation.
Катастрофа в Бхопале случилась в 1984 году, то есть менее, чем через 15 лет эксплуатации "эффективным собственником", который в погоне за рентабельностью перешел к более сложному и опасному производству, чем было рассчитано при строительстве завода. В результате жесточайшей эксплуатации оборудование оказалось изношено и в ночь на 3 декабря 1984 года произошел взрыв резервуара, при котором в атмосферу оказалось выброшено более 40 тонн ядовитых паров.
Облако метилизоцианата накрыло густонаселенные районы Бхопала, в результате чего погибло около 18 тысяч человек и около полумиллиона считаются пострадавшими.
Катастрофа в Бхопале стала самой крупной техногенной катастрофой в истории.
18 тысяч погибших и полмиллиона пострадавших - вот реальная цена экономии на обновлении оборудования, погони за прибылью и политики "свободы собственности", когда владельцу позволено эксплуатировать предприятие, как заблагорассудится, по принципу хозяин-барин.
Да, на ТОАЗе нет ядерного реактора, подобного взорвавшемуся на ЧАЭС и нет резервуаров с метилизоцианатом. Но если кто-то думает, что аммиак совершенно безопасен и подобен божьей росе - это не совсем так, мягко говоря.
Если случится выброс аммиака и накроет Тольятти - мало не покажется никому.
Если среди читателей есть специалисты по РХБЗ - они могут привести свои оценки по вероятному числу жертв и пострадавших. Численность населения и Тольятти известна - около 700 тысяч жителей, площадь тоже - 314 кв.км. Объемы аммиака, которые может выбросить ТОАЗ при желании тоже можно посчитать.
Но даже не проводя расчетов (РХБЗ - не моя специальность, хотя приходилось иметь дело) - рискну предположить, что пострадавших будет немало. Явно больше, чем в Хромой лошади.
Вспомните хотя бы, как Москву накрыло дымом от лесных пожаров. А ведь это был всего лишь дым, а не пары аммиака. Пары аммиака при высокой концентрации значительно более ядовиты.
Цитирую:
"По физиологическому действию на организм аммиак относится к группе веществ удушающего и нейротропного действия, способных при ингаляционном поражении вызвать токсический отёк лёгких и тяжёлое поражение нервной системы."
"Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это человек и воспринимает как резкий запах. Пары аммиака вызывают обильное слезотечение, боль в глазах, химический ожог конъюнктивы и роговицы, потерю зрения, приступы кашля, покраснение и зуд кожи."
Заранее предвижу обвинения в том, что я нагнетаю и ничего подобного не случится.
Очень надеюсь, что не случится.
Но предпосылки имеются.
Цитирую
материалы по ситуации на ТОАЗ:
"Проверки Росприроднадзора и Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры выявляли сбросы неочищенных сточных вод в Волгу. На предприятии фиксировались нарушения правил промышленной безопасности."
"В 2010 году Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) направила в Общественную палату результаты проверок состояния атмосферы Тольятти. Тогда же удалось выявить ряд фактов загрязнения окружающей среды в результате деятельности производителя аммиака."
"В конце апреля тольяттинский оперуполномоченный ОЭБиПК Юрий Конаныхин обнаружил сокрытие информации о технологической аварии - утечке аммиака. Как стало известно "Росбалту", в своем рапорте он делал акцент на статье 237 УК РФ "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей" Конаныхину удалось выяснить, что утечка жидкого аммиака происходит в цехе №13 Тольяттиазота уже не один год."
"Cпециалисты компании Кросс Технологии, которые должны были устранить аварию, приехали на завод только 12 января 2016 года. С утечкой удалось справиться всего за 4 часа, однако уже на следующий день она была обнаружена в новом месте. Ситуация оказалась более чем серьезной. По словам ремонтников, в радиусе 30-40 метров от утечки без средств защиты находиться было просто невозможно. Струя аммиака била на 1,5 метра. Жидкость сразу испарялась и обращалась в облако газа. Понять, куда именно уходил газ, было невозможно. Ликвидаторам неисправности пришлось облачаться в защитные костюмы и надевать дыхательные аппараты. При этом скафандры ломались на местах изгибов - в коленях и локтях. Утечку удалось устранить с большим трудом. Однако буквально через два дня появился новый прорыв, не менее сильный, чем предыдущий. Его также удалось ликвидировать. При этом выяснилось, что задвижка в цеху пропускала аммиак уже 10 лет. Оборудование же не ремонтировалось с момент запуска завода более 35 лет."
В этом месте напомню, что в Бхопале катастрофа случилась примерно через 15 лет эксплуатации предприятия "эффективными собственниками". ТОАЗ "эффективные собственники" эксплуатируют уже более 20 лет, точно так же пренебрегая ремонтом.
Как было указано в цитате - оборудование не ремонтировалось с момента запуска завода, то есть более 35 лет. Утечки аммиака происходят уже более 10 лет.
И даже если не случится масштабной единовременной катастрофы, то постоянные утечки аммиака, ведущие к загрязнению атмосферы Тольятти и воды в реке Волге (сколько городов находится ниже по течению - желающие могут уточнить самостоятельно) - это вред экологии и ущерб здоровью сотен тысяч жителей.
Если ТОАЗ не убьет и не сделает инвалидами сто, двести или тысячу человек одномоментно, то за годы загрязнения окружающей среды он уже отравил сотни тысяч человек, просто это пока не заметно в явном виде.
По сути катастрофа уже произошла, когда предприятие попало руки "эффективных собственников", для которых существует только личная выгода, которые проживают за рубежом и не будут нести никакой ответственности за свою деятельность, независимо от последствий.
От катастрофы в Бхопале одномоментно погибли тысячи и пострадали сотни тысяч. От катастрофы на ТОАЗ медленно и незаметно страдает 700 тысяч жителей Тольятти и еще несколько миллионов ниже по течению Волги.
И если не обращать внимания на происходящее и дальше, то однажды случится катастрофа, которая очередной раз потрясет страну, снова будут колонны скорой помощи, снова будут ликвидаторы в костюмах ОЗК, снова будет всесоюзный всероссийский траур.
И снова никто не воскресит погибших и не вернет здоровья пострадавшим, никакие суды и приговоры, особенно в отношении "эффективных собственников", скрывающихся за рубежом.
И вы по-прежнему считаете, что собственник может управлять предприятием, как ему угодно и никто ему не указ, потому что собственность понад усё и точка?
Мне почему-то кажется, что собственность должна сопровождаться ответственностью за то, как этой собственностью распоряжается владелец и к чему это может привести.
Владелец автомобиля должен соблюдать правила дорожного движения, иначе его следует лишить прав вождения - точно так же собственник предприятия должен отвечать за то, как оно эксплуатируется. И если предприятие наносит вред окружающей среде и персоналу, то собственника следует лишать прав точно так же, как нарушающего ПДД автовладельца.
Тем более, что уровень опасности химического предприятия для жителей города намного выше, чем уровень опасности самого навороченного автомобиля.
И только так можно предотвратить трагедию, чтобы не пришлось потом оплакивать погибших.
Вот только предотвращать трагедии мы пока не вполне научились.
Так, следователь СК РФ по Самарской области принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела против генерального директора ЗАО Корпорация Тольяттиазот Вячеслава Суслова несмотря на рапорт оперуполномоченного ОЭБиПК по поводу "сокрытия информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей" в соответствии со статьей 237 УК РФ.
Видимо у Вячеслава Суслова есть какое-то особенное влияние на СК РФ по Самарской области, позволяющее следователям закрывать глаза на происходящее.
И это наверное неспроста.
Возникает стойкое подозрение, что "эффективные собственники" ТОАЗ в лице семьи Махлай банально предпочли потратить часть прибыли не на обновление оборудования, а на особые отношения со следователями - ведь это намного дешевле.
Так и осуществляется "эффективное управление" в соответствии с принципами "хозяин-барин" и "прибыль понад усё". Собственники предпочитают откупиться от инспекторов и следователей, потратив на это миллион, нежели тратить миллиард на ремонт и замену оборудования.
Так и образуется сверхприбыль.
Вот только любому здравомыслящему человеку понятно, что сверхприбыль на пустом месте не возникает. И выведенные с ТОАЗ миллиарды рублей - это экономия на здоровье и безопасности как сотрудников предприятия, так и жителей Тольятти. Экономия, за которую расплачиваются своим здоровьем жители города. Экономия, за которую в случае аварии будет расплачиваться бюджет. Это экономия, которой должен быть положен конец, иначе она неизбежно приведет к масштабной катастрофе, к длинной колонне скорых, к ликвидаторам в ОЗК, к пособиям по инвалидности и компенсациям семьям погибших, которых уже никто не вернет, никакой суд и никакое наказание, тем более заочное.
И если кто-то не согласен с написанным - объясните жертвам Хромой лошади и их семьям, что собственник имел право эксплуатировать свое заведение, как считал нужным, потому что он хозяин и точка.