Кто-нибудь из вас слышал про Сергея Махлая и предприятие ТоАЗ?
Это не "художница" Васильева, не Белых, не Хорошавин, не Гайзер, не Улюкаев. Не скандал с "часами Пескова" и "Зенит-Ареной". Это еще крупнее.
ТоАЗ - это Тольяттиазот - один из крупнейших в мире производителей аммиака. И там не скандал, а просто катастрофа. С предприятия выводятся миллиарды рублей. Не один раз распилили миллиард, а выводят миллиарды на регулярной основе. Суммарный размер ущерба предприятию уже оценивается в 100 миллиардов рублей.
Документальный рассказ о том, как это происходит -
здесь.
Тольяттиазот при относительно небольшом штате (около 5000 сотрудников) генерирует весьма существенную прибыль. Только в 2015 году она составила 21,7 млрд рублей. Это примерно 4 миллиона рублей в расчете на каждого сотрудника.
Прибыли ТоАЗ за 2015 год хватило бы, чтобы каждого сотрудника обеспечить новой квартирой и проиндексировать пенсии всем пенсионерам города Тольятти!
Но, с точки зрения владельца предприятия Сергея Махлая, есть способы распорядиться прибылью получше. Он разработал целую схему по выводу денег с предприятия и далее из страны. Ее "апгрейдом" занялись "варяги", которых Махлай привлек на предприятие: гендиректор ТОАЗа Вячеслав Суслов и финдиректор Николай Неплюев.
Изучением этих схем сейчас занимается Росфинмониторинг.
Вывод огромных средств с предприятия и массовые сокращения персонала ТоАЗ могут спровоцировать социальный взрыв в регионе. На АвтоВАЗе тоже идут сокращения персонала и зарплат. Работники Новокуйбышевского хлебозавода, которых лишили ночных надбавок и премий, уже бастуют. В Самарской области сложилась тяжелая ситуация с занятостью.
В данной обстановке действия Сергея Махлая можно рассматривать как намеренное вредительство и даже диверсию.
Сергей Махлай явно не связывает свое будущее с ТоАЗом, поскольку с 1994 года является гражданином США и последние годы постоянно проживает за рубежом, управляя заводом удаленно, через своих представителей.
Но вернемся к схемам вывода денег из страны.
Как следует из справки Росфинмониторинга, Суслов и Неплюев от имени Тольяттиазота платят подконтрольной фирме "МСА Строй" огромные суммы по завышенным расценкам за выполнение "липовых" работ. А "МСА Строй", в свою очередь, перечисляет деньги "однодневкам". Те, в свою очередь, "обналичивают" средства или переводят их за рубеж по фиктивным договорам. Кстати, во всех фирмах, куда уходили миллионы, числилось по одному сотруднику - вот бы позавидовали сотрудники "Тольяттиазота"!
Деньги, которые выводятся с предприятия с использованием сложных финансовых схем, в конечном итоге приходят к Сергею Махлаю, которого смело можно назвать гением дистанционного управления.
Хотя, на самом деле ничего гениального в бизнесе Махлая нет.
Во-первых, он не строил завод ТоАЗ, не вкладывал в него деньги и не должен рассчитываться с банками за кредиты, взятые на строительство завода. Этот завод, как и многие другие, был приватизирован. И теперь пара человек - Сергей и Владимир Махлай получают доход от огромного предприятия, которое было построено в СССР в 1974 году.
Во-вторых, владельцы экономят на обслуживании и обновлении оборудования, которое порядком изношено и результатом его беспощадной эксплуатации в последние годы становятся регулярные утечки аммиака, а это наносит ущерб здоровью населения города и сотрудников предприятия. Подробнее об этом
здесь.
Прибыль - себе, ущерб - городу и сотрудникам, вот и весь секрет экономического чуда. Из миллиардов, которые зарабатывает предприятие, семья Махлай не считает возможным выделить даже часть на обновление оборудования. При этом на дивиденды денег не жалко.
В-третьих, кроме Тольяттиазота, под контролем Сергея Махлай находится Тольяттихимбанк, который используется при уходе от уплаты налогов и выводе средств за рубеж.
В-четвертых, на заводе постоянно проводятся сокращения персонала и выплат заработной платы. Отчаявшись договориться с руководством,
работники обращаются в общественные организации.
Весь экономический гений Сергея Махлай, позволяющий ему продавать продукцию по заниженным ценам и при этом начислять себе миллиардные дивиденды - это экономия на персонале, экономия на оборудовании, экономия на экологии, экономия на безопасности и уклонение от уплаты налогов. И огромное предприятие, которое досталось в результате приватизации практически даром.
А ведь если бы это предприятие хотя бы просто исправно платило все положенные налоги, то обеспечило бы очень значимую прибавку к бюджету Тольятти. Напомню, что чистая прибыль ТОАЗ за прошлый год составила 21 миллиард рублей - это около 30 тысяч в расчете на каждого жителя города!
А если бы собственники не сокращали персонал и выделяли необходимые средства на обновление и ремонт оборудования - на предприятии было бы не 5 000 рабочих мест, как сейчас, а 10 000 и больше.
Но, повторюсь, семья Махлай не связывает свое будущее с ТоАЗом
Впрочем, и это еще не все.
В прошлом Сергей Махлай был связан с Борисом Березовским, а в недалеком прошлом - с Игорем Коломойским. Сергей Махлай принимал участие в событиях на юго-востоке Украины, по одним данным из-за трубопровода Тольятти-Одесса, по которому транспортируется аммиак с ТоАЗ на одесский терминал, по другим данным его интересы намного шире.
Финансовый директор швейцарского оффшора, через который осуществлялась торговля аммиаком по заниженным ценам - Майкл Спиритус, сын Алана Спиритуса, кадрового сотрудника ЦРУ. Вице-президент ТоАЗ по экономике и финансам в 2012 году - Дональд Кнапп, гражданин США, который позднее появлялся в Киеве и встречался с главой ЦРУ Джоном Бренноном. Вряд ли это простые совпадения.
Так что махинации Махлая явно не ограничиваются экологическим ущербом, который ТоАЗ наносит Тольятти, неуплатой налогов в особо крупных размерах, сокращениями персонала и износом оборудования, из-за которого завод может в ближайшем будущем просто встать.
Можно только догадываться, куда и на что пошли десятки миллиардов, которые были выведены с ТоАЗа за последние годы. Часть этих денег могла пойти на финансирование самых разных операций как на территории Украины, так и в России, часть средств могла пойти в черную кассу ЦРУ, из которой финансировался майдан и российские НКО, на эти деньги могло покупаться оружие для украинских нацбатальонов, выплачиваться жалованье иностранным наемникам и так далее.
Но даже если не строить догадок о том, есть ли деньги, выведенные Махлаем с ТоАЗ, в событиях на юго-востоке Украины, только вывода денег за рубеж, неуплаты налогов и сокращения персонала завода достаточно, чтобы задаться вопросом, не пора ли усилить контроль государства за такими предприятиями как ТоАЗ?
Чтобы десятки миллиардов рублей не выводились бы за рубеж с неизвестным дальнейшим применением, а оставались работать в стране.
Кто там говорил, что у нас денег нет?
Деньги у нас есть. Порядка у нас нет.
Потому что когда можно на протяжении многих лет выводить из страны десятки миллиардов рублей, нанося ущерб экологии и сокращая персонал по 400 человек за раз - это не порядок, это бардак.