Почему не случилось мировой революции

Nov 09, 2016 00:10

После социалистической революции 1917 года в России, по замыслу большевиков должна была начаться мировая революция, в результате которой пролетариат сбросил бы оковы капитализма, уничтожил буржуазию и построил коммунизм в масштабах всего мира.

Именно с этой целью в 1919 году был создан 3-й интернационал (Коминтерн). Даже гимном РСФСР и СССР вплоть до 1944 года был Интернационал со словами "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем... с Интернационалом воспрянет род людской". Эти планы были отражены и в лозунге "пролетарии всех стран - соединяйтесь!".

В общем и целом, к вопросу мировой революции большевики после своей победы в России относились очень серьезно и имели вполне отчетливые планы по преобразованию всего остального мира.

И казалось бы, предпосылки к социалистической революции в то время присутствовали в абсолютном большинстве стран, что подтверждалось существованием рабочего, коммунистического движения, существованием того самого пролетариата, которому оставалось только соединиться и совместными усилиями сбросить оковы, разрушить мир насилия до основания, а затем построить новый - так, как пелось в интернационале.

Но этого не случилось.

Мировой революции не произошло. Пролетариат так и не соединился.

Причин тому сразу несколько.


1. Революционная ситуация.

Как писал сам Ленин, для революции недостаточно, чтобы низы не хотели жить по-старому. Нужно, чтобы еще и верхи не могли управлять по-старому. И второе условие намного важнее первого, потому что до тех пор, пока верхи могут управлять по-старому, они будут удерживать контроль над ситуацией, подавляя мятежи силовыми методами, разделяя недовольные своим положением массы на разные лагеря и сталкивая между собой, отправляя народ на войну, прикармливая лидеров народного движения, манипулируя и снимая напряжение в обществе самыми разными способами.

Все это мы наблюдаем сегодня в России и на Украине. Фейковая оппозиция, которая изображает борьбу с властью, хотя на самом деле никакой борьбы не ведет, дробление общества на разные группы, ведущие борьбу друг против друга, прикармливание лидеров оппозиции, а также банальная пропаганда.

В России дело дошло до того, что президенту создан образ борца с плохими боярами, которым он сам и раздал все посты. Возникает парадоксальная ситуация - абсолютное большинство ненавидит Единую Россию, при этом каждый второй горячо поддерживает президента, поддерживающего эту самую Единую Россию совершенно открыто.

Еще один наглядный пример "заземления протеста" - противопоставление народов друг другу. Сегодня мы наблюдаем, как русские противопоставлены украинцам и наоборот. Эта ситуация выгодна как российской, так и украинской власти, потому что наиболее активная часть общества занята борьбой с искусственным врагом. Начиналось все еще в СССР, когда жителям РСФСР запустили мысль, что их объедают чурки и хохлы, поэтому они плохо живут, а украинцам запустили мысль, что они кормят москалей, поэтому живут плохо, а когда отделятся - заживут хорошо. В результате страну и народ поделили, после чего начали эксплуатировать тему разделения дальше, доведя ее до вооруженного конфликта, когда русские националисты отправляются воевать с украинскими националистами и наоборот, причем оружие те и другие зачастую получают из одного источника.

Это означает, что пока верхи сохраняют способность управлять по-старому - они будут управлять и переломить эту ситуацию снизу практически невозможно.

Под верхами здесь надо понимать не только узкую группу высших должностных лиц, но элиту в целом.

Это значит, что даже смещение правящей верхушки не изменит ситуацию, потому что она воспроизведется с новыми управляющими, что наглядно показал майдан. Стоило выгнать Януковича - на его место сел Порошенко, который не только сам является олигархом, но в прошлом работал с Януковичем и стоял у истоков Партии регионов. Что изменилось? Выросли тарифы, упала экономика, началась война, ограбление народа пошло на новый круг.

Поэтому можно еще и еще раз повторить:

Пока верхи сохраняют возможность управлять по-старому - они будут управлять по-старому.

Ситуация будет воспроизводиться и принципиально изменить ее снизу - практически невозможно. Революции либо не будет, либо революция будет носить декоративный характер, как майдан - тела у кормушки будут меняться, а принцип останется прежним.

Именно поэтому социалистическая революция в начале 20-го века случилась в России, но не распространилась на остальной мир.

Российская монархия выродилась, монархические верхи больше не могли управлять по-старому и утратили контроль над ситуацией. Либеральные верхи также оказались недееспособны, поэтому даже получив власть в феврале 1917 года, не смогли управлять страной и повторили судьбу монархической верхушки.

В других странах экономическая и управленческая ситуация была иной - в США и Великобритании верхи сохраняли возможность управлять по-старому и поэтому управляли дальше, а в Германии, Италии и Испании после ряда трансформаций к власти пришли Гитлер, Муссолини и Франко соответственно. То есть революция в некоторых странах все-таки случилась, но она привела к иному результату, чем в России.

Управленческая и экономическая ситуация в разных странах в начале 20 века была очень разной, поэтому власть менялась с разной скоростью, разным способом и с разным итогом.

Поэтому и не случилось общемировой социалистической революции.

Мир не был един, следовательно и единой революции не получилось.

И главной неоднородностью в мире была неоднородность состояния и возможностей правящих верхушек. Революции случались только там, где правящая верхушка вырождалась и теряла способность управлять дальше. А социалистические революции случались только там, где либеральная буржуазия, приходящая на смену монархии, не могла управлять страной в силу собственной слабости или местных экономических и культурных особенностей.

Но это не единственная причина, по которой пожар социалистической революции не распространился из России на весь мир.

2. Профилактический эффект ВОСР.

Революция в России сработала не как детонатор мировой революции, на что явно рассчитывали большевики, а ровно наоборот - как профилактическое средство.

Итоги революции и гражданской войны в России стали неприятным сюрпризом для большинства европейских властей и США.

Вместо раскола России на множество республик под властью разных политических сил, возник Советский Союз - сильное государство с централизованным управлением, единой армией и опасными для капитализма идеями. И с явными намерениями распространять эти идеи за рубежом.

Осознав, что случилось, власти США и европейских стран начали принимать меры по предотвращению российского сценария у себя.

В США это привело к улучшению условий труда и развитию социальных программ. И связь этих преобразований с революцией в России самая прямая. Известно, что президент Рузвельт на одной из встреч с банкирами и промышленниками прямо заявил, что если они не пойдут навстречу профсоюзам и не выделят средств на определенные госпрограммы, то получат социалистическую революцию в США. Аргумент оказался вполне убедительным и американский истеблишмент согласился с предложениями президента.

В Европе пошли другим путем и помогли прийти к власти Гитлеру, потому что он активно боролся с немецкими коммунистами и до поры до времени считался "меньшим злом". Правящая верхушка Великобритании и Франции считала, что Гитлер справится с немецкими коммунистами и тем самым ликвидирует угрозу со стороны рабочего движения для всей Европы. Гитлер действительно справился. Правда после этого сам превратился в угрозу, для борьбы с которой Великобритания была вынуждена даже помогать СССР, то есть тем самым коммунистам, для борьбы с которыми первоначально поддерживали Гитлера.

Таким образом, возникло два основных метода по предотвращению социалистических революций:

Первый - развитие социальных программ и учет мнения профсоюзов с целью снизить уровень напряжения в обществе, особенно в среде пролетариата, который всегда был опорой коммунистических партий.

Второй - поддержка режимов, ведущих эффективную борьбу с коммунистическими движениями. Такие режимы после Второй мировой создавались и поддерживались по всему миру - в Латинской Америке, Азии, Африке. Не исключено, что именно из соображений борьбы с коммунизмом оставили в покое генерала Франко, хотя он не совсем вписывался в послевоенный европейский порядок.

Был и еще один способ борьбы с распространением коммунистических идей - агитация и пропаганда.

Западные газеты, а позднее и телеканалы принялись создавать в обществе образ ужасной советской России, страшного Ленина, страшного Сталина, страшного Дзержинского и их последователей. Возникло даже понятие "красные под кроватью" - его первоначально ввели как характеристику для британских обывателей, убежденных в том, что кругом прячутся советские агенты.

Все эти меры в комплексе сильно затормозили распространение коммунистических идей, особенно в Европе и США.

Нечто подобное сегодня можно наблюдать на Украине.

События в Донбассе вызвали похожий комплекс защитных мер со стороны Киева:

1) Общество запугали примером Донбасса (начнете выступать против майдана - получите войну и будете сидеть в подвалах);

2) Снизили накал "дерусификации", чтобы не провоцировать общество (свернули первоначальную активность по борьбе с русским языком);

3) Начали поддерживать или по крайней мере смотреть сквозь пальцы на организации и формирования типа Азова, которые ведут борьбу с противниками майдана, сторонниками федерализации и сочувствующими Донбассу.

Как Донбасс в масштабах Украины, так и революция 1917 года в мировом масштабе спровоцировали защитную реакцию со стороны властей, для которых развитие событий по сценарию Донбасса и России соответственно стало представлять угрозу.

Буржуазия, как и всякий живой организм, начала быстро вырабатывать иммунитет по отношению к тому, что представляло опасность.

Примечательно, что в случае с Донбассом выработкой иммунитета занялась не только украинская, но и российская буржуазия, для которой развитие народовластия, пусть даже в зачаточном виде, стало крайне нежелательно.

Можно также вспомнить физический принцип "действие равно противодействию". Конечно, в социальной среде этот принцип работает не совсем так, как в физической, но тоже работает.

Таким образом:

Социалистическая революция 1917 года в России вызвала реакцию со стороны западной буржуазии, которая применила целый ряд приемов активной защиты, выработала иммунитет (в том числе за счет повышения социальной защищенности населения в своих странах, что немаловажно) и в результате установился своего рода баланс, когда распространение коммунистических идей прекратилось, а затем началось обратное движение.

Западная буржуазия сперва остановила наступление советской системы, а затем перешла в контрнаступление и добилась победы над СССР.

При этом отдельного рассмотрения заслуживает один важный эффект:

3. Социалистическая эволюция.

Выше было указано, что одним из методов предотращения российского сценария 1917 года в странах Запада стали уступки профсоюзам и развитие социальных программ с целью снижения социальной напряженности в обществе и как следствие снижения популярности коммунистических идей.

Это было важно и для антисоветской агитации, чтобы можно было авторитетно заявлять, что жизнь в капстранах комфортнее, условия труда лучше, продукты доступнее и далее по списку.

Капиталистическая система начала конкурировать с социалистической и по законам конкуренции была вынуждена делать свой продукт (то есть уровень жизни и условия труда) лучше.

Конечно, недостатки капсистемы, как и обычного рыночного продукта, можно было компенсировать эффектной упаковкой и грамотной рекламой - и это тоже делалось. Но без реального улучшения продукта (то есть уровня жизни и условий труда) обойтись было нельзя.

Таким образом, капсистема под влиянием своего конкурента - социалистической системы - начала активно эволюционировать.

Эволюция капсистемы пошла в сторону роста социальных гарантий, развития социальных программ, то есть - в сторону социализации.

Капитализм пошел на сближение с социализмом.

Ярким примером страны, в которой капитализм стал едва ли не более социалистическим, чем социализм в СССР, стала Швеция, про которую даже советское руководство говорило, что настоящий социализм именно там.

Можно сказать, что избегая социалистической революции, западный мир встал на путь социалистической эволюции.

И это вполне закономерно, потому что если преобразования неизбежны, выбрать можно лишь путь, по которому они пойдут - либо революционный, либо эволюционный.

Либо своевременные реформы, либо... управлять по-старому до тех пор, пока не возникнет революционная ситуация, когда управлять дальше по-старому уже невозможно и остается только делать ноги.

Осознав неизбежность социалистических преобразований, власти западных стран приняли решение, что лучше заниматься этими преобразованиями самостоятельно, сохраняя контроль над обществом, нежели сидеть и ждать, когда огонь революции полыхнет в их странах и затем тушить пожар с неясными шансами на успех.

В результате, социализм все-таки получил распространение в мире, только не в такой степени и не в такой форме, как предполагали большевики. Распространение социализма получилось очень дозированным и оказалось под контролем той же самой буржуазии, которая как дала социальные гарантии своим гражданам, так и начала забирать их назад, добившись ликвидации СССР.

Так мировой революции и не случилось.

И по иронии судьбы одной из причин, по которой не случилось мировой революции, стала социалистическая революция в России, которая спровоцировала буржуазию Европы и США на выработку контрмер, в том числе на управляемую социалистическую эволюцию как альтернативу (или правильнее сказать суррогат) революции.

За счет управляемой социалистической эволюции в капстранах было снято напряжение, снижена популярность коммунистических идей и революционная ситуация в мировом масштабе так и не сложилась.

Но то, что революционная ситуация не сложилась в 20-м веке и революция 1917 года в России не стала запалом мировой революции, как ожидали большевики - не означает, что капитализм будет вечен и мировой революции не случится впредь.

Впрочем, это уже совсем другой разговор...

Европа, США, Россия, СССР

Previous post Next post
Up