Недавно в Мюнхене прошла конференция по международной безопасности. Участники конференции почти в один голос говорили о международном терроризме как о главной угрозе.
Но у меня по этому поводу возникает вопрос:
А что, разве международные террористы за последние 100 лет развязали десятки войн, включая две мировых?
Разве международные террористы бомбили Белград, Триполи и Фаллуджу?
Неужели самое страшное, что происходит в мире - дело рук террористов?
Даже если поверить, что здания ВТЦ взорвали террористы, то развязанные после этого войны, мотивированные борьбой с терроризмом, унесли в сотни (!) раз больше жизней, чем сам терроризм.
Да и в Сирии воюют не столько террористы, сколько обычные наемники, а террор - это просто часть ведущейся войны. При этом ИГИЛ и фронт ан-Нусра - вообще не самостоятельные формирования, а порождения тех, кто на самом деле развязал эту войну.
Террор - лишь часть войн, один из методов, к которым прибегают некоторые стороны конфликтов. А международный терроризм - это порождение отдельных государств, которые считают его эффективным инструментом своей политики.
Настоящая угроза международной безопасности совсем в другом.
Чтобы понять, что угрожает нашему миру, нужно вернуться в недалекое прошлое и вспомнить, на чем была основана международная безопасность после Второй мировой войны.
По итогам Второй мировой страны-победители - СССР, США и Великобритания договорились о создании ООН - международной организации, в ведении которой должны находиться вопросы войны и мира, вопросы военных конфликтов.
Учредителями ООН и постоянными членами совета безопасности - высшего органа в этой организации - стали соответственно СССР, США и Великобритания, к которым присоединились (вернее были приглашены присоединиться) Франция и Китай.
При этом нужно понимать, что ООН и совет безопасности - это лишь площадка для дискуссий, форум. ООН не имеет собственной армии, способной обеспечивать мир, останавливать конфликты и разводить по углам крупных противников.
Миротворческий контингент ООН весьма невелик и может вмешиваться лишь в небольшие конфликты слабых и технически отсталых стран.
Мировая стабильность и безопасность после Второй мировой войны обеспечивалась вовсе не миротворческими силами ООН, а балансом сил СССР и США, вернее балансом сил НАТО и Варшавского договора.
Великобритания и Франция входили в НАТО, а Китай длительное время не обладал достаточно большой военной силой чтобы вмешаться в мировой баланс.
Баланс сил включал в себя несколько составляющих: силы ядерного сдерживания (угроза взаимного уничтожения СССР и США в случае глобального ядерного конфликта) и баланс обычных (неядерных) вооруженных сил в Европе между Западом (НАТО) и Востоком (Варшавским договором).
Это значит, что на агрессивную политику НАТО страны Варшавского договора могли дать симметричный ответ, причем не обязательно применяя ядерное оружие.
Очень важно именно то, что СССР и другие страны Варшавского договора могли дать отпор НАТО (США), не применяя ядерное оружие.
Ядерное оружие - это крайняя мера, предусмотренная на случай ядерного удара с другой стороны. Отвечать ядерным ударом на неядерную агрессию нельзя, поскольку это не сомасштабный ответ, ведущий к ответному ядерному удару и вероятному взаимному уничтожению сторон.
Поэтому реальным механизмом взаимного сдерживания были не ядерные средства, а обычные вооружения.
И этот механизм работал на практике. На агрессивные действия США в том или ином регионе СССР отвечал поставкой вооружений противникам США и направлял в регион конфликта своих военных специалистов.
Именно так было во Вьетнаме.
Мир держался на балансе сил двух больших лагерей - западного и советского.
И каждая страна в мире могла искать защиту от США у СССР и наоборот.
И это работало на практике.
Система не была идеальной, хотя бы потому, что не исключала военных конфликтов полностью, но в целом мир был стабилен и обе стороны - СССР и США были ограничены в своих действиях по захвату и смене режимов в других государствах. А когда все-таки решались на это, то несли ответственность, что немаловажно.
Но в 1991 году отстроенная после Второй мировой войны система безопасности оказалась сломана. Одна из двух системообразующих частей этой системы - СССР и Варшавский договор перестали существовать.
В результате, в последние 25 лет США (НАТО) практически не ограничены в своем расширении и свободны в проводимой политике. Никто, кроме Китая и России не в состоянии эффективно противостоять планам США по смене режимов в других странах. Однако Китай ведет политику невмешательства в дела за пределами своих границ, да и Россия до последнего времени придерживалась такого же подхода.
США оказались в ситуации безнаказанности за свои действия в отношении других государств.
А безнаказанность, как известно, порождает безответственность.
В конечном итоге США начали проводить безответственную политику и в своем стремлении распространить военное и политическое влияние на весь мир дошли до российских границ.
Вообще, США и в прошлом не отличались ответственностью и скромностью на международной арене, но до 1991 года их прямо или косвенно мог призвать к ответу Советский Союз, подрезая время от времени крылья "вашингтонским ястребам" и недвусмысленно указывая на совершаемые ими преступления.
Россия после 1991 года ничем подобным не занималась.
Совершенно естественно, что в ситуации безнаказанности и отсутствия сдерживающих факторов, США потеряли всякую меру в реализации своей политики и дошли до того, что начали использовать международный терроризм как инструмент по решению геополитических задач.
Именно США со своими партнерами порождают и поддерживают международный терроризм.
Причем Сирия - далеко не дебют.
Порождать и развивать международные террористические организации США начали еще с 80-х годов, поддержав афганских моджахедов, которые впоследствии создали Талибан и Аль-Каеду.
Далее были теракты 11 сентября, вторжение в Афганистан, Ирак, война в Ливии, события на Украине.
В итоге, террористические организации, созданные при поддержке и в соответствии с планами США, выросли до уровня квазигосударства ИГИЛ, последовательно поглощающего Сирию и Ирак, обеспечивающего миллионы беженцев для Европы.
И если все останется по-прежнему, то мир будут сотрясать новые теракты, будут появляться новые террористические организации и квазигосударства, а число беженцев будет постоянно расти.
Даже если предположить, что Россия добьется уничтожения ИГИЛ на территории Сирии, впоследствии там возникнет другое террористическое квазигосударство. Да и сам ИГИЛ может запросто переместиться из Сирии в другие страны. Он и так занимает часть территории Ирака, а если покинет Сирию - двинется в Афганистан.
Нужно понимать, что истинная угроза международной безопасности - это не ИГИЛ и подобный ему терроризм.
ИГИЛ и международный терроризм - это производные, а причина их возникновения - американская политика в ситуации безнаказанности, безответственности, в отсутствии сдерживающих факторов.
Истинная угроза международной безопасности - это американские национальные интересы без границ, без моральных и политических ограничений.
И пока американские национальные интересы не будут возвращены в те или иные границы, пока США не начнут нести ответственность за свои действия, пока их политика не будет ограничена тем или иным образом, международной безопасности не будет.
Конечно, восстановить СССР в прежнем виде нельзя.
Но функцию, которую выполнял СССР, восстановить можно.
Для этого Россия и еще ряд стран должны пересмотреть свои отношения с США и странами НАТО, должны создать военно-политический противовес. И экономический тоже.
Впрочем, есть и другое решение - ликвидация США или потеря Штатами роли мирового гегемона.
Но можно поступить совсем просто:
Ничего не делать и точить лясы о международном терроризме как о главной угрозе. И тогда жизнь сама через некоторое время приведет мир к новому балансу сил. Правда для достижения этого баланса миру может потребоваться новая мировая война.