На протяжении трех дней весь "цивилизованный мир" скорбил по погибшим в Париже, словно у каждого там были если не родственники, то знакомые, а если не знакомые, то хотя бы знакомые знакомых.
На множестве сайтов размещались французские флаги, фейсбук предлагал даже в знак солидарности раскрашивать аккаунты соцсети в цвета французского триколора.
Нет, ничего плохого в этом, конечно же, нет. Не подумайте, что я кого-то отговариваю от такого. Хотите поддержать французов, проявить сочувствие, солидарность? Да пожалуйста!
Но только напомните мне, а разве этот самый "цивилизованный мир" проявлял такую же солидарность, такое же сочувствие, такое же сопереживание по случаю каждого крупного теракта?
Разве каждый раз рисовали повсюду флаги той страны, где случился теракт, несли цветы ко всем посольствами? Или не всегда?
Потерпевший крушение в Египте российский аэробус трогать не будем, там все-таки не сразу возникла определенность, теракт это или нет. Подтверждение того, что на борту произошел взрыв, появилось только вчера.
Давайте лучше вспомним про случаи, когда с самого начала было ясно, что имеет место именно теракт.
Самый яркий пример последних лет - 2 мая в Одессе.
Может быть я что-то пропустил, но не припоминаю такой волны сочувствия по всему миру, как в этот раз. Тем более не припоминаю такой реакции европейских политиков, не припоминаю слов осуждения, требований наказать виновных, требований сплотиться для борьбы с проявлениями нацизма и фашизма, выступлений против политических репрессий и линчевания представителей оппозиции.
В чем же дело? Может быть в Доме Профсоюзов было недостаточно погибших?
Тогда давайте вспомним Норд-Ост, тем более, что его в последние дни часто сравнивают с атакой на парижский зал Батаклан. В теракте "Норд-Ост" погибло по разным данным от 130 до 170 заложников - примерно столько же, сколько в Батаклане.
Напомните мне, разве в 2002 году Европа так же, как в прошедшие выходные, рисовала российские триколоры, молилась за Россию и осуждала терроризм?
Можно вспомнить теракт в Беслане, в 2004 году, тогда в результате теракта погибло более 300 заложников, в том числе 186 детей.
Но что-то мы все про Россию...
Давайте посчитаем, сколько терактов за последние 10-15 лет было в Сирии, Ираке, Афганистане, Пакистане, Ливане...
Можете назвать их количество и три-пять самых крупных, с годами и числом жертв?
Готов спорить, большинство имеет самое отдаленное представление о том, сколько терактов за последнее десятилетие случилось в перечисленных странах и какой был самым крупным из них.
Да и я вам этого навскидку не скажу. Хотя чуть-чуть следил за новостями и знаю, что теракты там случались очень регулярно, порой по 2-3 в день, а число жертв каждого исчислялось десятками, иногда превышало сотню человек. Если же посчитать, сколько всего людей погибает в ходе терактов в Ираке, Сирии и Афганистане - получится больше тысячи в год.
Но... никто или почти никто не раскрашивает свои аккаунты в соцсетях в цвета афганского или сирийского флага, никто не предлагает помолиться за Ирак, никто не складывает горы цветов перед посольствами этих стран и очень немногие задаются вопросом, кто и почему совершает там теракты, откуда там возник терроризм и кто в этом виноват.
В чем же дело?
Почему такая выборочная скорбь?
А дело в том, что европейцы предпочитают оплакивать своих. Жители Ближнего востока для них чужие. И жители России для европейцев тоже в общем-то чужие. Да и жители Украины тоже. Это сами украинцы думают, что они "цэ Европа", а для европейцев они, как метко высказался один британский политик - "a kind of russians", что переводится как "разновидность русских".
По своим, скорбят по своим.
И шокирует европейцев исключительно убийство европейцев. Ну и еще американцев. А когда убивают русских, украинцев, не говоря уже про арабов и африканцев - это воспринимается очень отстраненно. Не трогает. Или трогает, но совсем чуть-чуть, очень издалека.
И дело тут не только в менталитете европейцев, хотя и в нем тоже. Дело в том, что информацию о терактах европейцы узнают из... правильно, из европейских СМИ.
Или из мировых СМИ - читай американских.
И те самые мировые СМИ никогда не будут три дня держать на первых полосах теракт в России или на Украине. А теракты в Ираке, Афганистане, Сирии и других странах "третьего мира" вообще проходят мелкими сообщениями на второй полосе, да и то не каждый раз.
Здесь тот самый случай, когда спрос и предложение взаимно усиливают или наоборот понижают значимость того или иного события.
Когда происходит теракт в Европе - тут и сама аудитория создает спрос на информацию, что подталкивает журналистов писать об этом, и редакционная политика тоже требует уделять этой теме больше внимания, что подогревает аудиторию и не дает теме сойти с полос. Это называется положительная обратная связь.
Когда же происходит теракт в России, а тем более на Ближнем востоке - это и для европейской аудитории не очень интересно и редакционная политика европейских СМИ тоже не требует заострять внимание. Это называется отрицательная обратная связь.
В одном случае - резонанс, в другом - затухание.
Вот так и получается выборочная скорбь.
Но люди-то в терактах гибнут одинаковые - все хотели жить, все стоили какие-то планы, у большинства остались семьи, родственники, друзья... а внимание к их смерти очень-очень разное. Про одних весь "цивилизованный мир" охает и ахает три дня подряд, рисует повсюду флаги их страны, несет цветы. А про других... никто за пределами их стран даже и не вспоминает.
И возмездие тоже бывает очень разное. Отомстить за одних отправляют тяжелые бомбардировщики, а за других, таких же в общем-то людей, тоже хотевших жить...
К чему я все это написал?
Да к тому, что мы обычно переживаем о том, про что нам рассказывают СМИ. А про множество других трагедий, историй и катастроф - даже не узнаем.
Нажал на кнопку - и вот она, мировая скорбь.
Нажал на другую - и вот оно, возмездие.
СМИ. Нашей скорбью и нашим возмездием управляют СМИ.