Не прошло и ста лет... впрочем, нет - ровно сто лет как раз и прошло с момента появления картины Казимира Малевича "Черный квадрат". Сто лет искусствоведы и просто любители черной краски живописи спорили о смысле квадрата и о том, что хотел сказать миру маляр художник этой своей работой.
И вот, на столетие Черного квадрата тайна наконец-то раскрыта.
Да не одна, а целых три!
Как выяснилось в результате флюорографии исследований, под слоем черной краски скрываются две других картины.
Вообще, гипотеза о картине, скрывающейся под черным квадратом, существовала давно, но раньше считалось, что она там одна. А оказалось - две.
Третья тайна, которая открылась ученым - это надпись, по всей видимости авторская. И надпись эта - хотите смейтесь, хотите нет, гласит - "Битва негров в темной пещере".
Ну как тут не вспомнить старый анекдот:
Отправил Василий Иванович Петьку учиться в художественное училище, через месяц Петька возвращается и говорит, что всему научился. Василий Иванович просит показать. Петька берет полотно и закрашивает черной. "Что это?" - спрашивает Василий Иванович. "Картина" - отвечает Петька, - "Негры ночью воруют уголь".
И вот ведь как оно обернулось - в шутке про картину "Негры ночью воруют уголь" оказалась лишь доля шутки.
Кстати, не удивлюсь, если когда-нибудь выяснится, что анекдот родился в среде художников, знавших Малевича и осведомленных, либо подозревавших о секретах Черного квадрата.
Некоторые наверное уже подумали, что я просто шучу или издеваюсь. Вовсе нет. Читайте сами -
сообщение Интерфакс.
Специалисты сделали предположение, что Малевич нарисовал свой "квадрат" по мотивам полотна француза Альфонса Алле, написанного в 1882 году и названного "Битва негров в темной пещере глубокой ночью".
Альфонс Алле - французский журналист, эксцентричный писатель и чёрный юморист. Нарисовав "Битву негров", Альфонс Алле просто пошутил в типичном для себя стиле. Как сказали бы сегодня, потроллил почтенную публику, в первую очередь художников.
Но работа Альфонса Алле, хоть и опередила Малевича, не получила столь широкую известность. Может быть она опередила свое время и мир еще не был готов к тому, чтобы восхищаться супрематизмом, да и понятия такого в конце 19-го века не существовало. И абстракционизм не был в моде.
Может быть все отнеслись к работе Альфонса Алле, известного писателя и юмориста, как к рядовой шутке.
А вот работу Малевича восприняли всерьез. Она оказалась создана в тот момент, когда авангардизм и кубизм вошел в моду, когда появился супрематизм как особая разновидность абстракционизма. Кстати, основоположником супрематизма считается именно Малевич и это тоже сыграло свою роль.
Но откуда тогда взялись два изображения под черным квадратом и в чем их смысл?
Могу предположить, что первоначально Малевич собирался нарисовать нечто более сложное, чем простой черный квадрат, но замысел не удался. Первоначально задуманная картина показалась автору неудачной. Такое бывает, даже у самых больших мастеров. Ну не вышел задуманный мастером изначально каменный цветок. Или вышел, но не так, как хотелось. Другие может быть восхитились бы, а Малевич остался недоволен собой. Нечто подобное было у Ван Гога, когда тот отрезал себе ухо. А Малевич... просто взял и закрасил черной краской неудавшуюся работу. Точнее сразу две работы, неудавшихся подряд. Ну расстроился автор. Может быть настроение было плохое, работа не шла, раздражение накопилось...
Взял и закрасил черной краской предыдущую картину.
А потом посмотрел... да пусть вот так и будет!
Очень абстрактно получилось, очень супрематично. Концептуальный такой квадратик. Наподобие работы Альфонса Алле, только лучше.
В таком виде Малевич и выставил свой Черный квадрат.
А за последующие сто лет искусствоведы и просто любители черной краски живописи напридумывали вокруг картины множество такого, о чем сам Малевич даже и не думал в момент ее появления.
Лично мне нравится следующее объяснение картины:
Черный квадрат символизирует собой завершение эпохи живописи, которая на протяжении веков являлась способом запечатлеть окружающий мир таким, какой он есть - в портретах, пейзажах, натюрмортах. Но с появлением фотографии, которая позволяет быстро и точно зафиксировать мир "как есть", а главное позволяет сделать это каждому, не требуя умения рисовать - функция живописи по изображению реального мира завершилась. И черный квадрат - своеобразная точка в реалистичной живописи, отражающей окружающий мир. Черный кадр, похожий на засвеченную фотопластину.
Согласитесь, красивая интерпретация Черного квадрата.
Очень складная и логичная.
Но! Эта интерпретация появилась уже потом. А в тот момент, когда Малевич закрашивал черным свою предыдущую (неудавшуюся) работу, он скорее всего ничего подобного не имел ввиду. Он был раздосадован, раздражен и наверное просто устал в тот день рисовать.
Вот Гоголь сжег второй том Мертвых душ и этот его поступок вошел в историю. Жаль только пепел не сохранился, а то он тоже наверное выставлялся бы по всему миру и стоил не один миллион, превратившись в некий символ.
А Малевич свою неудачную работу не сжег, не порвал, а ровно и аккуратно закрасил черным. Так появился знаменитый Черный квадрат.
Или, как назвал ее сам автор - "Битва негров в темной пещере".
И в итоге получилось, что права была не армия искусствоведов, породившая за прошедшие сто лет массу трактовок и объяснений Черного квадрата. Ближе всего к первоначальному смыслу картины оказался обыкновенный анекдот про Василия Ивановича и Петьку - современников Казимира Малевича, что характерно.