Разыскивается Дядя Степа. Обращаться в полицию

Jun 08, 2011 23:08



Вчера на крупнейшем в Рунете стихотворном портале Стихи.ру открылся конкурс "Песня о полиции". Инициаторы конкурса - МВД России и Федеральное агентство по делам молодежи (куда же без него).

Чего хотят организаторы?

Цитирую пресс-релиз конкурса:

В связи с государственной реформой по модернизации органов МВД, возникла задача создания новых литературно-художественных образов честности, порядочности, неподкупности, добросовестного служения государству и обществу для сотрудника современной российской полиции
 Говоря проще, наша полиция хочет, чтобы современные поэты придумали нового "Дядю Степу", как это сделал для милиции в 30-е годы XX века Сергей Михалков.

И это не мои домыслы, в пресс-релизе прямо так и написано:



В 30-е годы XX века, когда аналогичная задача возникла перед советским государством, с ней успешно справился Сергей Михалков, написав легендарного «Дядю Степу».

Сама по себе, задача, наверное, правильная. Какой-то положительный образ для новой структуры был бы полезен. Но вот методы, которыми МВД и Росмолодежи пытаются решить эту задачу, вызывают самые разные сомнения.

Во-первых, я сомневаюсь, что Сергей Михалков в 30-е годы сочинял Дядю Степу именно так, в рамках конкурса-массовки. В то время существовал Союз писателей и государственные заказы выдавались уже состоявшимся, либо перспективным писателям в рамках этого союза. Подобных сегодняшнему открытых конкурсов на многотысячную аудиторию графоманов Сталин точно не объявлял.

Во-вторых, вызывает сомнение сам по себе "рецидив Михалкова". Несколько лет назад в результате подобного рецидива мы уже получили новый-старый гимн СССР, переписанный на третий раз. Но его хотя бы переписал сам автор, талантливый, в общем-то, человек. А сегодня - несколько тысяч "поэтов", далеко не всегда талантливых, примутся за сочинение нового-старого Дяди Степы. Что у них из этого получится - нетрудно догадаться. Пока что так и получается - куча поражающих воображение стихов, которыми можно запросто пугать учителя литературы.

В-третьих, объявив в качестве итоговой цели "получить Дядю Степу", организаторы почему-то назвали конкурс "песней о полиции" и поставили перед участниками достаточно жесткие условия по формату и стилю произведения. То есть, они хотят "образ дяди Степы", но чтобы это была песня и про полицию. А что? Правильно, именно так и поступают наши современные заказчики. "Хочу чего-нибудь красного, но синего". Или "Нужны семь красных перпендикулярных линий, но чтобы три из них были зелеными, а одна - прозрачная". Какого "дядю Степу" они при этом получат? Видимо красного с синим, немного зеленого, немного прозрачного и частично перпендикулярного самому себе.

Но больше всего сомнений у меня вызывает другое:

Образ "михалковского" Дяди Степы был рожден в определенной идеологической среде. В советской атмосфере. Сегодня же идеологическая среда, откровенно говоря, не та. По большому счету, идеология нынче вообще отсутствует. Есть образ коррумпированных чиновников и продажных милиционеров, от которых, видимо, МВД и пытается откреститься с помощью реформы и конкурса на "Дядю Степу". Но эти негативные образы сегодня доминируют. И поэты, которые бросились сочинять на конкурс свои стишки, находятся под влиянием этих образов. И какой у них получится Дядя Степа? Скорее всего, получится карикатурный "самый честный мент" из "Нашей Раши".

Но оставим пока поэтов в покое. Что у них получится на этом конкурсе - будем посмотреть. Времени еще целый месяц.

А мы пока обратим внимание еще на одну особенность конкурса.

В пресс-релизе от организаторов есть интересный фрагмент, цитирую:

"В 30-е годы XX века, когда аналогичная задача возникла перед советским государством, с ней успешно справился Сергей Михалков ... Он одним из первых получил дачу на Рублевском шоссе, и вполне возможно, это направление в свое время стало элитарным именно потому, что там жил Сергей Михалков"
 Вам уже нравится?

Это такой прозрачный намек, что особо прогнувшийся поэт, который доставит наибольшее удовольствие нетрудно-догадаться-кому, может рассчитывать на теплое местечко на рублевке... Забавно?

В какой-то степени оно логично. Задача серьезная, должна быть серьезной и награда. Но! В нормальных странах в таких случаях объявляется крупный призовой фонд. Крупный, но вполне конкретный. А у нас все какими-то намеками. Намекнули на дачу на рублевке, но конкретных обещаний давать не стали. Видимо, потом решат, давать или нет. Посмотрят на поведение поэта...

Вот такой у нас получается конкурс. Странноватый. Как и вся реформа.

И еще, чуть не забыл: одна из странностей конкурса - время модерации. Работы, присылаемые авторами, проходят проверку и публикуются только после одобрения модератором. Так вот: по моим наблюдениям (по времени появления работ в списке), модерация проводится с 15:00 до 01:00 мск. Надо полагать, проверку работ осуществляет какой-нибудь студент-фрилансер после занятий. Это к вопросу о серьезности конкурса.

Так что, самым серьезным на этом конкурсе пока остается фраза "дача на рублевке" и... может быть еще хорошо известная в жж фамилия Кристины Потупчик, которая входит в конкурсную комиссию.

Посмотрим, какой из всего этого добра родится "полицейский Дядя Степа" - великий или ужасный.

P.S.: По мере поступления работ на конкурс самые выдающиеся как в прямом, так и в переносном смысле буду указывать в своем журнале. Так что, будем следить за событиями.

Полиция, Поэзия

Previous post Next post
Up