Коррупция в России - это уже не только не новость, эта тема постепенно становится такой же избитой как дороги, дураки и пьянство в гаражах.
Это стало уже чем-то обыденным. Все знают, что чиновники воруют. Каждый второй ворует и не стесняется, а каждый первый покрывает второго и поговаривают, что тоже приворовывает, только втихаря.
Честного чиновника стало трудно найти даже не потому, что таких нет, а потому что в них трудно поверить. Вот посмотришь на какого-нибудь чиновника - вроде бы и автомобиль скромный, и живет в хрущевке, и часы недорогие... по всем признакам вроде бы должен быть честным, а поверить все равно уже трудно. Потому что воруют чаще, чем не воруют. Ворующий чиновник - дело обычное, а честный - уже чудеса.
Думаете я преувеличиваю?
Про арест губернатора Сахалина слыхали?
Задержан по подозрению в получении взятки 5.6 млн. долларов (около 300 млн. рублей по курсу). При обыске найдено наличных денег и драгоценностей на сумму более 1 миллиарда рублей. Вывезено больше 100 килограмм наличности.
Вы представляете себе этот объем?
Думаете он все это за один день наворовал? Много лет честно работал, а тут вдруг раз - и сорвался. И сразу миллиард.
Не бывает такого чтобы человек честно работал много лет и у него весь дом внезапно оказался деньгами забит. Не бывает такого, чтобы честному чиновнику сразу миллиард предложили. А если и бывает, если честный человек не выдерживает давления и берет взятку, то он ее прячет и сидит-боится. И уж точно честный человек не будет затаривать свой дом ювелирными изделиями и десятками килограмм денег.
Кстати, я думаю у Хорошавина еще не все нашли. Если у него миллиард наличных обнаружили, то наверняка и на счетах не меньше лежит. И не обязательно на его имя. На жену, на других родственников могут быть открыты счета, недвижимость тоже наверняка покупал, бизнес наверняка есть - и у него самого, и у родственников.
Но самое главное, что не один Хорошавин такой.
Возможно, губернатор Сахалина воровал больше и наглее коллег, хотя тоже не факт, но совершенно точно не он один.
И губернаторы, и министры, и главы департаментов - повсеместно воруют. Просто одни делают это очень аккуратно, а других покрывают родственники, друзья и подельники в контролирующих органах, а также на более высоких постах.
Коррупция - она как плесень, распространяется во все стороны.
Если начальник департамента, министр или губернатор начал воровать - через несколько лет воровать будет как минимум половина ведомства.
Причина распространения коррупции - это не только жадность. Это еще и принцип "делай как я". Начальник подает пример подчиненным. При этом воровать становится проще, чем не воровать.
Вот смотрите: есть начальник, у него несколько помощников и заместителей. Если начальник начал воровать, кто-то из помощников и заместителей узнает наверняка. Узнал, что начальник ворует - нужно либо стучать на него, либо воровать самому. При этом у нас в стране со стародавних времен считается, что стучать еще хуже, чем воровать. Само общество скорее простит воровство, чем донос на начальника и коллег.
Стучать - небезопасно с одной стороны (могут уволить, а могут и хуже), не приветствуется в коллективе - с другой. И не только в коллективе. Друзья, родственники, знакомые - тоже скорее поддержат воровство, чем донос. Скажут "тебе что, больше всех надо?". Скажут "вот дурак!".
Можно, конечно, сидеть и помалкивать. Но самое простое - последовать примеру начальника и воровать вслед за ним.
Угадайте, какой процент подчиненных последует примеру ворующего начальника?
От 50% до 100%
Общество, в котором доминирует культ потребления, в котором богатство считается признаком успеха независимо от его происхождения, общество потребления и капитала - само поощряет коррупцию.
Сначала начинает воровать один - тот, кто в силу моральных качеств наиболее расположен к этому. Либо тот, кто может заткнуть свою совесть аргументами типа "у меня пятеро детей, их надо кормить". За ним начинает воровать второй. Потом третий. Постепенно воровать начинает большинство.
А с теми, кто так и не начал воровать - угадайте, что в конечном итоге будет. Их уволят или переведут в другое ведомство. Потому что ни начальнику, ни коллегам не выгодно чтобы среди них работали честные люди. Потому что это потенциальная угроза. Потенциальные стукачи. Да и вообще, совесть теребят своей честностью. То ли дело, когда воруют все - никто не сдаст. И для совести прекрасная отмазка, всегда можно самому себе сказать "я как все", "не мы такие - жизнь такая".
Вот и считайте, какой процент чиновников Сахалина ворует, если их губернатор дошел до миллиардов, которые пачками по всему дому лежат.
Сколько лет Хорошавин ворует? Лет десять минимум.
Начинал наверное как обычно, с простых подарочков. Большинство коррупционеров начинает одинаково. Авторучку за десять тысяч подарили - что такого? Сущая безделица. Десять тысяч рублей. Да сам себе мог бы купить, но подарок же - нельзя отказываться, неправильно поймут. Потом телефон за тридцать. Потом часы за сто. Потом надо было хорошему человеку, другу, однокласснику, помочь проект продвинуть. А он отблагодарил. "А что? Ну не взял бы я этот миллион - он бы другому отдал, а со мной бы потом разговаривать не стал, друга бы лишился."
Воровать начинают не с миллиарда. Воровать начинают с десяти тысяч, с тридцати, с сотни. Это как в бизнесе. Начинала фирма с уставным капиталом шесть тысяч рублей, выросла до сети магазинов с оборотом несколько миллионов в день. Тут главное на выгодную тему сесть. Попасть на финансовый поток.
Государственные структуры с их бюджетами - это очень большой финансовый поток, особенно в стране, где доля государства в экономике весьма велика. А если учесть, что государственные структуры решают вопросы связанные с землей, недвижимостью и другими ресурсами, стоимость которых в сотни раз превышает размеры бюджетов, а за нужное решение будущие собственники готовы отстегнуть некоторый процент стоимости...
Получается финансовый поток, превышающий весь государственный бюджет.
Кажется невероятным?
Ну считайте. Если больше половины чиновников ворует, причем размер коррупционного дохода у них превышает официальную зарплату иногда в разы, а иногда в десятки и сотни раз - что получается? Получается, что воруется никак не меньше государственного бюджета.
В результате, в России есть два бюджета - один официальный, а другой теневой.
И теневой в несколько раз больше.
Но и это еще не все.
В результате действия коррупционеров не только снижается эффективность экономики и огромные средства уходят в тень. Коррупционеры делают нерентабельным честный бизнес и выводят огромные активы из производственной сферы в непроизводственную.
Вот что губернатор Сахалина купил на ворованный миллиард?
Станки? Заводы? Производственные линии?
Он купил золото и ювелирные изделия, а часть денег просто сложил в виде наличности. И не он один так поступил. Другие поступают точно так же. Предметы роскоши, наличные, дорогие автомобили (зарубежные, разумеется), недвижимость, земля (тоже зачастую зарубежная).
Даже если коррупционер покупает недвижимость в России, то это как правило элитная недвижимость, которая никому кроме его семьи никакой радости не приносит. А если покупаются гостиницы и бизнес-центры, то исключительно в тех местах, чтобы потом доить арендаторов за счет высоких ставок аренды. Если магазины - тоже какие-нибудь элитные, по продаже дорогих автомобилей, ювелирных изделий, разные шубохранилища и тому подобная ерунда.
Вот что на свои "кровные" купила Васильева, которая уже больше года лепит отмазки о том, как она эффективно работала в Оборонсервисе? Квартиру в Москве на 13 комнат, те же ювелирные изделия и прочую элитную требуху.
Из всех коррупционных дел не помню ни одного чтобы чиновник наворовал денег и вложил их в производство. Ни одного Деточкина или Робин Гуда среди наших коррупционеров я еще не встречал. Зато загородные особняки, квартиры-дворцы, представительские автомобили, золото и десятки килограмм наличности - у большинства.
Еще один эффект коррупции - некачественные или вообще невостребованные продукты и услуги.
Попробуйте ответить - будут ли проверять качество товаров и услуг, если поставщик сделал откат? Ведь если качество не соответствует, то сделку нужно будет отменить, а деньги вернуть. А будет ли чиновник возвращать откат? Нет, конечно. Он лучше подпишет акт приемки, не проверяя качество. Более того - акт приемки обычно подписывается в момент получения чиновником денег, а поставка осуществляется уже потом. Угадайте, будет ли коммерческая фирма поставлять качественный товар или оказывать услугу, если акт приемки уже был подписан? Зачем?
Если акт приемки подписан еще до того, как осуществлена поставка, то сама поставка будет либо неполной, либо некачественной, либо ее не будет вообще.
И не надо удивляться, если вы видите, что асфальт кладут прямо в лужу, под снегом или дождем. Это почти наверняка означает, что работы давным-давно уже приняты и рабочих просто послали забросать ямы асфальтом для видимости. А могли и вовсе не посылать.
Иногда осуществляются госзакупки абсолютно ненужных вещей.
Такой была история с турникетами в московский транспорт. Поставили их или нет, не знаю, но была интересная публикация - расчеты показали, что стоимость турникетов выше, чем потери на безбилетниках. Кроме того, турникеты в автобусах (да-да, прямо внутри автобусов должны были ставиться турникеты) создают неудобства для пассажиров и сокращают их число, то есть не увеличивают, а наоборот снижают выручку транспорта. Но их закупали. Потому что оборудование дорогое, уникальное, едва ли не единственный поставщик был. Конкурс прошел как надо, чиновники получили откат.
Ради получения отката в миллион чиновники готовы закупить на десятки миллионов совершенно ненужный хлам чтобы он потом был банально списан или распродан с дисконтом. А если этот хлам кто-то попробует использовать - это обернется только дополнительными расходами для государства или муниципалитета. Или для граждан.
Честный бизнес в стране победившей коррупции тоже практически невозможен.
Честный бизнес в России постепенно становится таким же исключением и чудом как честные чиновники.
Причина проста - все доходные места и "темы" разбираются коррупционерами и их друзьями (родственниками, знакомыми, одноклассниками) между собой. И если вы думаете, что коррупционеры делят доходные места между своими знакомыми чтобы те потом честно работали и приносили пользу обществу - вы очень ошибаетесь. Получая доходные места и "темы", бизнесмены будут доить арендаторов, покупателей, клиентов, чтобы сперва компенсировать те миллиарды, которые они раздали чиновникам, а потом заработать вдвое больше для себя. Элементарное самолюбие не позволит бизнесмену купить автомобиль дешевле, чем у чиновника, который купил свой автомобиль на полученные от этого бизнесмена деньги.
В результате образуется "гонка за роскошью". Бизнес не может себе позволить жить скромнее чиновников, живущих за его счет, а чиновники хотят жить не хуже бизнеса, который, как они считают, работает только благодаря их разрешениям, подписям и печатям.
И все дома, квартиры, машины, вся роскошь, как российская, так и зарубежная, вся "гонка собственности" между бизнесом и чиновниками оплачивается в конечном итоге простыми покупателями, потому что все затраты на взятки и откаты чиновникам, а также на дивиденды акционерам - все это заложено в цены товаров и услуг.
А честный бизнес в результате работает либо в таких узких сферах, которые просто неинтересны коррупционерам и их друзьям из бизнеса ввиду малой доходности. Либо уничтожается.
Честный бизнес уничтожается просто потому, что он своими низкими ценами создает конкуренцию тем поставщикам и магазинам, в цену которых заложена коррупция и дивиденды.
Повторяется схема департамента с ворующим начальником.
Постепенно в таком департаменте ворует большинство, а честных чиновников или увольняют или переводят подальше. Чтобы не мешали воровать.
Так же в бизнесе. Честный бизнес либо ликвидируется, либо вытесняется на задворки рынка, в узкие ниши, в места с низким потоком покупателей. С той же целью - чтобы не мешал воровать.
Коррупция - она как плесень, распространяется во все стороны.
И воровать в нашей стране начали не вчера. Воровать на госслужбе начали очень давно. Воровали еще при Брежневе. И раньше воровали. Только раньше воровали и боялись, а при Брежневе вошел в норму принцип "хорошим людям можно". При Брежневе начали прощать.
А сегодня...
Вот арестовали Хорошавина. Вот судят Васильеву.
Это единицы. Судят и увольняют в лучшем случае 1% коррупционеров. Тех, кто либо зарвался, либо поссорился с подельниками, выпал из обоймы.
А остальные - продолжают воровать.
Более того - на место арестованных приходят их бывшие заместители и помощники, которые... правильно, в большинстве случаев такие же, как предшественники. Только более осторожные, не такие наглые, во всяком случае в первый год.
Проблема борьбы с коррупцией в России в том, что она носит точечный характер. А бороться с плесенью точечными методами нельзя. Бороться надо системно. А системно власть бороться не может, потому что это будет означать борьбу с собой. Системная борьба с коррупцией в современной России обрушит всю систему управления, уничтожит так любимую президентом и так охраняемую им вертикаль.
Что же делать?
А ничего уже не сделать, только наблюдать.
Наблюдать, как коррупционная пирамида уничтожит сама себя.
Коррупция в России и весь связанный с ней бизнес имеет все характерные признаки финансовой пирамиды. Стремление чиновников жить как бизнес, а бизнеса жить лучше чиновников, их гонка за роскошью с постоянным выводом ресурсов из производственной в непроизводственную сферу, борьба за доходные места и "темы", а также постоянное снижение эффективности госаппарата в результате роста коррупции - это одна большая пирамида, которая живет лишь до тех пор, пока может расти.
А ресурсов для дальнейшего роста коррупционной пирамиды в России просто нет. Причиной тому и санкции, и состояние мировой экономики, и то, что просто уже все самое интересное разворовали, поделили и неподеленного сегодня почти нет.
Это значит, что довольно скоро российская коррупционная пирамида разделит участь финансовых пирамид прошлого - МММ, ГКО и многих других.
Только коррупционная пирамида так велика и так сложна, что она не рухнет за один день. Ее обрушение будет длительным и наверное очень болезненным, но другого выхода нам не дано. Сами-то воровать уже не прекратят. Будут воровать до последнего. До наручников. До следственных изоляторов. До лагерей.
До ареста зарубежных активов и блокировки счетов.
До национализации. До экспроприации.
И если национализация с экспроприацией запоздает, тогда до революции и войны.