Я Вам пишу!

Jan 19, 2015 02:53

В прошлом году некоторые читатели неоднократно задавались вопросом, кто оплачивает мою публицистику. Особенно часто такие вопросы возникали, когда я позволял себе критику в адрес Кремля.

Кстати, этот момент примечателен сам по себе - когда я писал про антинародную русофобскую власть в Киеве - никто не задавал вопросов, кто платит мне за публикации. Когда же аналогичные тезисы я применял к Кремлю - сразу возникали подозрения...

Ну да ладно. Логика на самом деле ясна, не буду придираться.

Хочу сегодня, а сегодня, как многие уже заметили, был особенный день, открыть тайну, почему и для чего я пишу, кем оплачиваются мои посты и хорошо ли платят за них.

Начну издалека.


Первый литературный подход у меня состоялся в достаточно нежном возрасте. Кажется, это был третий класс. Толчком к литературе стала скоропостижно закончившаяся книга Волшебник изумрудного города. Мысль о том, что история подошла к концу и далее с героями ничего не происходило - меня решительно не устроила. Что делать? Правильно - брать бумагу и продолжать. Правда хватило меня тогда ненадолго - на несколько страниц. А потом - чистить зубы и спать. А утром в школу. Так первая книга и осталась не написана.

После этого, на протяжении нескольких лет, особенного желания дописать какую-нибудь другую книгу не возникало. То ли у следующих авторов истории были завершены слишком жирными точками, не предполагавшими продолжений, то ли первый опыт, бесславно завершившийся на третьей странице, сеял сомнения в собственных силах. А может быть другие увлечения не оставляли времени для литературы.

Правда в старших классах я осуществил попытку создания независимого произведения, она продвинулась несколько дальше третьей страницы, но тоже осталась не завершена.

Первым же завершенным и достигшим читателя произведением стал написанный уже в институте перевод альбома The Wall группы Pink Floyd. Как и почему он появился - рассказывать долго, может быть вернусь к этой истории в другой раз.

Потом были разрозненные переводы, была и собственная лирика - не очень много, иногда десяток работ в год, иногда и того меньше.

В 90-е ничего из написанного нигде толком не публиковалось. Интернет тогда был экзотикой и местом обитания узкого круга специалистов. Блогов и социальных сетей тогда не было и в помине. Все распространение сводилось к раздаче друзьям, по поводу и без.

А к концу 90-х написание текстов постепенно стало моей профессиональной деятельностью. Только немного с другой стороны. Художественная литература, лирика - все это оставалось нерегулярным увлечением. А работой стало... составление технической документации, написание ТЗ и... аналитика для клиентов.

В нулевые годы моей основной работой стали интернет-проекты. А что такое интернет-проект? Это коммерческое предложение клиенту, ТЗ разработчикам, тексты на сайт, рекламные объявления, медиа-план, отчет.

Анализ, синтез, описание проблематики, составление решения. Сначала надо разобраться с бизнес-процессами клиента, потом объяснить задачу дизайнеру, удивиться результату, объяснить, что все должно быть по-другому, добиться нужного, потом объяснить клиенту, что все сделано именно так, как должно быть, а его болезненные фантазии относительно прыгающих по экрану трехмерных кнопок - это от лукавого и давайте остановимся на чем-нибудь относящемся к делу...

Примерно так прошли нулевые.

Сколько за 10 лет занятий интернет-проектами было написано заданий, отчетов и просто электронных писем - не счесть...

Впрочем, почему не счесть?

Вот он, архив - 24 916 писем отправлено с 2000 по 2006 год. В среднем 10 в день. Правда это мало о чем говорит, потому что там было от коротких сообщений из двух строк до многостраничных отчетов.

Но так или иначе - написано было немало.

А теперь переходим к самому главному вопросу - как же я дошел до ЖЖ и политической публицистики, кто мне платит за нее и зачем я все это пишу...

Если оглянуться на то, что было написано в нулевые в рамках различных интернет-проектов - это несколько тысяч текстов, которые... которые в большинстве своем никому не нужны.

Да, все написанное в рамках интернет-проектов было так или иначе оплачено. Или почти все. 5% отказников не в счет.

Но оплачено - еще не значит, что все это было нужно и тем более не значит, что оно как-то используется.

Тут дело в следующем:

Почти весь российский бизнес так или иначе сводится к тому, чтобы "сесть на тему", то есть прочно занять некоторую нишу и не подпускать конкурентов. Причем занимают ниши и обеспечивают недопущение конкурентов обычно нерыночными методами.

Приведу пример. Распространенная модель - стать эксклюзивным дилером того или иного поставщика. Это значит, что в регионе никто больше не сможет продавать продукцию этого поставщика. Как стать эксклюзивным дилером? Думаю пояснять не нужно...

Другой пример. Есть завод, выпускающий определенную продукцию. Аналогов в России нет. Потому что завод построен еще в Союзе, а плановая экономика не нуждалась в двух конкурирующих заводах, достаточно было одного. И вот работает единственный в России завод по выпуску некоторых агрегатов. Или даже не единственный в России, но единственный за Уралом. В любом случае, конкуренция минимальна. А новых конкурентов не появляется потому, что инвесторам это не слишком интересно, выгоднее заниматься недвижимостью и банковским бизнесом, а выпуск каких-то специфичных агрегатов - не слишком рентабельно. Поэтому конкурентов не появляется.

Третий пример. Открывается фирма, которая оказывает самые обычные услуги, аналогичных фирм несколько сотен. Например, турфирма. Или рекламное агентство. Да любую сферу услуг можно взять. Казалось бы, конкурентов видимо-невидимо, нужна реклама. Но... у фирмы есть несколько крупных клиентов - банки, холдинги, торговые сети или что-то подобное, которые являются клиентами "по определению", потому что у директора фирмы там знакомые работают. И все, бизнес пошел. А все остальные заказчики, которые придут по рекламе, из интернета - это мелочь, которая погоды не делает - это бонус, премия.

Можно привести еще целый ряд примеров.

В итоге, получается, что 90% фирм сидит на той или иной теме, на некотором эксклюзиве. Либо они обслуживают банк (холдинг, торговую сеть, газпром и так далее). Либо они являются эксклюзивным поставщиком чего-то куда-то и объехать их практически нельзя.

И до тех пор, пока у фирмы сохраняется эксклюзив - ее бизнес в безопасности и развивается соразмерно рынку. И ускорить это развитие методами рекламы, интернета, маркетинговыми действиями - зачастую нельзя. И наоборот, если фирма теряет свой эксклюзив, свою тему, на которой сидела - она почти наверняка закроется, потому что компенсировать потерю слона привлечением мышек (то есть набрать мелких клиентов через рекламу или интернет чтобы компенсировать ушедшего "випа") - обычно тоже нельзя.

По существу, значительная часть бизнеса России - это результат раздела экономики страны, осуществленный нерыночными методами.

Крупный бизнес - это главным образом результаты проведенной в 90-е годы варварской приватизации. Малый и средний бизнес - это уже раздел тем, финансовых и торговых потоков, заказов, точек продаж и так далее между родственниками и знакомыми.

То есть рынка, настоящего рынка, о котором говорят теоретики - его в России как бы нет. В отдельных местах и сегментах он есть, но все это носит второстепенный характер.

Соответственно, все технологии маркетинга, рекламы, продвижения товаров и услуг - это в значительной степени фикция. Блажь руководства. Либо, как вариант, способ оправдать свое существование для отдела рекламы.

Но чаще всего - блажь. Ударяет руководству в голову идея создать или обновить сайт (провести акцию, разработать рекламную кампанию, список можно продолжать) - вот только зачем это нужно, если фирма сидит на теме и обладает эксклюзивом? Потребитель все равно придет к ней за товаром или услугой, при любой рекламе или полном отсутствии таковой.

В результате, руководство заказывает какую-то разработку, кто-то ее выполняет (я или другой подрядчик или собственные штатные специалисты), руководство перечеркивает все, что сделали специалисты и требует прыгающие трехмерные кнопки, совокупляющихся смешариков и прочий бред - почему? Потому, что руководство так или иначе понимает, что этот заказ - суть блажь, заведомо лишенная смысла, но раз уж фирма заказала нечто и заплатила за это стопятьсот рублей, то заказчик должен получить некоторое удовольствие.

Фактически, большинство рекламных и Интернет-разработок в России делается для того, чтобы некоторое руководство насладилось реализацией своих странных идей на экранах телевизоров и мониторов.

Конечно, не всегда бывает так, но в большинстве случаев - так.

Так появляется, к примеру, на телеканале Вести-24 реклама арматурного завода или покрышек для автобусов. Вот какой процент от аудитории федерального канала Вести-24 составляют заказчики арамтуры или снабженцы автотранспортных предприятий, осуществляющие выбор автобусных покрышек? Одна тысячная доля процента. Эффективность рекламы близка к нулю. А ведь эту рекламу демонстрировали на всю Россию целый год, если не больше. Зачем? Исключительно для самоутверждения нескольких руководителей, которые надувались от гордости, созерцая, как их предприятие рекламируется на федеральном канале.

Именно этим я и занимался в нулевые. Только не на федеральном уровне, а в Новосибирске.

За 10 лет я выполнил примерно 300 проектов - от маленьких, по заказам небольших магазинов, до сравнительно больших, по заказам заводов, банков и холдингов.

Каждый проект - это был текст или набор текстов (а также сайт и другая рекламная продукция, но лично моей работой был в основном текст). Каждый мой текст, написанный в рамках коммерческих проектов, прочитали один-два человека. Иногда три.

Примерно 90% написанного мной в рамках коммерческих проектов, было принято, оплачено, но... никакой пользы ни заказчику, ни его потребителям не принесло. Или принесло около 1% от возможной пользы.

Около 90% заказчиков, потратив деньги на сайт, полностью отказывались от продвижения, после чего сайт пару лет бессмысленно размещался "сам для себя" и затем закрывался. А некоторые делали наоборот - заказывали продвижение к заведомо неэффективным сайтам, тратили бюджет на заведомо ненужную рекламу.

Таким образом, КПД моей работы в нулевые годы был на уровне 5-10%, если считать по итоговому эффекту для моих клиентов, для клиентов моих клиентов, в конечном итоге для экономики России.

Хотя при этом 95% работ было оплачено.

Догадываетесь уже, к чему я веду?

Получилось, мягко говоря, не совсем логично.

Нет, я не жалею о том, что было сделано в нулевые.

Во-первых, за 10 лет практической работы я многому научился. И не только писать слитный понятный текст, но и систематизировать информацию, анализировать бизнес-процессы, разбираться с желаниями заказчика, доводить задачу до исполнителей. Оно может быть и не заменяет полноценного экономического образования, равно как и образования в области психологии, но с некоторыми процессами в нашем обществе, в современной российской экономике, в бизнесе, мне за 10 лет разобраться довелось.

А во-вторых, это была оплаченная работа, которая не только позволяла мне иметь бутерброд (стейк, пиво, чай, омлет и далее по списку) в предыдущие 10 лет, но и обеспечила все это в прошлом году, когда объем заказов резко пошел на спад.

Поэтому жаловаться было бы странно. Сделанное ранее - несмотря на низкую конечную эффективность было вполне естественным и даже необходимым профессиональным этапом.

Но каждый этап когда-то заканчивается и после него должен начинаться другой.

Продолжать работу по старой схеме, с КПД на уровне 5%, с пониманием тщетности большинства усилий по скрещиванию ежей и ужей (чудесатых идей клиентов с их основанными на личных нерыночных связях бизнес-реалиями) - стало и странно и неинтересно.

А кроме того, продолжать работу по-старому последнее время стало довольно сложно из-за того, что... в 2013 году в России резко замедлился экономический рост, в результате чего большинство клиентов резко сократили "необязательные расходы". То есть российский бизнес перестал тратить деньги на то, что руководство считает блажью - реклама, продвижение, интернет-проекты и далее по списку. И произошло это еще до украинских событий, хотя некоторую взаимосвязь я все-таки нахожу, но об этом в другой раз.

Вот по сумме всех этих причин около года я и пишу для Вас.

Раньше мой текст - задание, концепцию, план, отчет - читали один-два человека. Иногда три. Сегодня мой текст читает больше тысячи человек. Раньше 95% моей работы на том или ином этапе складывалось в архив, а использовалось около 5%. Сегодня - наоборот. Конечно, сейчас тоже есть тексты, которые я после написания откладываю в сторону и не размещаю в журнал, есть и такие, которые я размещаю, но затем понимаю, что текст оказался неудачным, не достиг цели, не понят или понят не так, как я планировал. Но процент текстов, эффект от которых я наблюдаю, сегодня выше в несколько раз, чем несколько лет назад.

В результате, я достиг повышения конечного эффекта от своей работы за последний год.

Что касается коммерческой стороны публикаций в ЖЖ - эти публикации мне никто не заказывал и не заказывает. Я свободен в выборе темы, как для очередного текста, так и вообще, для всего журнала. Тем более, я свободен в том, что именно писать по выбранной теме.

Почему я пишу про Украину или про Путина?

Выбор темы для очередного текста - это моя личная оценка актуальности, важности того или иного вопроса, а также наличие некоторой информации, знаний и соображений по данной теме.

Основные события в прошлом году разворачивались вокруг Украины. Но часть текстов у меня была посвящена другим темам - российской экономике, событиям за пределами России и Украины, один текст был по теме образования, были тексты о власти, российской элите, истории.

Не Украиной единой...

Думаю и далее будет так же - буду реагировать на происходящее, на актуальные темы, события, и конечно на Ваши вопросы. Иногда тема очередного текста зарождается в обсуждении предыдущего.

Но по прямому заказу у меня в журнале не было ничего.

Несколько текстов мне в прошлом году оплатило одно из ЖЖ-сообществ, но это был не заказ, а оплата за тексты, набравшие наибольшее количество комментариев по итогам размещения. Было в одном сообществе такое условие - авторам самых обсуждаемых текстов выплачивался бонус. Несколько моих текстов в итоге собрали урожай. Урожай был не лишним, но в масштабе всей работы, проделанной за прошлый год, это было буквально "на чай".

А в целом, время, потраченное в прошлом году на подготовку текстов и ответы читателям - от 5 до 10 часов в день, иногда больше - это было исключительно мое личное время.

Можно условно считать, что в прошлом году я писал за счет своих предыдущих клиентов, которые оплачивали мою работу в нулевые годы, а результаты складывали в архив.

Можно условно считать, что в прошлом году я поправил баланс - раньше 95% моих работ оплачивалось и 5% использовалось, в прошлом году было наоборот.

Как будет дальше - поглядим.

Конечно, работать по 10 часов в день без постоянного финансирования - нереалистично. В размещение рекламы в журнале я не очень верю (хотя наверное попробую, кто увидит рекламный баннер - не судите строго, это будет эксперимент). Писать о политике на заказ не собираюсь - хочется сохранить политическую независимость.

Не знаю пока, станет ли политическая публицистика моим стопроцентным занятием в ближайшие годы или придется разрываться между "заработком на рекламе" и "ведением жж за свой счет".

Но могу твердо обещать, что я писал, пишу и буду писать для Вас.

Больше или меньше - это уже как получится.

Но писать обещаю. Субъективно, независимо и по мере способностей интересно.

Буду писать для вас по той простой причине, что получая пару-тройку благодарных комментариев под текстом я чувствую, что сделал нечто более полезное, чем написав отчет клиенту, за который мне заплатили, но... прочитали первую-последнюю страницу, после чего навсегда отправили в архив.

Могу пояснить свою работу, пользуясь простой футбольной аналогией - раньше я получал деньги, но почти все время проводил на скамейке запасных. Последнее время, публикуясь в ЖЖ - я не получаю оплаты, но каждый день выхожу на поле и провожу на нем столько времени, сколько считаю нужным. И думаю, что я поступаю логично. Во всяком случае, сейчас.

Один футболист сказал - "бил, бью и буду бить".

А я - писал, пишу и буду писать. Для Вас!

Previous post Next post
Up