Некоторые цитаты из статьи скопирую сюда. Может и вам интересно.
Эмоциональный интеллект - это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависит общее благополучие человека, его удовлетворенность отношениями с другими людьми, успехи на работе и счастье в семейной жизни.
Причем это важно не только для детей, но и для взрослых. Люди часто закрываются от своих детей и близких броней «авторитета», который стараются поддерживать любой ценой. А дети удивляются, узнав, что мама и папа могут переживать и вообще что-то чувствовать. Это производит на них неизгладимое впечатление и больше сближает с родными.
1. Общаться, играть и делиться эмоциями
Гиппенрейтер сравнивает внутренние переживания ребенка с бочкой, которая заткнута пробкой: внутри все бурлит, а выхода нет. Почему нет? Потому что в нашем обществе не только в российском, в европейском, да и в американском не принято делиться своими переживаниями с близкими. И ребенку, который хочет рассказать что-то маме, подчеркивает Гиппенрейтер, нужен способ, нужен язык, нужно средство для выражения своих эмоций. А еще привычка делиться, семейная традиция, живое общение со взрослыми. Поэтому очень важно играть с ребенком, чтобы помочь организовать такое общение. В специальных играх дети должны учиться делиться своими переживаниями, осознавать и различать оттенки чувств, понимать собственные переживания и эмоциональное состояние другого человека. И, что важно, называть свои чувства и выражать их. Например, называть эмоции, просматривая семейные фотографии, наблюдая за детьми и взрослыми на спортивной площадке, во дворе, в магазине, в парке и т.д.
2. Учиться распознавать и называть свои эмоции
"Человеку - неважно, взрослому или ребенку часто нужно своего рода разрешение на то, чтобы поделиться с близкими своими чувствами или эмоциями, - говорит профессор. - Многие не умеют и оттого не хотят этого делать даже в семье".
И это неумение делиться своими переживаниями, неумение даже определить собственную эмоцию начинается с детства. Ребенок не всегда способен определить, что именно его мучает, как это называется. А ведь в нашем языке названий эмоциональных состояний очень много, десятки, если не сотни. В качестве примера Гиппенрейтер вспоминает Пушкина: «Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим».
"Сколько разных эмоций в одной фразе!" - добавляет психолог. "Поэт прекрасно владеет эмоциональным словарем. А вот словарь обычного человека чаще всего беден: нравится - не нравится, обиделся, рад. И взрослым, и детям не хватает слов для более точной передачи оттенков эмоций" Эмоции ведь редко обсуждаются в спокойном тоне. Именно поэтому взрослые и дети зачастую не используют тот богатый словарь, который есть в нашем языке, для разговора о собственных переживаниях. Ребенок может владеть пассивным словарем, благодаря поэзии и литературе, но он не сможет им пользоваться, если не услышит употребления этого слова в конкретной ситуации, на конкретном примере. Если вы говорите спокойно - вы сумеете подобрать именно то слово, которое отразит оттенки ваших переживаний. Анализируя оттенки чувства в игре, вы, например, можете сказать: я смутился, я в смятении, я робею, я стесняюсь.
3. Учиться распознавать эмоции других людей
Родители должны учить ребенка распознавать эмоции в другом человеке. Как распознавать? По мимике, по голосу, по жестам, по поведению. После того, как ребенок научится распознавать чужие эмоции, он сможет сочувствовать другому человеку и оказывать ему эмоциональную помощь. Поддержать, посочувствовать, понять, учесть потребность и переживание другого, не сердить его, не огорчать. Появляются предпосылки для добрых взаимоотношений. Гиппенрейтер предлагает карточки лото с изображением ситуаций и названия конкретных эмоций со словами «волнуется», «разозлился», «стыдится». Но этот игровой принцип можно использовать в повседневной жизни, наблюдая вместе с ребенком за людьми на улице, в кафе или магазине, вспоминая случаи из школы. 4. Играть в семейные игры
В любые семейные игры очень полезно вовлекать родителей, дедушек и бабушек. В игре всегда возникают эмоциональные ситуации и возможность поговорить о чувствах. Очень важно вести всю игру в доброжелательной атмосфере, отмечает Гиппенрейтер. Давая ребенку возможность подумать и оставляя за ним право передать ход другому или ответить на чужом примере. В игре чрезвычайно важно проявлять деликатность, не настаивать. Если и побуждать к разговору, говорит Гиппенрейтер, то только собственным примером и откровенностью.
5. Говорить о своих чувствах
Родители часто выражают свое недовольство повышенным тоном, критикой или наказаниями, а стоящие за всем этим эмоции - и их собственные, и детей - «остаются за кадром». Необходимо помнить, что рассказать о своих переживаниях гораздо полезнее, чем умолчать о них, особенно если речь идет о негативных эмоциях. Невысказанная обида в адрес другого человека разрушает отношения (один обижается и молчит, а другой может и не подозревать об этом).
«Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом, - советует Гиппенрейтер. - Но сделайте это в наиболее удачной форме. Подросток включил музыку «на полную катушку, а вам это страшно досаждает - скажите: «Меня очень утомляет громкая музыка». Делайте акцент на собственных чувствах, это позволит выразить негативные переживания в необидной для ребенка форме. Когда мы высказываем свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем детям возможность самим принять решение. И - удивительно - они начинают учитывать наши желания и переживания».
6. Учиться правильно слушать
Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. На жалобу ребенка «Он отнял мою машинку!» стоило бы ответить не привычное «Поиграет и отдаст», а кажущееся немного неестественным «Ты очень огорчен и рассержен на него за это». Гиппенрейтер предупреждает родителей: «Наши типичные ответы при всей кажущейся справедливости имеют один общий недостаток - они оставляют ребенка наедине с его переживанием». Ответы по способу активного слушания, наоборот, показывают, что родители поняли внутреннюю ситуацию ребенка, его чувства. Для душевного комфорта ребенка и для его эмоционального развития такое буквальное сочувствие очень важно.
В статье идет упоминание о психологических играх Юлии Борисовны Гиппенрейтер. Я уже давно на них посматриваю. Наверное, все же решусь купить какую-нибудь.
[Психологические игры] Первой в серии вышел комплект психологических игр для помощи родителям в организации живого эмоционального и развивающего общения с ребенком. В предлагаемых играх дети вместе со взрослым погружаются в мир эмоций - делятся своими переживаниями, учатся называть, осознавать и различать оттенки чувств, понимать переживания других.
---------------------------------------------------------------------------------------- В следующей игре на материале произведений А.С.Пушкина ребенок расширяет запас слов, описывающих внутренний мир человека
В наборе: книга 64 карточки СТИХиЯ 32 карты СТИХиЯ лото 64 карточки Иносказания
https://www.ozon.ru/context/detail/id/31086350/ - в Озоне самая низкая цена! ----------------------------------------------------------------------------------------------- Новинка в серии - развивающая игра для детей от 3-х лет "Родная природа"
Замысел проекта "Родная природа": - пробуждение интереса ребенка к живой природе; - знакомство с картинами природы в различные времена года; - развитие эстетического чувства красоты; - развитие речи, памяти, воображения и образного мышления.
В наборе: 64 карточки Времена года; 8 игровых полей 16 карт лото 64 карточки Родная природа;
Уникальные пейзажные фотографии известного фотографа Вадима Гиппенрейтера! Бывая в разных уголках России, зимой и летом, в лесу, полях и горах, он пытался отразить в своих фотографиях поэтические картины природы и передать ее красоту детям.
Красота доступна восприятию ребенка любого возраста, начиная с того момента, когда он может остановить свое внимание на образе или звуке. Поэтому яркие картинки, которые есть в этом комплекте, можно рассматривать даже с годовалыми детьми. И для них это будет содержательное занятие! В то же время играть, используя предлагаемые правила, рекомендуется с детьми начиная с 2,5 - 3 лет и дальше, в течение всего дошкольного возраста.
P.S. Мне всегда было интересно читать книги по психологии. Помню, лет с 15 собирала подшивки журналов с психологическими статьями, коллекционировала тесты, тестировала себя и всех подруг). Но никогда не было желания пойти учиться на психолога. Вот даже мысли не возникало. Поэтому первое образование техническое. Уже позже с рождением старшего сына стала задумываться о втором образовании. 4 года назад я защитила диплом педагогического вуза. Но жизнь так складывается, что работать по специальности не получается. Юлию Борисовну читала во время учебы в институте, курс Общей психологии. Очень понятно написано. Интерес к психологии не угас, но теперь все больше интересует детская психология. Поэтому, Гиппенретер продолжаю читать с удовольствием.