Иностранцы в Университете

Jul 24, 2013 22:41

       Пообещал я недавно написать об иностранцах в Универе, а тут как раз новость подоспела - а значит она, что в следующем году (а, может быть, и в этом) следует ждать притока русскоязычных абитуриентов из Молдовы. Чтож, обещал - выполняю.
       Иностранцы в нашем Универе - не новость. Когда я учился на истфаке (первая половина 90-х), их было немало, и они, надо сказать, учились. До сих пор помню однокурсника, Анри Дэбрэ (или д'Эбрэ ;)) из Буркина-Фасо: не отличник, но на твёрдые четвёрки учился, и, что характерно, никаких послаблений из-за того, что он африканец, не просил и не получал.
       Время прошло, другие люди, другие порядки. Что можно сказать об иностранных студентах Одесского Национального имени Мечникова во втором десятилетии XXI века?
      
       Иностранцы у нас делятся на несколько категорий.
       "Практически наши". Это ребята из Приднестровья, России, других постсоветских республик. Языкового барьера нет, реалии понимают. Разумеется, есть среди них и умницы, и отпетые лентяи, как и среди украинских студентов. Характерный момент - далеко не все преподаватели знают, что вот этот конкретный студент - не гражданин Украины. Никаких претензий, никаких льгот.
        "Почти наши". Дети бывших советских граждан, уехавших в США. Там их родители выяснили, что дать чаду высшее образование в приличном колледже не только престижно, но и очень дорого. Поэтому учатся у нас граждане США с чисто "американскими" фамилиями - ну, условно, "Петрова" и "Сидоров". Отношение - как к предыдущей категории.
        "Цивилизованные не наши". Заносит к нам периодически студентов из разных стран - то Польша, то Германия, вот пару лет француженка училась. Зачем им это надо? Разные ситуации бывают. Француженка, например, собирается стать международником-переводчиком с русского языка, очень востребованная сейчас в ЕС специализация (!). Но, чтобы переводить, решила окунуться в среду - вот два года и окуналась. Училась, кстати, неплохо. То есть, студенты этой категории, как правило, мотивированы и заинтересованы в учёбе.
         "Нецивилизованные не наши". Это, как правило, посланцы жаркой Африки и не менее жаркого Ближнего Востока. Последние несколько лет что-то из Экваториальной Гвинеи зачастили. Вот это - тихий ужас. Сначала они год живут в Одессе, учат язык. Получают оценки - неплохие оценки, прямо скажем. Иногда очень хочется посмотреть в глаза тем преподавателям, которые поставили "хорошо" или даже "отлично". Потом - приходят к нам. И начинается...
          Первая уловка - "моя твоя не понимай". То есть, на расстоянии примерно два метра от преподавателя русский язык студентом забывается начисто. Почти без слов, на уровне жестов, студент из Африки объясняет, что он не понимает лекций, не может читать по-русски, не может отвечать на семинарах. Зачем тогда поступал? На резонный вопрос:"А если бы вы в США учились, и сказали там в университете, что не знаете английского, что бы вам сказали?" ответом служит жалобное мычание.
          Далее - студент пропадает. Не ходит на лекции, не пишет модульные работы, игнорирует семинары... К концу семестра из потенциальных 60 баллов у этих студентов стоят нули. Тогда приходит время второй уловки - на очень ломаном русском преподавателю предъявляется требование (иначе не назовёшь) - поскольку "руськая язика очень-очень сложно", преподаватель должен дать студенту один вопрос, тот его выучит, и преподаватель должен (!) поставить оценку. На этой стадии приходится объяснять, что у меня требования ко всем студентам одинаковы - и их надо выполнять.
          Следом запускается третья уловка - на русском сложно, можно сдать экзамен на другом языке, например, на английском? Рассчёт прост - многие преподаватели отечественных вузов в языке Шекспира, мягко говоря, не сильны - но только не на "Международных отношениях". На английском? Нет проблем! Проблемы у студента - он-то материала не знает!
         И вот тут в ход пускается самое страшное оружие африканских студентов. "Он не ставит мне экзамен, потому что он расист!" Такое чувство, что подобное объяснение у них уже на уровне инстинкта. Однако мы не в Штатах и не в ЕС, устное заявление подобного рода надо подтвердить. Хотя-бы, сдав экзамен комиссии из трёх доцентов. Они ведь не допустят необъективности! Характерный момент - ни разу ни один из африканских студентов на подобную комиссию не пришёл, вне зависимости, входил ли в её состав преподаватель, обвинённый в расизме, или нет. В результате - как правило, африканские студенты "не переживают" первой же сессии, причём чаще всего, с абсолютным результатом - ни одного сданного зачёта или экзамена.
         Один раз, было, упросило начальство поставить-таки одному гвинейцу "трояк", чтобы не выгонять - иностранец всё-таки, контрактник... В итоге, во втором семестре он исчез. Напрочь. Оказалось, по ходу первого семестра он успел сделать ребёнка некоей студентке из общаги, после чего стал прятаться от её родителей и прочих родственников. Летнюю сессию он проигнорировал, после чего был закономерно отчислен.
         В сухом остатке. Иностранцы бывают разные, и тех, кто хочет учиться, мы встречаем с радостью. Но, увы, последние 6-7 лет посланцы Африки едут на Украину отнюдь не за образованием. Поэтому и результаты у них весьма плачевные. И никакой расизм здесь не при чём.

Размышлизмы, Высшее образование, Будни международников, Студенты, Университетское

Previous post Next post
Up