Переход на ход вперед и заход на вращение в либеле FCSp в момент смены музыкальных интонаций в начале нового фрагмента. Новая музыкальная тема хореографически обозначена исполнением блока из двух вращений с коньковой связкой между ними. Самая изящная и воздушная часть программы, особенно на контрасте с ранее исполненным каскадом. Легкий штрих и тонкий цветовой переход в музыкальной акварели... Черты сложности вращения: 1) сложный заход прыжком (бедуинский); 2) сложная вариация либелы вверх; 3) сложная вариация либелы вбок (“кольцо”); 4) минимум 8 оборотов без смены сложной позиции (в “кольце”). Идеальное исполнение сложной вариации базовой позиции:
Вращение замечательно вписано в мелодическую канву программы: -бедуинский прыжок при заходе на вращение хореографически подчеркивает смену мелодических фраз и музыкальных интонаций; -приземление в либелу совпадает с началом новой музыкальной фразы; -переход к сложной вариации либелы “кольцо” в начале следующего музыкального такта и исполнение всей вариации на два такта; -выход из вращения подчеркивает начало нового музыкального такта. Музыкальные акценты усилены потрясающей работой рук в сложных вариациях на протяжении всего вращения: -поднятие обеих рук и сжатие ладоней в кулак с последующим акцентированным опусканием с раскрытием ладоней в конце музыкального такта (на сложной вариации “либела вверх”); -волнообразное мягкое движение левой рукой вверх-вниз при вращении в “кольце” с фиксацией руки в верхнем положении точно в мелодический акцент в конце такта; -едва уловимое мягкое движение кистью с последующим плавным опусканием левой руки, подчеркивающее начало следующего такта. Очень музыкальный выход из вращения с акцентом на плавные и мягкие движения головы и обеих рук подчеркивает окончание музыкального такта. Коньковая связка при переходе к вращению в волчке со сменой ноги обыгрывает начало нового музыкального такта. Изящно исполненный скобочный шаг с переходом в легчайшие зубцовые шаги со сменой направления и мягким жестом полуопущенных рук - как по клавишам пробежал (с) Этот удивительно музыкальный, тонкий и деликатный переход между двумя вращениями - один из любимых моментов программы. Исполнение вращение в волчке со сменой ноги CSSp усиливает смену музыкальных интонаций и нарастание эмоционального накала при приближении к кульминации программы. Черты сложности вращения: 1) сложный заход (“качающаяся либела” - Windmill (illusion); 2) прыжок внутри вращения, не меняя ногу (“чинян”); смена ноги (правой на левую) 3) сложная вариация волчка (“нога вбок”); 4) сложная вариация волчка (“нога назад”). Для любого вращения со сменой ноги максимальное число черт, которые можно получить за вращение на одной ноге, равно двум. Это требование выполнено (две позиции исполнены на правой ноге, две - на левой). Итого вращение 4-го уровня. Вращение отлично вписывается в музыкальную канву программы, что отражается в усилении динамики его исполнения, совпадающей с насыщением эмоционального окраса и сменой музыкальных интонаций: - сложный заход на вращение исполнен в момент вступления фортепианного проигрыша при усилении мелодических интонаций низкими фортепианными аккордами в конце второго музыкального фрагмента; -”ввинчивание” (простите за каламбур) в простой волчок на фортепианный проигрыш; -акцентированно исполненные “чинян” и смена ноги; Мелодические акценты при исполнении вращения усиливаются работой рук в сложных вариациях базовых позиций и точной расстановкой хореографических акцентов: -прикосновение обеих рук к лицу в музыкальный акцент при вращении в простом волчке; -акцентированное прикосновение правой рукой к щеке при сложном положении корпуса в момент исполнения сложной вариации базовой позиции “нога вбок”, которые влияют на баланс всего тела; -движение кисти правой руки на раскатистый низкий аккорд при исполнении сложной вариации базовой позиции “нога назад”. Юзуру полностью заполнил собой пространство Мегаспорта. И зал в едином порыве это почувствовал и откликнулся громкими аплодисментами уже при исполнении двух заключительных позиций вращения в волчке. Юзуру катал не программу, а рассказывал свою историю. Он растворился в музыке, словно льющейся из-под коньков и звучавшей в мягких движениях рук. Настроение на протяжении программы менялось от тихой грусти в первой половине до бушующей страсти на каскаде и всепоглощающего счастья на дорожке шагов. Как горделиво он вскинул голову и со счастливой улыбкой на лице ворвался в эту дорожку! Юзуру катал дорожку так, что рвал душу на части без остатка, комок подступил к горлу и из глаз невольно потекли слезы... Какой он был счастливый, свободный и одухотворенный!
Перетяжка LBI/LBO, чоктау LBO п/ч, широкий шаг RFI/LFI, моухок LFI п/ч, гидроблейдинг hydroblading (точно в финале мелодической фразы), одноногий аксель (one-foot axel), в котором Юзуру буквально взлетает в начале новой музыкальной фразы, шассе LBI/RBO, моухок RBO
Черты сложности дорожки шагов: 1. Засчитываются чисто исполненные два чоктау (п/ч и пр/ч), два крюка (п/ч и пр/ч), два выкрюка (п/ч и пр/ч), две скобки (п/чи пр/ч), два твизла (п/ч и пр/ч), две петли (п/ч и пр/ч). Итого 12 сложных шагов и поворотов. Все 6 типов сложных шагов и поворотов исполнены в обоих направлениях (по часовой и против часовой стрелки). Это соответствует критерию complexity (“сложность”), максимальный уровень дорожки шагов - 4-й. 2. Вращения направо или налево с полным оборотом тела хотя бы на 1/3 рисунка в сумме в каждом направлении более чем достаточно (см. схему). Черта засчитывается. 3. Использование движений тела в течение хотя бы 1/3 рисунка в сумме в каждом направлении (работы головы, рук, торса, бедер более чем достаточно). Черта засчитывается. 4. Исполнены две различные комбинации из трех сложных поворотов на разных ногах (первая на правой, вторая - на левой ноге). Обе комбинации выполнены с четким ритмом во время исполнения дорожки. Черта засчитывается. Итого засчитываются все четыре черты сложности - дорожка шагов 4-го уровня. Весь элемент гармонично вписан в музыкальную канву программы. Длина шагов и амплитуда исполнения элементов (гидроблейда, одноногого акселя, бауэра) соответствуют ритмической доле. Все шаги и элементы подчеркивают музыкальную фразировку и точность интерпретации. Хореографические акценты при исполнении шагов и поворотов совпадают с ритмическим рисунком музыкального фрагмента: шаги и повороты в начале дорожки, связка гидроблейд-одноногий аксель, исполненная на стыке музыкальных фраз, совпадение окончаний второй комбинации из трех сложных поворотов и музыкальной фразы, переход на другую ногу после заключительной петли в конце такта как хореографический акцент на завершении элемента. Движения фигуриста, соответствующие характеру и стилю музыки, усиливают интерпретацию музыки. Переход через “шагающую либелу” к финальному комбинированному вращению CCoSp совпадает с началом новой музыкальной фразы, хореографически усиливая волнообразную смену музыкальных интонаций финала программы. Черты сложности вращения: Либела 1) смена ребра в либеле с внутреннего на наружное; 2) сложная не-базовая позиция; Смена ноги (левая на правую) 3) сложная вариация волчка (нога вперед "а-ля Джонни") 4) сложная вариация стоя (“винт”). В комбинированном вращении исполнены все три базовые позиции: либела, сидя (волчок) и стоя (“винт”). Использованы четыре черты сложности. Для любого вращения со сменой ноги максимальное число черт, которые можно получить за вращение на одной ноге, равно двум. Это требование выполнено (две позиции исполнены на левой ноге, две - на правой). Итого вращение 4-го уровня. Смена позиций во вращении на левой ноге разложена по тактам: -смена ребра в либеле - переход к не-базовой позиции; -смена ноги и переход в сложную вариацию волчка исполнен на сильную долю; - сложная вариация стоя “винт” исполнена на ослабление мелодических интонаций в финале музыкального фрагмента. Хореографические акценты дополнены работой рук, что еще больше подчеркивает мелодические акценты при исполнении элемента: -акцентированная работа кистью правой руки в либеле; -волнообразные движения кистей рук в “блинчике”; -мягкое движение левой руки прои вращении в “винте”. Переход к финальной позе, являющейся отражением стартовой, символизирует течение времени. Есть только одно интересное отличие стартовой и финальной поз: во второй Юзуру поворачивает голову в противоположную сторону. Его взгляд словно устремлен в будущее, к новым надеждам и мечтам. Все продолжается...
Из интервью Джонни Вейра (журнал Number 966, 22.11.2018):
"Юзуру использовал некоторые элементы моей программы, которые смотрелись очень гармонично. В то же время программа стала для Ханю чем-то своим, он катал её уже в собственном стиле, что меня очень тронуло. Юзуру сделал всё, чтобы полностью раскрыть музыку. И если я показал её мягкую и нежную печаль, то Юзуру продемонстрировал неукротимость и яркость композиции. Музыка, как и сами люди, очень многогранна, и мы с Юзуру показали разные грани выразительности одной мелодии.
Его талант был виден ещё в детстве, но он вырос в такого спортсмена, которого я даже представить не мог. Юзуру стал невероятно сильным и, несмотря на перенесенную травму, завоевал второй олимпийский титул. Я не мог подумать, что когда-нибудь увижу настолько сильного фигуриста.
Я хочу сказать всем, кто не знаком с ним лично, что за это время его сострадание к людям, его человечность ничуть не изменились. Он известен по всему миру, но его скромность и манера общения с людьми остались такими же, как и в тот день, когда я впервые с ним встретился".
Тем временем в Японии наступило 7 декабря, а это значит, что Юзуру исполнилось 24 года!
Его жизнь - фигурное катание. Его катание - великолепное сочетание спорта и искусства. Его сила - в непоколебимой вере в себя и преданности своим идеалам. Он - подарок для всех нас. Пусть будет здоровым. Пусть будет сильным. Пусть верит в себя и свою счастливую звезду. Любовь и поддержка болельщиков со всего мира придадут ему сил. С днем рождения, Юзуру! Спасибо за праздник, который дарит твое катание. Из России с любовью,
Огромная благодарность за переводы интервью с японского языка Анне Замотаевой и Евгении Митрофановой.