На самом деле я приехала в Сергиев Посад, конечно, не для того, чтобы сходить в музей игрушки. Хотя и это само по себе отличная цель путешествия. Путь мой лежал в Троице-Сергиеву Лавру. Как и всякий необратимо воцерковленный православный шовинист я бывала в ней несколько раз, но на этот раз цель была другая. В этом году началась реставрация иконостаса Успенского собора, самого большого собора Лавры. И занимаются этим мои друзья, с которыми мы уже три года реставрируем маленькую церковь тоже в честь Успения Богоматери, затерянную в Псковских лесах.
Огромный пятиглавый собор царит над городком, но сейчас он в лесах.
В прошлом году в скит приезжал старец из Александро-Невской лавры и во время молебна благословил нас иконой Сергия Радонежского. Так великий русский святой привел нас в свою обитель. За забором, куда теперь обычных паломников не пускают, идет реставрация одной из главных святынь России. Но нам туда можно)))
Собор целиком спрятан под лесами. Построен собор в конце 16 века, и, конечно, много раз реставрировался и поновлялся (вот здесь можно прочитать его описание,
сделанное церковным историком Голубинским). Но эти работы, пожалуй, самые масштабные в его истории. Иконостас огромный, просто огромный. 28 метров в высоту и ширину, и весь покрыт богатой барочной золоченой резьбой.
А это паникадило. Когда на него смотришь с верхнего яруса лесов, то оно похоже на гигантскую рождественскую елку.
Свет - это не солнце, это прожекторы и лампы, под которыми работают реставраторы.
Лезем на леса. Путь до самого верха занимает около получаса. И вниз слабонервным лучше не смотреть. Вооон там внизу видно маленького человечка в спецодежде)
8 ярусов позади, а леса еще продолжаются. Еще 6 ярусов.
Зато по пути можно детально рассмотреть удивительные фрески 17 века.
На фреске в честь Сретения Господня я нашла свою святую покровительницу - пророчицу Анну.
Резьба ближе. Каждый завиток уже отчищен, каждая чешуйка золота будет укреплена при помощи специального клея, а места утрат будут восполнены и заново позолочены. Белые квадратики на иконах и резьбе - это профзаклейки из специальной бумаги, они сдерживают осыпающиеся слои краски и грунта. Позже их снимут, а иконы укрепят, очистят и восполнят утраты.
Мы на самой вершине иконостаса, возле Голгофского креста. 28 метров под нами, да-да.
Так высоко залетают только ангелы и реставраторы) На лесах идеальная чистота и порядок, но работа тяжелая. Высоко, жарко и душно, лампы нещадно пекут, растворители разъедают руки и глаза, вековая грязь и копоть, золото слепит глаза, но все равно это самая лучшая в мире работа.
Спускаемся вниз.
Если вы посетите Лавру после окончания работ, вспомните о бригаде петербургских и московских реставраторов, которые "здесь были". Были на высоте;)