Что такое "Средневековье" (минимум реконструкторского занудства и максимум образов). И немного про мифологизацию.
--------------------------------------------------------------
цитата:
В историографии существуют различные мнения по поводу определения временных рамок Средневековья. Историки школы «Анналы» датируют Средние века - начало II-III вв. н. э. - конец XVIII в. Большинство же историков склоняются начало Средневековья датировать V в.н. э. - конец XVI-середина XVII вв. Внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять по крайней мере три периода:
Раннее Средневековье - V в. - начало XI в.
Классическое Средневековье - XI-XV в.
Позднее Средневековье - XV в. - середина XVII в.
-------------------------------------------------------------
Есть мнение, что "позднее Средневековье" - это уже не Средневековье, а полным ходом Возрождение. Есть мнение, что следует делить средневековую культуру раннюю\позднюю по границе начала крестовых походов - с 1095 года. Сколько историков, столько и мнений. Но факт не реклама - никто не хочет замечать, что кроме Прекрасных дам и труворов позднего Средневековья было и раннее, суровое, кочевое, варварское и римо-ушатывающее потихоньку.
Тру-Средневековье раннятина
А тру-Средневековье - это "Нибелунги", "Викинги" и прочие незамысловатые, одетые в шкуры товарищи. Если посмотреть "Воин зимы", там всё можно узнать о НАСТОЯЩЕМ Средневековье.
Click to view
Сколько действительно бархатно-шелковых нарядов вы тут насчитаете?
Отвечаю. Одна из сюжетных линий - история гречанки и её платья, которое ей муж, происхождения местного, но рода занятий - римско-легионерского, привёз из её любимой Византии. Простая шелковая красная туника. Переходящее красное знамя, которое особо "шикарно" смотрелось на бабе-разбойнице. Когда они делили добычу у костра, она надела его прямо поверх своих "меховых труселей".
Романский стиль, всё приземистое и добротное, варварское.
Хотя... Вообще-то это бывшая римская империя, бывшая Эллада, бывшая... 11-12 вв - расцвет романского стиля.
http://top-antropos.com/history/srednie-veka/item/11-history-of-costumehttp://top-antropos.com/history/srednie-veka/item/12-history-of-costume Присмотритесь: это же пеплумы и тоги!
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/142898/142898_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/143172/143172_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/142150/142150_600.jpg)
Лондонский тауэр, постройка тех времен, когда крепости были настоящими:
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/142466/142466_600.jpg)
Кольцо нибелунгов, экранизация. Брунгильда.
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/154466/154466_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/154924/154924_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/154835/154835_600.jpg)
Последние два кадра - ответ на вопрос "а были ли там нежные и трепетные лани, или вся женская мода сводилась к шкурам и брутальному выражению лица?"
Ответ: дорогие платья, конечно же, были. Всё из той же, допустим, Византии. Но... только в особо парадных случаях. А так, как замечает книга по истории костюма, ткани - домотканные. Покрои - одинаковые, что для феодала, что для крестьянина, разница в качестве и отделке. Тяжелый труд и аскеза. Пока не стали развиваться города и ремесленные цеха не подняли голову. Швейные, красильные, ювелирные, кузнечные - все эти мастерские сделали Средневековье красивым.
Про краткую историю Великого Шелкового, контрабанду и варяжскую торговлю,
вики.
Средневековая готика. 12-13вв
Мне (как и большинству тонкокостных и остроскулых дев) идут безумно вырезы-лодочки, длинный узкий рукав, в меру клешёная к низу юбка в пол (и такие же широкие штанины, которые за тобой волочатся), высокие острые воротники... в общем, высокая готика, звуки органа...
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/141778/141778_600.jpg)
средневековые королевы, даже в современном прочтении - они такие. никто не рискнет назвать "миленькой".
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/141309/141309_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/140341/140341_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/140984/140984_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/141402/141402_600.jpg)
Больше настоящего позднего Средневековья...
http://top-antropos.com/history/srednie-veka/item/14-costume Прерафаэлиты его очень любили:
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/149684/149684_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/151575/151575_600.jpg)
И Бургундский двор, больше энненов, ещё больше (самое, уже век 13-14):
средневековые головные уборы ![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/150298/150298_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/149768/149768_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/150054/150054_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/150753/150753_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/150793/150793_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/151192/151192_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/151538/151538_600.jpg)
Ренессанс
Но это ещё не полный "конец обеда". Кроме готики ведь есть ещё и ... Ренессанс! Снежные злюки-королевы тают, причёски расплетаются, формы текут, и цветочки, цветочки...
Я не буду вдаваться в разницу юг-север, просто... 15-16 вв. Строго говоря, абзац Средневековью.
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/141838/141838_600.jpg)
Но если вы думаете, что Ренессанс - это голые плечи (и не только) и золотистые локоны итальянок... Нет! это эпоха бархата, кружев, излишеств и... одежды, застёгнутой на все пуговицы. И корсетов.
И Испанской экспансии. "Никто не ждал испанскую инквизицию"(которая появилась как раз тогда). И... зарождения протестантизма.
http://top-antropos.com/history/srednie-veka/item/15-costumehttp://top-antropos.com/history/srednie-veka/item/16-costume Итальянки, просвещение и античность:
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/143652/143652_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/144050/144050_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/144983/144983_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/145382/145382_300.jpg)
Франция - влияние Испании и моральность, моральность!
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/144888/144888_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/146917/146917_300.jpg)
(выше - брат и сестра Валуа, король Франции и королева Испании)
испанская мода:
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/146668/146668_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/147146/147146_300.jpg)
как человек, проводивший предигровую подготовку к "2м королевам", игре по Европе времен Елизаветы и Марии, вынуждена сообщить, что Изабелла Валуа на портрете одета в стальной корсет и юбку такую, в которую нужно заходить - это vertugadin из стальных обручей. Вот как у девочки ниже. Служанки потом сверху платье надевают. 2 штуки, верхнее бархатное и нижнее - парчовое. Все эти бантики - сменные. На другом портрете у нее другие бантики. Они служат для соединения частей платья, так как часто у платья рукава отстегиваются. Это, как и многослойность, наследие ещё средневековой моды, и продержится оно вплоть до... наверно, до сегодня. По крайней мере рубашка, корсет и юбка + 2 платья - норма Европы до Французской революции точно.
Что ещё сказать... нет, дамы в положении не страдали от корсетов. Этот корсет сжимает в основном грудь, а внизу он может заметно приподниматься над животом.
Про воротник. Использовались своеобразные щипцы, которые похожи на штуковину для выпечки вафель. Две ручки, две поверхности, которые прессуют кружево. Современными средствами это не повторить, делают имитацию на воротник.
Англичане:
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/145517/145517_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/144154/144154_300.jpg)
Современность:
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/145906/145906_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/145969/145969_300.jpg)
И северное Возрождение, с его аскетичным протестантизмом:
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/148002/148002_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/147786/147786_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/148388/148388_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/148563/148563_300.jpg)
Современное прочтение:
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/148778/148778_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/149042/149042_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/154360/154360_600.jpg)
---
Собственно, неизвестно, кто был более религиозен - испанцы или немцы и голландцы.
Но они всю эпоху пытались это честно выяснить, как порядочные средневековые мены. Например, сжигая.
Как видим, несмотря на всю аскетичность испанцев, всё-таки это имперский стиль. А вот северяне - те устроили бунт против итальянской роскоши. Мартин Лютер против Борджиа. Честная бедность против ватиканского карнавала. Где можно потом найти будет эту вот протестантскую поджатую мину? В Америке. Благо, испанцы открыли, англичане продолжили, а всех неугодных - туда. Вместе с протестантизмом.
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/149417/149417_600.jpg)
----
дальше следует сказать немного о прерафаэлитах, романтизме, современной готике, ар-нуво, нео-готике... но я уже хочу спать, и перенесу всех, кто любит ворошить Средневековье, на другой раз.
з.ы. Все, кто начинает умничать на тему Возрождения и Барокко: Барокко - это позднее Возрождение (спасибо, википедия), самый его финиш, век 17й, "мушкетерка" и подвески Анны Австрийской. Куча кружев, мушки и локоны, но уже никакой лёгкости итальянского Возрождения, так любимого прерафаэлитами, нету. НЕТУ. Есть пышные платья. Есть "жена бакалейщика", тончайшее кружево Нидерландов и Маркиза Ангелов. Есть потуги итальянцев доказать всему миру, что они ещё ого-го. Есть итальянские карнавалы, обедневшая итальянская знать и пришедшие уже к логическому финишу Казановы. Но человек пост-Реформации - уже не античный бог, а тварь дрожащая.
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/152050/152050_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/152187/152187_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/152551/152551_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/152682/152682_600.jpg)
А "Дольче с Габаной" вдохновлялись ранним итальянским Возрождением и Византией.
Собственно, к чему я всё это? К тому, что у каждого куска Средневековья, у каждого региона - своя эстетика, которая объясняется политической обстановкой и поставками шелка из Константинополя (или их отсутсвием). Эстетика, зачастую противоположная, даже в рамках одного периода.
И всё это тесно переплеталось в европейской культуре, вплоть до аскетизма протестантов Северной Америки и сусальности итальянского Возрождения от Прерафаэлитов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/153742/153742_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/154059/154059_600.jpg)
В общем, всем доброй ночи.
![](http://ic.pics.livejournal.com/amethisto/67564978/153548/153548_600.jpg)